Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Янаульская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Конспект урока
русского языка в 8 классе
«Сложные слова»
Провела учитель первой категории:
Ахметгареева И.В.
2015г.
Тема урока: «Сложные слова»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: продолжить знакомство с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
Задачи:
Коррекционно-образовательная: повторить значимые части слова; формировать у учащихся представление о словах, которые имеют два корня (сложных словах), умение правильно писать в словах соединительные гласные о и е, знакомить со способами образования сложных слов с иностранными корнями.
Коррекционно-развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащение активного словаря учащихся путём умения употреблять их в речи, развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к учению, формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (слайд 1)
Всем ребятам дан звонок.
Он собрал нас на урок.
Встанем, подравняемся,
С трудностями справимся.
Вспомним правила посадки
Запишем число мы в тетрадки.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
2. Повторение. Проверка домашнего задания.
Мы с вами на уроках продолжаем изучать состав слова, способы образования новых слов.
В домашнем задании вам нужно было по таблице повторить состав слова.
С помощью кроссворда вспомним из каких частей состоит слово.
Работа с кроссвордом (слайд 2)
- Часть слова, стоит перед корнем служит для образования новых слов.
- Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.
- Главная часть слова, в которой заключено основное его значение.
- Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении
3.Закрепление изученной темы.
Но на уроках мы говорили, что слова образуются не только при помощи
суффиксов и приставок, но и сложением двух корней.
Как называются такие слова? (сложные)
4. Тестовое задание (проверка полученных знаний) (слайд3)
- А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли эту тему, выполним тест.
1.Сложные слова образованы …
а) сложением корней; б) сложением приставок
2) Соединительная гласная соединяет…
а) буквы; б) суффиксы; в) корни
3) Найди сложное слово:
а) подберёзовик; б) вертолёт; в) проспект
3) В слове мухомор соединительная гласная…
а) а; б) о; в) отсутствует
4) В слове пылесос соединительная гласная…
а) е; б) и; в) отсутствует
5) В слове стенгазета соединительная гласная…
а) е; б) о; в) отсутствует
5.Работа с учебником.
Откройте учебник на с. 40, в рамочке вам даны примеры иностранных корней, которые мы используем для образования новых слов в русском языке. Познакомимся с их значением;
МИКРО - маленький
АКВА - вода
АЭРО - воздушный
ТЕЛЕ -далеко
ФОТО - цвет
Встречались ли вам слова с такими корнями?
(Микроскоп, микрофон, телевизор, телефон, фотограф …)
Рассмотрим с. 41. назовите предметы, изображенные на картинках. Для этого выбирай первую часть сложных слов из рамки на с.40
В текст упр.59 нас.42 необходимо вставить эти слова с корнем -теле-
Чтение текста, разбор.
6. Работа в тетрадях.
У доски Арсланов Денис.
Вывод: какое значение имеет корень – ТЕЛЕ- в сложных словах?
-ТЕЛЕ- значит ……
7.Физминутка
Учитель: Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить – лесоруб корень, плод - корнеплод
буря, ломать – бурелом земля, мерить землемер
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер
пули, метать – пулемет
8.Самостоятельная работа (закрепление полученных знаний)
Работа в группах
Самооценка
оценка
учителя
Подчеркни слова по теме урока:
птицы, зима, водопад, дуб, кормушка, самолёт аэропорт, лесоруб, варежка, микроскоп, землеройка.
Составь сложные слова:
вертит летит .. хлеб режет …… землю пашет…. земля трясется……. новая луна. пыль сосет……сам катит…
Соберите сложные слова с иностранными корнями:
...........
9.Домашнее задание. Дифференцированное задание.
Составить и записать четыре предложения со словами, которые мы образовали с иностранными корнями на с.41.
Обучающиеся 3 группы – завершить работу над Упр.59
РЕФЛЕКСИЯ: сегодня познакомились со сложными словами с иностранным корнем, повторили правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах, проверили свои способности, узнали, над чем еще надо работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность и грамотность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию!
На ваших партах стикеры, (желтые и синие) напишите на них своё имя и прикрепите к той картинке, которая отображает ваше настроение после урока.
Солнцепек- если вы все поняли, и на уроке вам было интересно, и вам светит приветливо солнышко
Снегопад- если вы что-то недопоняли, и вам еще необходимо над этой темой поработать, идет снег, и все вокруг хмурится.
Урок окончен. Всем спасибо за урок!