Урок русского языка в 6 классе "Образование слов способом сложения"
Урок русского языка в 6 классе "Образование слов способом сложения"
В русском языке различают различные способы образования слов. один из способов мы изучаем на уроке русского языка в шестом классе. Способ сложения. На уроке присутствуют разные способы и формы преподавания материала.
Цели урока:
личностные: формирование умения работать самостоятельно и в паре, высказывать собственную точку зрения и слушать мнение одноклассников, выбирать оптимальные способы действия, анализировать и оценивать результаты своей работы;
метапредметные: формирование умения изучать и анализировать теоретический материал учебника, формулировать вопросы, выводы наблюдений, находить способы выхода из проблемной ситуации, создавать свои задания по предложенной модели, подводить итоги учебной деятельности;
предметные: углубление знаний по теме «Способы образования слов в русском языке», формирование умения выполнять словообразовательный разбор слов, определять способ образования слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Образование слов способом сложения" »
Образование слов способом сложения (конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику под редакцией А.Д.Шмелева)
Тема: Образование слов способом сложения
Класс: 6
Предмет: русский язык
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цели урока:
личностные: формирование умения работать самостоятельно и в паре, высказывать собственную точку зрения и слушать мнение одноклассников, выбирать оптимальные способы действия, анализировать и оценивать результаты своей работы;
метапредметные: формирование умения изучать и анализировать теоретический материал учебника, формулировать вопросы, выводы наблюдений, находить способы выхода из проблемной ситуации, создавать свои задания по предложенной модели, подводить итоги учебной деятельности;
предметные: углубление знаний по теме «Способы образования слов в русском языке», формирование умения выполнять словообразовательный разбор слов, определять способ образования слов.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре и плоды нам принесло:
Вот из сада вам рассада, вот еще посадки рядом.
Вот и садовод с садовником идет.
Очень интересно гулять в саду словесном!
- Сегодня и нам с вами, ребята, предстоит прогуляться по словесному саду и понять, как и из чего растут слова.
2. Подготовка к работе на основном этапе. Создание проблемной ситуации.
- Познакомьтесь с текстом (текст оформлен на слайде)
Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водяной с капелькой играют. Водоросли с карасиками обнимаются.
- О каких родственниках идет речь?
- Соотнесите слова и способы их образования (карточки со словами и способами их образования расположены на магнитной доске, детям нужно их правильно распределить)
подводник
приставочно-суффиксальный
водица
суффиксальный
водяной
суффиксальный
водоросли
?
- Какому слову не досталось способа образования? Почему? Запишите это слово.
водоросли
- Сколько у него корней? Сколько слов участвует в образовании слова водоросли? Запишите эти слова.
вода + росли
- Какой знак мы поставили между словами? Как, по-вашему, называется такой способ образования слов в русском языке? (сложение) Как называются такие слова? (сложные)
3. Открытие нового знания учениками.
Открытие темы. Ее запись. Формулирование целей.
- Что мы знаем по теме «Способы образования слов в русском языке»? Какой новый способ образования откроем для себя на этом уроке? Чему научимся в течение урока?
Работа с учебником: часть 1, глава 3, параграф 7 «Образование слов способом сложения».
- Познакомьтесь с теоретическим материалом параграфа. Сформулируйте вопросы к изучаемому материалу (работа проводится индивидуально или в парах по желанию учеников).
Обсуждение вопросов. Самостоятельные выводы об образовании слов способом сложения.
4. Применение нового знания.
Упражнение: запишите слова, докажите, что они образованы способом сложения, выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные.
Работе с текстом (текст оформлен на слайде).
Чудеса в луже
Как интересно глядеть в лужу! По поверхности лужи скользят презабавные длинноногие водомерки. Они не тонут, потому что их лапки смазаны жиром. Вот из глубины поднимается большой черный жук-водолюб и набирает в сои воздушные мешки запас свежего воздуха.
Водолюб – миролюбивое существо. Он питается мелкими подводными растениями, водорослями. А у паучка-серебрянки среди водорослей имеется воздушный колокол, как у настоящего водолаза.
Осмысление содержания текста.
- О каких чудесах идет речь?
- Почему автор использует для описания происходящего слово чудеса?
- Наблюдали ли вы чудеса в самых простых вещах, окружающих вас в повседневной жизни? Расскажите о них.
Работа со сложными словами.
- Выпишите из текста сложные слова, покажите, как они образованы.
- Почему их так много в тексте? Какова их роль? Попробуйте заменить их сочетаниями слов, от которых они образованы. Что изменилось? Сделайте вывод о роли сложных слов в речи.
Игра «Конструктор».
- Соберите слова, используя в качестве строительного материала слова из таблицы, выделите корни полученных слов (таблица – на слайде)
Вода
Трясти
Сталь
Строить
Земля
Снабжать
Корабль
Варить
Один
Греть
Тело
Рубить
Лес
Цветок
- Создайте свой «конструктор».
4. Рефлексия: игра «Хочу спросить».
- В конце нашего занятия я попрошу каждого из вас задать мне вопрос. Подумайте, при выполнении каких заданий вы столкнулись с трудностями? Что осталось для вас непонятным? С чем вы не справились? Чего не поняли? Сформулируйте и озвучьте свои вопросы.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}