Урок русского языка в 6 классе " Обобщение и систематизация знаний"
Урок русского языка в 6 классе " Обобщение и систематизация знаний"
Урок русского языка в 6 классе по теме " Обобщение и систематизация знаний" проводится в форме игры " Брейн- ринг". Атрибуты игры: эмблемы, сигнальные карточки, можно использовать звуковые игрушки. Ход урока. 1. Повторение теоретических сведений. 2. Практическая часть.( Все задания из этой части в распечатанном виде раздаются командам; команда, первая, выполнившая задание, подает сигнал.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе " Обобщение и систематизация знаний" »
Урок русского языка по теме
"Обобщение и систематизация знаний" / 6 класс/
Алёшин Пётр Фёдорович, учитель русского языка
и литературы МБОУ « Ржанопольская основная
общеобразовательная школа»
Залегощенского района Орловской области
Урок проводится в 6 классе в форме игры "Брейн-ринг". Атрибуты игры: эмблемы, сигнальные карточки, можно использовать звуковые игрушки. Ход урока. I. Повторение теоретических сведений. А) Продолжить фразу: Фонетика- это… Лексика- это… Лексикология- это Синонимы - это… Антонимы - это… Морфология- это… Синтаксис-это... Фразеология- это… Фразеологизмы - это…
II. Практическая часть. (Все задания из этой части в распечатанном виде раздаются командам; команда, первая, выполнившая задание, подает сигнал.)
1) Лингвистическая задача. Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо следующего содержания: "Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать, и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Федя рано утром будет рыбу ловить. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса". "Ванечка,- отвечала Маша,- посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам внимательно и ответь на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться? Ты же не флаг. Ты, наверное, пошутил, когда писал, что заколешься? И почему поворачиваешься с бачка на бачок? Или ты работаешь на молочной ферме? Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных? Федя будет ловить рыбу утром, а ты разве не будешь? И еще сообщи мне, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лису?"
3) Выписать слова с чередующимися гласными в корне. 1.Волька повис под потолком, зацепившись штанами за тот самый крюк, на котором предполагалось повесить бабушкину люстру. 2. Хоттабычу, который уснул в неудобном положении, приснился ужасный сон. 3. Дежурный по всей форме, как полагается, составил протокол. 4. Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. 5. Что касается Жени Богорада, закадычного Волькиного приятеля, то он не на шутку встревожился. 6. Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.
5) Раскрывая скобки, заполните таблицу данными словосочетаниями в зависимости от окончания имени существительного. Рассказы в (хрестоматия), бежать по (аллея), встречались на (демонстрация), на (заседание) съезда, трястись в (телега), призывать к (осторожность), находиться в (музей), наросты на (растение), стоять у (знамя), сияет в ( лазурь). СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ N п/п 1. На –ия, -ие, -ий 2. 3 скл. 3. На –мя 4. 1 скл., Род.п. 5. 1 скл., кроме Род.п. и на –ия 6. 2 скл., кроме на –ие, -ий
6) В какой строчке во всех словах пишется "е"? 1. в ярост., о времен., завис.шь, узнаеш.; 2.в инее.. к свобод., ятн.ет, расцвета.т; 3.по тревог., на машин., игра.т, пен.тся; 4. о нежност., в семен., обгон.шь, тревож.т;
7) В какой строчке во всех словах пишется буква "о"? 1.к.саться. заг.рает, р.сток; 2.неприк.сновенность, сг.рание, р.стовщик; 3.разг.реться, подр.стающий, к.сательная; 4.дог.рать, к.снуться, р.стение.
8) Найдите слово с орфографической ошибкой: 1. благословить. 2.безоблачный, 3.предистория, 4.исчезнуть.
9)В какой строчке пропущена одна и та же буква? 1.Пр.балтика. пр.тензия. пр.чуда; 2.пр.лестный. пр.града. пр.одолевать; 3.пр.вычка, пр.рода, пр.людия; 4.пр.кратить, пр.вязать, пр.готовить;
11) Выписать фразеологические обороты и раскрыть их значение. Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему: - Ишь разошелся, прямо из кожи вон лезет! Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их растаскивать. А они на него напустились: -Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?. А дежурный вдруг как крикнет: - Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки! - Какие еще загадки?- удивились ребята и кулаки разжали. - А вот какие,- сказал дежурный.- Слушайте: где раки зимуют, кто вон из кожи лезет и спит с открытыми глазами?
12) Отгадайте по истории происхождения о каком фразеологизме идет речь. 1. Это выражение связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать книгу от начала до конца- значит прочитать… ( Ответ: от доски до доски ). 2. Старая Русь не могла обойтись без лыка- липовой коры. Из нее плелись коробки, туески, лапти. Каждый крестьянин должен был уметь если не плести, то хоть ремонтировать их. Смысл фразеологизма: не в своем уме, пьян до предела. Именно в последнем смысле сохранилось это выражение. (Ответ: лыка не вяжет). 3. В 14 веке в Западной Европе знатность определялась длиной башмака. Башмак дворянина был в 1,5 фута, барона- в 2 фута, князя- в 2,5 фута. Следовательно, по башмаку можно было узнать самого знатного. Сейчас это выражение означает жить богато, не считая денег. (Ответ: жить на широкую ногу). 4. Этот оборот связан с существовавшим у славян в древности обрядом так называемого вторичного захоронения. Спустя несколько лет после похорон умершего для очищения е от грехов и снятия заклятия его останки (т.е. кости) выкапывались и перемывались. Этот обряд сопровождался воспоминаниями о покойном, оценками его характера, поступков, дел и т.д. Таким образом, это выражение первоначально имело самый простой смысл, и только со временем было образно переосмыслено. (Ответ: перемывать косточки, т.е. сплетничать, злословить). 5. По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение, означающее "точно, несомненно". (Ответ: как пить дать).
13) Как правильно сказать? 1.У рыбов нет зубов. 2. У рыбей нет зубей. 3. У рыб нет зуб. 4. Другое.
14) Найдите одну и ту же лексическую ошибку: 1. "Мальчик принес домой грязную собаку и с трудом упросил маму ее не выгонять. Вода в ванной была вся черная, а собачонка оказалась белой, не красавица, но вполне нормальная". ("Известия") 2. "Некоторое время назад администрация "Клуба ДО" сделала сенсационное открытие, установив, что свое знаменитое "эврика" ( в переводе с древнего " я нашел") Архимед воскликнул не выходя из ванной, как полагали раньше, а влезая в нее". ("Литературная газета").
15. Найдите предложение с прямой речью. 1.Я говорил вам что нынче будет непогода. 2.Вы переведены сюда из города. 3.Казбич нетерпеливо прервал его где тебе ездить на моем коне. 4.Паустовский утверждал что в русском языке есть великое множество хороших слов.
16. Прочитайте предложения А,Б,В,Г и выполните задания А1-А4 А. Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца. Б. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев, словно двенадцать разных стран. В. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете. Г. Проплывают мимо зеленое лето, золотая осень, белая зима, и лазоревая весна.
А1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1а, 2б, 3в, 4г. А2. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1.А,Г,Б,В; 2.А,В,Б,Г; 3.А,Г,Б,В; 4.А,В,Г,Б. А3. Найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, с однородными членами. 1А, 2Б, 3В, 4Г. А4. У какого слова неправильно определены морфологические признаки? 1. Земле- сущ., собст., 1 скл.; 2. Летим- глагол, несов.в., 1 спр.; 3. Мы- личное мест.. 1 л., мн.ч.; 4. (На) огромной- прилаг., в полн.ф., ср.р.
17) В каком слове из пяти букв пять "о"? (Ответ: опять)
18. Лингвистическая задача. Четыре девочки встретили во дворе своего дома незнакомого мальчика. "Как тебя зовут?" - спросили они его. "А вас как зовут?"- спросил вместо ответа мальчик. Девочки назвали свои имена: Лена, Валя, Паша, Рита. Немного подумав, мальчик сказал: " Мое имя состоит из 4-х букв. Начинается оно с той же буквы, как одно из ваших имен, 2-я буква совпадает со 2-ой буквой другого вашего имени, 3-я – с 3-ей буквой еще одного вашего имени, а последняя буква совпадает с последней буквой 4-го вашего имени. Ну вот теперь вы знаете, как меня зовут". (Ответ: Петя).
19. Лингвистическая задача. Превратите каждое из данных слов в другое, добавив одну букву в начале, середине или в конце. Затем, не меняя порядка слов, выпишите буквы. Они должны составить пословицу: грудь, рожь, свет, упор, враг, клюка, вход, строка, пушка, шпага, село, ввоз, омут, заря, база, дача, роза, овал, кошка, дочка, оклад, ворот. (Ответ: Здоровый отдых-друг труда).
20. Лингвистическая задача. Превратить волка в лису и марку в почту. Для этого в каждом последующем слове нужно заменить только одну букву. (Ответ: волк-полк-пола-пора-пара-лапа-липа-лиса; марка-маска-каска-качка-пачка-почка-почта).
III. Подведение итогов урока, подсчет баллов, определение победителей игры.