Цель: Расширение знаний о строении и образования слов в русском языке.
Задачи:
1.Образовательная:познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных, сложением двух основ бессуффиксальным способом).
2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь уч-ся, продолжать формировать умение пользоваться словарем, развивать познавательные интересы, навыки самоконтроля и самопроверки.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову, вести коллективно – классную дискуссию.
Оборудование для учителя: компьютерная презентация, доска, конверт со стихотворением (письмо от Вертослова), С. И.Ожегов «Толковый словарь».
Оборудование для учащихся: конверты с заданиями, С. И.Ожегов «Толковый словарь», орфографические словари, учебник «Русский язык» 3 класс часть1 А.В.Поляковой
Ход урока.
1.Организационный момент.
Стих про урок русского языка читает учитель.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
Начинаем урок русского языка.
А какие секреты слов ты хотел бы узнать?
Я хотел бы узнать, почему мы называем вещи так, а не иначе. Из каких языков пришли к нам слова. Узнать о секретах старинных слов.
2.Постановка проблемы. Связь с жизнью. Опора на личный опыт учащихся
- Найдите значения выражения: 1 слагаемое 29, второе слагаемое 5, найди значение суммы.
(Ответ не дают)
- Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить два числа. Но это неспроста. Найдите сумму 29 и 5.
- 34
- А что мы складываем в обычной жизни?
Ручки и карандаши в пенал, кубики в коробку, книги и тетради на столе, вещи в чемодан…
- А на уроке математики?
Числа, части и получаем целое, величины, длины отрезков, ..
- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте.
Я приготовила для вас конверты. В них подсказки. Ими можно воспользоваться.
В конвертах даны дифференцированные задания.
1 конверт. [л*] [э]
2 конверт ле са
3 конверт ∩ ^
лес ник
4 конверт. В дров не лесу нашёл.
5 конверт.
1)Игнат взял топор, запряг лошадь и отправился в лес.
3)А жене дома сказал, что в лесу дров не нашёл.
2)В лесу лёг под куст отдохнуть да и проспал весь день.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка "Сложные слова" »
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Сложные слова»
Тип урока. Открытие новых знаний.
Программа: «Система Л.В. Занкова»
Учитель: Полозникова Ольга Анатольевна
учитель 1 категории
МБОУ «СОШ №11 им. И.А.Кабалина»
г. Канаш Чувашской Республики
Тема. Сложные слова.
Цель: Расширение знаний о строении и образования слов в русском языке.
Задачи:
1.Образовательная:познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных, сложением двух основ бессуффиксальным способом).
2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь уч-ся, продолжать формировать умение пользоваться словарем, развивать познавательные интересы, навыки самоконтроля и самопроверки.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову, вести коллективно – классную дискуссию.
Оборудование для учителя: компьютерная презентация, доска, конверт со стихотворением (письмо от Вертослова), С. И.Ожегов «Толковый словарь».
Оборудование для учащихся: конверты с заданиями, С. И.Ожегов «Толковый словарь», орфографические словари, учебник «Русский язык» 3 класс часть1 А.В.Поляковой
Ход урока.
1.Организационный момент.
Стих про урок русского языка читает учитель.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
Начинаем урок русского языка.
А какие секреты слов ты хотел бы узнать?
Я хотел бы узнать, почему мы называем вещи так, а не иначе. Из каких языков пришли к нам слова. Узнать о секретах старинных слов.
2.Постановка проблемы. Связь с жизнью. Опора на личный опыт учащихся
- Найдите значения выражения: 1 слагаемое 29, второе слагаемое 5, найди значение суммы.
(Ответ не дают)
- Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить два числа. Но это неспроста. Найдите сумму 29 и 5.
- 34
- А что мы складываем в обычной жизни?
Ручки и карандаши в пенал, кубики в коробку, книги и тетради на столе, вещи в чемодан…
- А на уроке математики?
Числа, части и получаем целое, величины, длины отрезков, ..
- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте.
Я приготовила для вас конверты. В них подсказки. Ими можно воспользоваться.
В конвертах даны дифференцированные задания.
1 конверт. [л*] [э]
2 конверт ле са
3 конверт ∩ ^
лес ник
4 конверт. В дров не лесу нашёл.
5 конверт.
1)Игнат взял топор, запряг лошадь и отправился в лес.
3)А жене дома сказал, что в лесу дров не нашёл.
2)В лесу лёг под куст отдохнуть да и проспал весь день.
3. Коллективная проверка (с опорой на первый слайд)
1 слайд.
…+…=?
- Из звуков мы складываем слоги: [л*] + [э] = [л*э]
- Из слогов слова: ле + са =леса
- Из частей слова слово: ∩ ^ ∩ ^
лес + ник + ٱ лесник =ٱ
Был только корень –лес-. Лес – это место, где растут деревья, кустарники и травы, живут птицы, звери, насекомые. Добавили суффикс –ник-. Образовалось новое слово. Лесник – лесной сторож.
- Из слов составили предложение. В + лесу + дров + не + нашёл.= В лесу дров не нашёл.
Про какого человека так говорят?
Так говорят про ленивого человека.
- Из предложений можно составить текст.
Игнат взял топор, запряг лошадь и отправился в лес. В лесу лёг под куст отдохнуть да и проспал весь день. А жене дома сказал, что в лесу дров не нашёл.
- Можно ли про Игната сказать: в лесу дров не нашёл?
- Так сказать можно. Игнат поленился нарубить деревьев в лесу.
- Как ещё говорят про ленивого?
(Лень впереди него родилась. Работать не горазд, а поесть – как раз. Двое пашут, а семеро руками машут. Люди жать, а мы на солнышке лежать. В лес идут, а на троих один топор берут. На печи по дрова поехал. Бьёт баклуши. Гонять лодыря.)
4..Работа на доске со словами.
лес, тундр, корень, плод (основы подчёркнуты)
Это задание лучше дать слабому ребёнку.
I вариант рассуждений. 2 слайд
- А это «ловушка». Основы слов складывать нельзя. Не бывает таких слов: тундрлес, кореньплод, плодлес, кореньтундр.
(Ребёнок перемещает основы по доске, получая новые слова.)
Все согласны, что это «ловушка»?
Да, основы складывать нельзя.
Если дети не смогли составить ни одного слова, то учитель может сказать, что ребята из 3 «А» класса считают, что можно. У них получились слова. Как вы думаете какие?
Лесотундра.
Учитель предлагает другой вариант: а может быть, тундролес?
Корнеплод.
Учитель предлагает другой вариант: а может быть, плодокорень?
Попробуем все – таки сложить основы?
Да.
Узнаем, кто из нас прав?
II вариант рассуждений.
Ребёнок сразу предлагает хотя бы один правильный вариант. Учитель предлагает свой неправильный: тундролес, плодокорень.
Учитель спрашивает у класса: кто согласен с..? кто не согласен? Кто сомневается?
Кто же прав? Раскроем этот секрет?
Какой секрет мы попытаемся раскрыть?
Надо узнать, можно ли сложить две основы. Существуют ли слова: лесотундра, тундролес, корнеплод, плодокорень..
4.Коллективный способ решения проблемы.
3 слайд
лес + тундр=
Картинки леса, тундры, лесотундры.
Появляется на время карта природных зон и исчезает.
корн + плод=
корень растения, плоды деревьев, корнеплоды.
Что такое основа?
Основа – часть слова без окончания. Основа указывает на ЛЗ (лексическое значение) данного слова.
Что такое лес?
Лес - это место, где растут деревья, кустарники и травы, живут птицы, звери, насекомые. Почвы плодородные, богаты перегноем.
Тундр – это место, где природа суровая. Зима длинная, холодная. Есть полярная ночь. Лето короткое и холодное. Многолетняя мерзлота. Много мхов и лишайников. Деревья такие низкие, что их не видно из – под снега. Они называются «карликовые». На скалах селятся «птичьи базары»: гагары, тупики, кайры, чайки, казарки, маёвки, гаги. Обитают куропатки, олени, волки, зайцы, лемминги, песцы. Хорошо развито оленеводство.
Как назвать одним словом лес и тундру?
Это природные зоны.
(Карта природных зон. Показ учителем.)
Тонкой полосой по северу России протянулась зона тундры. Ниже расположена зона лесов. А между ними ещё одна природная зона. Догадались? Лесотундра. Или тундролес.
А почему лесотундру или тундролес так назвали?
В этой природной зоне сочетаются признаки леса и тундры.
Проверьте значение по словарю.
Подробнее мы узнаем об этой природной зоне на уроках окружающего мира.
А наш город Канаш в какой природной зоне находится?
В зоне лесов.
А можно сочетать признаки двух природных зон?
Да.
Можно было сложить эти две основы?
Да.
Складывая две основы, что мы складывали?
Два ЛЗ
И получили слово с новым одним значением.
Проверим, а возможно ли сложить две другие основы?
Что такое корень?
Корень – часть растения, которая находится под землей и укрепляет растение в почве, всасывает из неё воду и питательные вещества.
А какие корни вы ещё знаете?
Часть зуба, которая находится в десне – корень. У меня заболел корень зуба.
Корень слова – общая часть родственных слов.
Корень учения. Начало, основа основ. Корень учения труден.
А что такое плод?
Плод – часть растения, в которой есть семена.
Назовите их.
Яблоки, груши, помидоры огурцы…
Какие плоды ещё вы знаете?
Плод учения. Результат учения.
А какая пословица объединила слова корень, плод?
Корень учения горек, а плод его сладок.
Объясни.
Учиться трудно. Но надо преодолевать эти трудности. Человек, который много знает, интересен другим, может выполнить хорошо работу, добиться в жизни многого.
Подбери пословицу – синоним.
Трудно в учении, легко в бою.
Какие слова могли бы получиться?
Корнеплод или плодокорень.
А почему его так назвали?
Корнеплод (плодокорень) – растение, корень которого можно есть.
Проверьте по словарю..
Назовите корнеплоды.
Можно было сложить эти две основы?
Да.
Складывая две основы, что мы складывали?
Два ЛЗ. И получили слово с новым одним значением.
Кто же был прав: мы или ребята 3 «А» класса? (Можно ли сложить две основы?)
Правы были они. Основы можно складывать. Мы складываем два ЛЗ и получаем слово с новым значением.
Откроем тетради. Запишем дату. Оставим чистую строку для темы урока.
Запишите слова в два столбика, выделите окончание, основу.
Запись слов на доске.
А вот …написал слово лесотундра с –а- , ведь есть слово леса, а слово корнеплод с –и-, ведь есть слово корни. Кто проверял по словарю? (Если дети написали правильно, учитель предлагает свой вариант: слово лесотундра с –а- , ведь есть слово леса, а слово корнеплод с –и-, ведь есть слово корни. )
Проверка слов по словарю. (Слова появляются на слайде)
А какую роль играют эти гласные?
Они объединяют, соединяют две основы.
Дай им название.
Объединительные, соединительные
Учитель показывает, как выделяются соединительные гласные.
Кто из вас выделил две основы? Были те, кто выделил одну? А кто сомневался? Кто прав?
-Надо выделять две основы. В слове собраны два ЛЗ. А основа и указывает на ЛЗ.
-На ЛЗ данного слова. А данное слово уже с новым значением. Поэтому и одна основа.
-А я согласен, что это правильно. Мы сложили два ЛЗ, но получилось слово с новым значением. Поэтому и одна основа.
Все - таки прав…, получилось новое слово, значит, и одна основа.
Как можно назвать такие слова?
Двусоставные, составные, двузначные,..
Что же такое двузначные слова? (Как образовались двузначные слова?)
Двузначные слова – слова, которые образовались, когда сложили две основы. А эти основы соединили соединительные гласные –о- и –е- . У таких слов одна основа.
5.Работа с учебником
Проверим себя, прочитав правило в учебнике на с.92. Как называются такие слова?
1) Прочитай это правило с удивлением.
2) Прочитай это правило с уверенностью в том, что ты знаешь, что такое «сложные слова».
С какими сложными словами знакомит правило. Дай значение этим словам.
Лесостепь – природная зона, в которой есть признаки леса и степи.
Лесопарк – лес около города, который как парк используется.
Птицеферма – ферма, на которой разводят птиц.
4 слайд.
Тема нашего урока: «Сложные слова».
Запишем ее в тетради.
6. Физминутка.( с музыкальным сопровождением)
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по тебе. Подними руки вверх, опусти. Белый свет течёт по твоим голове, рукам, спине, ногам. Это позволяет ощутить себя очень расслабленно и приятно. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты наполняешься свежими силами. Теперь поблагодарим этот водопад света, за то, что он дал возможность отдохнуть.
7. Актуализация новых знаний. Закрепление знаний по образованию сложных слов.
1)- Как вы думаете, почему водопад водопадом назвали?
- Слово водопад образовалось от двух слов: вода и падать. Водопад – это место, где вода стремительно падает с высоты.
2)Стук в дверь.
Письмо.
Адрес:429332 Чувашская Республика, город Канаш, школа №11 им И.А.Кабалина
Для тех, кто знает, что такое «сложные слова»
От Вертослова.
На доске даны слова и подчеркнуты основы.
пеший ловить
птица ходить
вертеть ходить
пар летать
труба ловить
рыба чистить
снег косить
сено ходить
3)Учитель читает письмо.
Кто мне скажет,
Где бы мог
Поселиться пешелов?
Кто покажет птицехода?
Про него я слышал много.
Пусть мне кто – нибудь найдет
Настоящий вертоход.
Я не видел паролета,
Но взглянуть давно охота.
Объясните мне толково,
Кто такие труболовы?
Подскажите,
Где на свете
Рыбочиста можно встретить?
И последний мой вопрос.
Что такое снегокос?
Почему, когда и как
Наступает снегопад
4)Самостоятельная работа учащихся
- Поможете Вертослову разобраться? Сначала устно попытайтесь соединить слова, чтобы получились новые слова.
- Запишите слова в два столбика: с соединительной гласной –о- и с соединительной гласной –е-. Выделите соединительные гласные, окончание, подчеркните основу.
Как поступить, если вы сомневаетесь в написании слов?
- Можно проверить себя по словарю или спросить у взрослых.
У кого останется время, посмотрите, на какую часть слова падает ударение?
В чем закономерность постановки его в сложных словах?
Один ученик работает у доски.
5) Коллективная проверка. Работа на доске.
Какое слово получилось, дай его значение.
(Выделяют соединительные гласные, окончание и подчеркивают основу)
Пешеход – человек, который ходит пешком.
Птицелов – человек, который ловит птиц.
Вертолет – летательный аппарат, который может поворачиваться, вертеться в разные стороны.
Пароход – водный транспорт, который ходит на паровом двигателе.
Трубочист – человек, который чистит трубы.
Рыболов – человек, который ловит рыбу.
Снегоход – Это вид транспорта, на котором передвигаются по снегу.
Сенокос – время, когда люди косят траву и заготавливают ее на зиму.
В чем закономерность постановки ударения в сложных словах?
Ударение падает на вторую часть сложного слова.
(Вместе поставить ударение в словах.)
(Следующее задание можно не брать на данном уроке.)
Что произошло со второй основой?
Мы использовали не всю основу, не брали гласные в конце, не брали суффикс.
Такое образование называется: сложение двух основ бессуффиксальным способом образования. С этим способом образования мы познакомимся подробно в старших классах.(Слова сказать тихо, по секрету).
Дополнительное задание.
В Канаше уже наступила зима, ведь декабрь – зимний месяц. Какое явление природы зимой наиболее часто происходит в неживой природе?
- Снегопад.
И каждый из нас видит снегопад по – своему.
2) Развитие речи . - Каким ты видишь снегопад?
Я лежу в сугробе. Хлопья снега падают на меня. Я поймал ртом снежинку.
Я делаю уроки за столом и смотрю в окно. На улице темно. Снежинки плавно опускаются вниз. Они похожи на белых мух.
Я выключил свет в комнате и смотрю в окно. Снежинки кружатся вокруг фонаря, как светлячки.
3)Составьте 1 предложение про снегопад.
Огромные мягкие хлопья снега медленно спускались на землю.
Большие белые мухи кружились в воздухе.
Маленькая снежинка опустилась мне на ладонь и растаяла.
Снежинка присела мне на варежку и переливалась всеми цветами радуги.
В темноте ночи хлопья снега светились как маленькие фонарики.
Снег покрыл землю белым пушистым одеялом.
Деревья надели белые теплые шубы.
Хлопья снега закружили меня.
Белая вата падает с неба.
8. Постановка задачи на следующий урок.
У кого вызвало трудность написание соединительных гласных?
В каком случае какая соединительная гласная -о- или –е- пишется, мы узнаем на следующем уроке.
9. Итог урока.
- Каким секретом сложных слов ты поделился бы с другом?
- Сложные слова – слова, которые образовались, когда сложили две основы.
А эти основы соединили соединительные гласные –о- и –е- .
У сложных слов одна основа.
Ударение в сложных словах падает на вторую часть.
10.Домашнее задание: подберите как можно больше слов, где одна из часте –ход-.