предметные: изучить наклонения глагола; уметь определять наклонение глагола по значению, образованию.
личностные: осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.
познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.
регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Этап мотивации |
Цель: организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Всем доброе утро! Садитесь. Мы начинаем урок русского языка. Желаю всем плодотворной работы и удачи. Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. | Подготовка класса к работе. | Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и умений |
Цель: повторить и обобщить сведения о глаголе. | Посмотрите на слайд. Перед вами ребус. Мы продолжаем изучать самостоятельную часть речи глагол. Прочитайте понятия, записанные на доске. Вид, возвратность, спряжение, наклонение, время, число, лицо, род. Каким общим словом можно объединить все понятия? Все ли морфологические признаки глагола нам известны? Над каким признаком мы сегодня будем работать? | Разгадывают ребус. Определяют понятия, выявляют незнакомое понятие. | Личностные: достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Метапредметные: умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации. Познавательные: строить высказывания в устной форме. |
Постановка учебной задачи |
Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА – это тема нашего урока. Запишите в тетрадь. Что такое наклонение глагола? Какие есть наклонения глагола? Что обозначают? Как образуются? Как изменяются? Изучить… Применить …. Подвести итог… | Формулирую тему урока, цель, определяют круг вопросов, на которые хотят получить ответы. | Познавательные: формирование логических действий анализа объектов. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. |
Создание затруднения (проблемная ситуация) |
Цель: выявить место и причины затруднений | НАКЛОНЕНИЕ – это грамматическая категория глагола, которая выражает отношение действия к действительности. Прочитайте предложения, записанные на доске. Я прочитал книгу. Я прочитал бы эту книгу. Прочитай эту книгу. В каком предложении говорится о действии, которое произошло на самом деле, в действительности? О чём говорится во 2-ом предложении? О чём говорится в третьем предложении? У глагола есть три наклонения: изъявительное, условное, повелительное. Можем ли мы предположить, в каком наклонении стоит каждый глагол? Давайте подумаем? Правы мы или нет, узнаем позже. | Высказывают предположения. | Познавательные: формирование логических действий анализа объектов; адекватное понимание информации устного сообщения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Цель: | Чтобы получить ответы на другие вопросы, поработаем с теорией самостоятельно и в группах. Какова будет цель работы? Составим алгоритм работы. Изучить теоретический материал Составить ментальную карту Представить материал одноклассникам 1 ряд - § 86 2 ряд - § 93 3 ряд - § 94 Итак, ребята, каждая группа представляет одно наклонение глагола. Остальные ребята слушают выступление и оценивают представление материала относительно своих знаний. Зелёный стикер – всё понятно. Жёлтый стикер – затрудняюсь Красный стикер – ничего не понял. Выступление групп. 1 группа – изъявительное наклонение. Ребята, вы поняли, какие глаголы относятся к изъявительному наклонению? Покажите соответствующий стикер. 2 группа – условное наклонение. Ребята, понятен ли вам материал об условном наклонении? Покажите соответствующий стикер. 3 группа – повелительное наклонение Ребята, вы поняли, какие глаголы относятся к повелительному наклонению? Покажите соответствующий стикер. Молодцы. | Формулируют цель работы. Коллективно составляют алгоритм. Изучают теоретический материал, составляют ментальную карту. Учатся взаимодействовать друг с другом в процессе работы. | Познавательные: владение разными видами чтения (поисковым, изучающим); установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища. Предметные: опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи. | Каков следующий этап нашей работы? Какова будет цель работы? Посмотрите на слайд. Прочитайте задание. Прочитайте текст. Спишите. Найдите глаголы. Определите их наклонение. «Поживите на даче», - сказала мама. Мы с Мишкой очень обрадовались. Продолжалась бы такая жизнь целое лето! Поменяйтесь тетрадями. Проверьте у своего одноклассника. Как вы определили наклонение у глаголов? Чему учились, выполняя это упражнение? | Выполняют задание. Определяют наклонение глаголов. Проверка. Наблюдают, оценивают. Взаимооценка. Проговаривают во внешней речи. | Познавательные: формирование логических действий. Коммуникативные: способность участвовать в речевом общении. |
Применение знаний и формирование умений и навыков |
Цель: закрепить полученные знания | Потренируемся в образовании форм наклонений. Вспомним, как образуются глаголы условного наклонения? Как образуются глаголы повелительного наклонения? Как образуются глаголы изъявительного наклонения? Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении? На что указывают эти слова? ВРЕМЯ. Как можно образовать изъявительное наклонение? Поставим глаголы в настоящее время? Посмотрите на слайд. Прочитайте задание. Образуйте от данных глаголов разные формы наклонений. Держать – держу – держал бы – держи Полететь – полечу – полетел бы – полети Сидеть – сижу – сидел бы – сиди Самопроверка. Проверим свою работу. Назовите глаголы повелительного наклонения. Условного. Изъявительного. Чему мы учились, выполняя данное упражнение? С какими трудностями столкнулись в процессе работы? Как с ними справлялись? Скажите, пожалуйста, наклонение глагола – это постоянный морфологический признак или непостоянный? Докажите. | Делают записи в тетрадях. Проверка. Дают пояснения к глаголам. | Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища, строить монологическое высказывание. Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата. Метапредметные: формирование логических действий. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного. |
Рефлексия учебной деятельности |
Цель: сформировать личную ответственность за результаты | Над какой темой мы работали в течение урока? Какую цель ставили в начале урока? На какие вопросы получили ответы? Какой вопрос мы не подробно рассмотрели на уроке? Достигли ли мы цели урока? Оцените свою работу на уроке, используя экран рефлексии. Выберите одну фразу и продолжите её. Запишите. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Цель: проверка освоения способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях | Я вижу, что тема «Наклонения глагола» вам интересна, и вы с удовольствием с ней поработаете дома. Откройте дневники. Запишите д/з: Упр. 219 или 220. | Осмысливают информацию о д/з, записывают в дневник | Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |