kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе " Обобщение и систематизация знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе по теме " Обобщение и систематизация знаний" проводится в форме игры     " Брейн- ринг". Атрибуты игры: эмблемы, сигнальные карточки, можно использовать звуковые игрушки. Ход урока. 1. Повторение теоретических сведений. 2. Практическая часть.( Все задания из этой части в распечатанном виде раздаются командам; команда, первая, выполнившая задание, подает сигнал.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе " Обобщение и систематизация знаний" »

Урок русского языка по теме

"Обобщение и систематизация знаний" / 6 класс/


Алёшин Пётр Фёдорович, учитель русского языка

и литературы МБОУ « Ржанопольская основная

общеобразовательная школа»

Залегощенского района Орловской области


Урок проводится в 6 классе в форме игры "Брейн-ринг".
Атрибуты игры: эмблемы, сигнальные карточки, можно использовать звуковые игрушки.
Ход урока.
I. Повторение теоретических сведений.
А) Продолжить фразу:
Фонетика- это…
Лексика- это…
Лексикология- это
Синонимы - это…
Антонимы - это…
Морфология- это…
Синтаксис-это...
Фразеология- это…
Фразеологизмы - это…

II. Практическая часть. (Все задания из этой части в распечатанном виде  раздаются командам; команда, первая, выполнившая задание, подает сигнал.)

1) Лингвистическая задача.
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо следующего содержания: "Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать, и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок.  Федя  рано утром будет рыбу ловить. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса".
"Ванечка,- отвечала Маша,- посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам внимательно и ответь  на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться? Ты же не флаг. Ты, наверное, пошутил, когда писал, что заколешься? И почему поворачиваешься с бачка на бачок? Или ты работаешь на молочной ферме? Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных? Федя будет ловить рыбу утром, а ты разве не будешь? И еще сообщи мне, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лису?"

2) Заполнить таблицу:
N п/п Виды орфограмм Примеры
1 Уд.вительный, обл.гчить, приб.жать
2 Р.стение, выр.сли, выр.щенный, отр.сль.
3 Отп. рать, выб.ру, пост.лить.
4 Реш.тка, ж.лтый,  ш.рох.

3) Выписать  слова с чередующимися гласными в корне.
1.Волька повис под потолком, зацепившись штанами за тот самый крюк, на котором предполагалось повесить бабушкину люстру. 2. Хоттабычу, который уснул в неудобном положении, приснился ужасный сон. 3. Дежурный по всей форме, как полагается, составил протокол. 4. Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. 5. Что касается Жени Богорада, закадычного Волькиного приятеля, то он не на шутку встревожился. 6. Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.

4)Выделить приставки на З и С, пре- и при-.

1. Исхудать, восток, разносить, искрометный, бесчеловечный, низкорослый, разделить, разнообразный, распродавать, сдержать.
2. Прекрасный, премия, пригород, прерия, призовой, присказка, приход, принцесса.

5) Раскрывая скобки, заполните таблицу данными словосочетаниями в зависимости от окончания имени существительного.
Рассказы в (хрестоматия), бежать по (аллея), встречались на (демонстрация),
на (заседание) съезда, трястись в (телега), призывать к (осторожность), находиться в (музей), наросты на (растение), стоять у (знамя), сияет в ( лазурь).
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
N п/п
1. На –ия, -ие, -ий
2. 3 скл.
3. На –мя
4. 1 скл., Род.п.
5. 1 скл., кроме Род.п. и на –ия
6. 2 скл., кроме на –ие,    -ий

6) В какой строчке во всех словах пишется "е"?
 1. в ярост., о времен., завис.шь, узнаеш.;
 2.в инее.. к свобод., ятн.ет, расцвета.т;
 3.по тревог., на машин., игра.т, пен.тся;
 4. о нежност., в семен., обгон.шь, тревож.т;

7) В какой строчке во всех словах пишется буква "о"?
 1.к.саться. заг.рает, р.сток;
 2.неприк.сновенность, сг.рание, р.стовщик;
 3.разг.реться, подр.стающий, к.сательная;
 4.дог.рать, к.снуться, р.стение.

8) Найдите слово с орфографической ошибкой: 1. благословить. 2.безоблачный,  
                                                                                  3.предистория,   4.исчезнуть.

9)В какой строчке пропущена одна и та же буква?
  1.Пр.балтика. пр.тензия. пр.чуда;
  2.пр.лестный. пр.града. пр.одолевать;
  3.пр.вычка, пр.рода, пр.людия;
  4.пр.кратить, пр.вязать, пр.готовить;

10) В каком слове пишется буква "е"?
    1.посв.щение, 2. неув.дающий, 3.увл.кательный, 4. вы.снять.

11) Выписать фразеологические обороты и раскрыть их значение.
    Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
    - Я тебе покажу, где раки зимуют!
    А второй ему:
    - Ишь разошелся, прямо из кожи вон лезет!
    Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их растаскивать. А они на него напустились:
   -Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?.
   А дежурный вдруг как крикнет:
   - Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки!
   - Какие еще загадки?- удивились ребята и кулаки разжали.
  - А вот какие,- сказал дежурный.- Слушайте: где раки зимуют, кто вон из кожи лезет и спит с открытыми глазами?

12) Отгадайте по истории происхождения о каком фразеологизме идет речь.
1. Это выражение связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать книгу от начала до конца- значит прочитать…
( Ответ: от доски до доски ).
2. Старая Русь не могла обойтись без лыка- липовой коры. Из нее плелись коробки, туески, лапти. Каждый крестьянин должен был уметь если не плести, то хоть ремонтировать их. Смысл фразеологизма: не в своем уме, пьян до предела. Именно в последнем смысле сохранилось это выражение.
 (Ответ: лыка не вяжет).
3. В 14 веке в Западной Европе знатность определялась длиной башмака. Башмак дворянина был в 1,5 фута, барона- в 2 фута, князя- в 2,5 фута. Следовательно, по башмаку можно было узнать самого знатного. Сейчас это выражение означает жить богато, не считая денег.
 (Ответ: жить на широкую ногу).
 4. Этот оборот связан с существовавшим у славян в древности обрядом так называемого вторичного захоронения. Спустя несколько лет после похорон умершего для очищения е от грехов и снятия заклятия его останки (т.е. кости) выкапывались и перемывались. Этот обряд сопровождался воспоминаниями о покойном, оценками его характера, поступков, дел и т.д. Таким образом, это выражение первоначально имело самый простой смысл, и только со временем было образно переосмыслено.
 (Ответ: перемывать косточки, т.е. сплетничать, злословить).
5. По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение, означающее "точно, несомненно".
 (Ответ: как пить дать).

13) Как правильно сказать?
          1.У рыбов нет зубов.
          2. У рыбей нет зубей.
          3. У рыб нет зуб.
          4. Другое.

14) Найдите одну и ту же лексическую ошибку:
1. "Мальчик принес домой грязную собаку и с трудом упросил маму ее не выгонять. Вода в ванной была вся черная, а собачонка оказалась белой, не красавица, но вполне нормальная". ("Известия")
2. "Некоторое время назад администрация "Клуба  ДО" сделала сенсационное открытие, установив, что свое знаменитое "эврика" ( в переводе с древнего " я нашел") Архимед воскликнул не выходя из ванной, как полагали раньше, а влезая в нее". ("Литературная газета").

15. Найдите предложение с прямой речью.
1.Я говорил вам что нынче будет непогода.
2.Вы переведены сюда из города.
3.Казбич нетерпеливо прервал его где тебе ездить на моем коне.
4.Паустовский утверждал что в русском языке есть великое множество хороших слов.

16. Прочитайте предложения А,Б,В,Г и выполните задания А1-А4
А. Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца.
Б. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев, словно двенадцать разных стран.
В. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете.
Г. Проплывают мимо зеленое лето, золотая осень, белая зима, и лазоревая весна.

А1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:         1а,       2б,   3в,  4г.
А2. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
     1.А,Г,Б,В;
     2.А,В,Б,Г;
     3.А,Г,Б,В;
     4.А,В,Г,Б.
А3. Найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, с однородными членами.
          1А,         2Б,          3В,              4Г.
А4. У какого слова неправильно определены морфологические признаки?
1. Земле- сущ., собст., 1 скл.;
2. Летим- глагол, несов.в., 1 спр.;
3. Мы- личное мест.. 1 л., мн.ч.;
4. (На) огромной- прилаг., в полн.ф., ср.р.

17) В каком слове из пяти букв пять "о"?
 (Ответ: опять)

18. Лингвистическая задача.
      Четыре девочки встретили во дворе своего дома незнакомого мальчика. "Как тебя зовут?" - спросили они его.  "А вас как зовут?"- спросил вместо ответа мальчик. Девочки назвали свои имена: Лена, Валя, Паша, Рита. Немного подумав, мальчик сказал: " Мое имя состоит из 4-х букв. Начинается оно с той же буквы, как одно из ваших имен, 2-я буква совпадает со 2-ой буквой другого вашего имени, 3-я – с 3-ей буквой еще одного вашего имени, а последняя буква совпадает с последней буквой 4-го вашего имени. Ну вот теперь вы знаете, как меня зовут".
 (Ответ: Петя).

19. Лингвистическая задача. Превратите каждое из данных слов в другое, добавив одну букву в начале, середине или в конце. Затем, не меняя порядка слов, выпишите буквы. Они должны составить пословицу:  грудь, рожь, свет, упор, враг, клюка, вход, строка, пушка, шпага, село, ввоз, омут, заря, база, дача, роза, овал, кошка, дочка, оклад, ворот.
  (Ответ: Здоровый отдых-друг труда).

20. Лингвистическая задача. Превратить волка в лису и марку в почту. Для этого в каждом последующем слове нужно заменить только одну букву.
(Ответ: волк-полк-пола-пора-пара-лапа-липа-лиса;
             марка-маска-каска-качка-пачка-почка-почта).

III. Подведение итогов урока, подсчет баллов, определение победителей игры.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 6 классе " Обобщение и систематизация знаний"

Автор: Алёшин Пётр Фёдорович

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126829

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока  русского языка "Чему мы научились за год" "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-chiemu-my-nauchilis-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "101715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428347"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок русского языка в 5 классе "Глагол. Повторение и систематизация изученного""
    ["seo_title"] => string(88) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-povtorieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "250048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447006313"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастный оборот. Повторение и обобщение» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastnyi-oborot-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "131910"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416246074"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок русского языка по теме "Правописание корней -лак-лож" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-korniei-lak-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "175897"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424338187"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства