Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы
Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы
Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать.
Александр Львович Минц
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.
Бернард Шоу
Действительно, чтобы знания становились инструментом, а не просто ненужным багажом, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ – пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляется в режиме заучивания, школа работает процентов на 90 в холостом режиме.
Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных контекстах.
Предмет «Русский язык» в школе занимает особое место. Многие ученики и даже их родители считают, что
Язык – это набор правил, которые кто-то придумал, на уроке русского языка приходится только думать, какую букву или знак препинания вставить. Русский язык нам не нужен, он в жизни не пригодится, потому что компьютер, если надо, подчеркнет и, главное, исправит все ошибки. У детей 21 века есть очень сильное подкрепление и такой мысли: грамотное письмо нужно отнюдь не везде, при общении в Интернете люди прекрасно обходятся и без него, в этом даже находят особый шик, проявление свободы. Школьники распевают «чумачечая весна, очечи» и считают, что это тоже русский язык.
Язык в школе нужно изучать прежде всего для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ и ГИА. С этим убеждением тяжело поспорить, потому что сегодня – это не только показатель эффективности работы школы, успешности в освоении знаний школьником, это и критерий эффективности работы учителя, его возможность претендовать на присвоение первой или высшей квалификационной категории.
Как учителю убедить ученика, его родителей, что русский язык и литература – это не «куча» правил, авторов, которые написали свои книги, а увлекательный мир, в котором есть много интересного и не все ещё открыто. Сделать это возможно, если учитель сможет сам измениться, попробует работать по-новому, используя современные образовательные технологии, УМК, которые помогут получить новый образовательный результат: не сумму знаний, а умение их применять в различных жизненных ситуациях, быть успешным.
Что представляет собой образовательное пространство урока? Как распределяются роли между учителем и учеником? Как построить урок, используя технологию проблемного диалога и продуктивного чтения? Это вопросы, на которые сегодня учитель ищет ответы.
Стандарты второго поколения целью ставят развитие личности учащегося на основе усвоения способов деятельности». Что это значит? Ученик - выпускник основной школы – должен уметь принимать решения, организовывать свою деятельность, знать, где найти нужную информацию, как её обработать, представить аудитории, при этом уметь договариваться, избегая конфликтных ситуаций, или легко их разрешая. Речь идет о трех группах результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результатах. Получить эти результаты можно, если вся образовательная деятельность строится на системно-деятельностном подходе.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Как говорится в китайской мудрости: не надо давать рыбу, надо научить ловить её.
Основной формой организации образовательного процесса по-прежнему остается урок, стандарт предлагает и другие формы организации взаимодействия учителя и ученика.
Цели урока формируются как результаты: личностные, метапредметные и предметные, они отражены в стандарте, который представляет рамочный документ и приравнивается к закону. Добиваться поставленных результатов помогает учителю учебно-методический комплекс.
Образовательное пространство урока
Итак, образовательные потребности ученика отражены в стандарте (портрет выпускника школы), в Законе об образовании, где регулируются отношения между участниками образовательного процесса. Деятельность учителя регулируется должностной инструкцией, которая рассматривалась и принималась в 2010 году, параллельно с разработкой стандарта, но в рамках другого ведомства. ( Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". В ней говорится:
Учитель
Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
….организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение…
Этот документ обязывает всех учителей, не важно, по какому предмету, реализовывать проблемное обучение. Следовательно, нужно менять подход к уроку. Жизнь постоянно нас сталкивает с проблемами, а учит ли решать их школа? Технология проблемного диалога – одна из ведущих технологий деятельностного типа.
Умение работать с информацией: находить, преобразовывать, анализировать – всего этого позволяет достичь технология продуктивного чтения.
Технология проектной деятельности – это умение поставить цель, сформулировать план действий, проверить, достигли ли мы тех результатов, которые перед собой ставили.
И новая технология оценивания, когда отметка выставляется не методом вычитания (две ошибки «4», 5 ошибок – «2»), а методом сложения, где каждое выполненное задание оценивается самостоятельно, потому что проверяет сформированность конкретного УУД.
Организовать урок, используя данные технологии сложно, если нет поддержки в УМК, а составить рабочую программу ещё сложнее.
ФГОС ООО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования. (п.4, стр.5). Как понимать эту установку стандарта. Учителя начальной школы совместно с учителями основной школы осознанно должны подойти к выбору УМК, который бы позволял реализовать ООП. Но 2 года назад об этом не думали, брали то, что есть. Учителя основной школы через два года должны продолжить ту линию учебников, по которым четвероклассники обучались в начальной школе, чтобы обеспечить преемственность. Как быть, если эти учебники только для начальной школы и не имеют продолжения в основной? Вспомним: одна система – единство технологий – единство принципов построения учебников с 5 по 9 класс. Любой проверяющий укажет на несоблюдение принципа преемственности, на отсутствие условий реализации ООП. О выборе УМК необходимо позаботиться уже сейчас.
Итак, на практике учителю обычной школы можно получить новый образовательный результат, используя современные образовательные технологии, УМК, в которых представлены данные технологии и продуктивные задания, направленные на формирование метапредметных результатов.
Список использованной литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - http://standart.edu.ru
2. Юлина Н.С. Философия для детей. [Текст] / Н.С.Юлина – М.: «Канон +», РООИ «Реабилитация»,- 2005. – 287с.
3. «Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК» // Под науч. ред. А.А. Волкова, доктора психологических наук – Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012.–170с.
4. Саяхова Л.Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы»
Выступление на ШМО учителя русского языка и литературы Масловой Н. Г. по теме:
«Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы»
Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать.
Александр Львович Минц
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.
Бернард Шоу
Действительно, чтобы знания становились инструментом, а не просто ненужным багажом, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ – пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляется в режиме заучивания, школа работает процентов на 90 в холостом режиме.
Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных контекстах.
Предмет «Русский язык» в школе занимает особое место. Многие ученики и даже их родители считают, что
Язык – это набор правил, которые кто-то придумал, на уроке русского языка приходится только думать, какую букву или знак препинания вставить. Русский язык нам не нужен, он в жизни не пригодится, потому что компьютер, если надо, подчеркнет и , главное, исправит все ошибки. У детей 21 века есть очень сильное подкрепление и такой мысли: грамотное письмо нужно отнюдь не везде, при общении в Интернете люди прекрасно обходятся и без него, в этом даже находят особый шик, проявление свободы. Школьники распевают «чумачечая весна, очечи» и считают, что это тоже русский язык.
Язык в школе нужно изучать прежде всего для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ и ГИА. С этим убеждением тяжело поспорить, потому что сегодня – это не только показатель эффективности работы школы, успешности в освоении знаний школьником, это и критерий эффективности работы учителя, его возможность претендовать на присвоение первой или высшей квалификационной категории.
Как учителю убедить ученика, его родителей, что русский язык и литература – это не «куча» правил, авторов, которые написали свои книги, а увлекательный мир, в котором есть много интересного и не все ещё открыто. Сделать это возможно, если учитель сможет сам измениться, попробует работать по-новому, используя современные образовательные технологии, УМК, которые помогут получить новый образовательный результат: не сумму знаний, а умение их применять в различных жизненных ситуациях, быть успешным.
Что представляет собой образовательное пространство урока? Как распределяются роли между учителем и учеником? Как построить урок, используя технологию проблемного диалога и продуктивного чтения? Это вопросы, на которые сегодня учитель ищет ответы.
Стандарты второго поколения целью ставят развитие личности учащегося на основе усвоения способов деятельности». Что это значит? Ученик - выпускник основной школы – должен уметь принимать решения, организовывать свою деятельность, знать, где найти нужную информацию, как её обработать, представить аудитории, при этом уметь договариваться, избегая конфликтных ситуаций, или легко их разрешая. Речь идет о трех группах результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результатах. Получить эти результаты можно, если вся образовательная деятельность строится на системно-деятельностном подходе.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Как говорится в китайской мудрости: не надо давать рыбу, надо научить ловить её.
Основной формой организации образовательного процесса по-прежнему остается урок, стандарт предлагает и другие формы организации взаимодействия учителя и ученика.
Цели урока формируются как результаты: личностные, метапредметные и предметные, они отражены в стандарте, который представляет рамочный документ и приравнивается к закону. Добиваться поставленных результатов помогает учителю учебно-методический комплекс.
Образовательное пространство урока
Итак, образовательные потребности ученика отражены в стандарте (портрет выпускника школы), в Законе об образовании, где регулируются отношения между участниками образовательного процесса. Деятельность учителя регулируется должностной инструкцией, которая рассматривалась и принималась в 2010 году, параллельно с разработкой стандарта, но в рамках другого ведомства. ( Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". В ней говорится:
Учитель
Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитаниеобучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
….организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение…
Этот документ обязывает всех учителей, не важно, по какому предмету, реализовывать проблемное обучение. Следовательно, нужно менять подход к уроку. Жизнь постоянно нас сталкивает с проблемами, а учит ли решать их школа? Технология проблемного диалога – одна из ведущих технологий деятельностного типа.
Умение работать с информацией: находить, преобразовывать, анализировать – всего этого позволяет достичь технология продуктивного чтения.
Технология проектной деятельности – это умение поставить цель, сформулировать план действий , проверить, достигли ли мы тех результатов, которые перед собой ставили.
И новая технология оценивания, когда отметка выставляется не методом вычитания (две ошибки «4», 5 ошибок – «2»), а методом сложения, где каждое выполненное задание оценивается самостоятельно, потому что проверяет сформированность конкретного УУД.
Организовать урок, используя данные технологии сложно, если нет поддержки в УМК, а составить рабочую программу ещё сложнее.
ФГОС ООО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования. (п.4, стр.5). Как понимать эту установку стандарта. Учителя начальной школы совместно с учителями основной школы осознанно должны подойти к выбору УМК, который бы позволял реализовать ООП. Но 2 года назад об этом не думали, брали то, что есть. Учителя основной школы через два года должны продолжить ту линию учебников, по которым четвероклассники обучались в начальной школе, чтобы обеспечить преемственность. Как быть, если эти учебники только для начальной школы и не имеют продолжения в основной? Вспомним: одна система – единство технологий – единство принципов построения учебников с 5 по 9 класс. Любой проверяющий укажет на несоблюдение принципа преемственности, на отсутствие условий реализации ООП. О выборе УМК необходимо позаботиться уже сейчас.
Итак, на практике учителю обычной школы можно получить новый образовательный результат, используя современные образовательные технологии, УМК, в которых представлены данные технологии и продуктивные задания, направленные на формирование метапредметных результатов.
Список использованной литературы: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - http://standart.edu.ru 2. Юлина Н.С. Философия для детей. [Текст] / Н.С.Юлина – М.: «Канон +», РООИ «Реабилитация»,- 2005. – 287с. 3. «Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК» // Под науч. ред. А.А. Волкова, доктора психологических наук – Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012.–170с. 4. Саяхова Л.Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку.