kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе "Как работает имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Как работает имя существительное" (на примере текста стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь», 1957 г.) 

Цель урока: 
• систематизация знаний об имени существительномЗадачи урока: 
• повторить, систематизировать знания об имени существительном; 
• выяснить, какую роль играют существительные в тексте; 
• показать, как имена существительные создают художественный образ; 
• воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение. 

Оборудование: распечатанный текст стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь». 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Покровкова Н.Н.Как работает имя сущ.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»

г. Гагарин Смоленской области









Конспект

урока русского языка в 6 классе

на тему:

«Как работает имя существительное»







Автор работы:


заместитель директора по УВР

Наталья Николаевна Покровкова








Тема урока: Как работает имя существительное ( на примере текста стихотворения Н. Заболоцкого « Сентябрь», 1957 г.)

Цель урока:

  • систематизация знаний об имени существительном

Задачи урока:

  • повторить, систематизировать знания об имени существительном;

  • выяснить, какую роль играют существительные в тексте;

  • показать, как имена существительные создают художественный образ;

  • воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение.

Оборудование: распечатанный текст стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь».

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

- Мы заканчиваем изучение темы «Имя существительное» и повторяем сведения об этой части речи. Посмотрим, как она работает в тексте, в стихотворении.

Перед нами стихотворение Н.Заболоцкого «Сентябрь», написанное им незадолго до смерти. Поэт писал много о природе. Он считает, что в природе всё гармонично и разумно. Читаем текст.

  1. Чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь».

Сентябрь.

Сыплет дождик большие горошины,

Рвётся ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

  1. Выполнение грамматических заданий:

  • объясните орфограммы;

  • подчеркните имена существительные как члены предложения;

  • назовите имена существительные, которые являются подлежащими ( дождик, ветер, даль, тополь, орешина)

  • назовите имена существительные, которые являются дополнениями (изнанкой листа, отверстие облака, арку, плит, тумана и морока, облаками, сентября, кисть за кистью, девушку, царевну в венце, с улыбкою, на лице)

  • назовите имена существительные, которые являются обстоятельствами (в царство, в конце, на полотне.)

  • определите морфологические признаки указанных существительных (сентябрь, дождь, тополь).

  1. Лингвистический анализ первой строфы.

- Перечитаем первую строфу.

- Попробуем описать наши ощущения, когда произносим фразу: «сыплет большие горошины».

- Кто сыплет? (одушевлённые существительные – девочка, мальчик, хозяйка, человек; неодушевлённые- стручок, рука…).

- Что слышим, когда падают сухие горошины? (Частая дробь; сухие шарики ударяются и отскакивают, раскалываются).

- А что изменится, если добавим слово «дождик» - Сыплет дождик… Где он взял горох? (Это же капли, большие, прозрачные, редкие, тяжёлые; шум падающих капель особый.)

- Объясните, что означает слово «дождик»? Где спрятано отношение автора к происходящему? Почему «сыплет»? Какой это троп? ( Суффикс –-ик-, метафорическое олицетворение.)

- Что может рваться? (нитка, верёвка, ткань, бумага – судьба, жизнь.)

- Какие значения у слова «рваться»? (Прямое и переносное.)

- Запишите словосочетания, поясняющие выражение: «рвётся ветер».

( Порывы ветра, завихрения потоков воздуха, сильные удары ветра.)

- Подумаем, какой образ родился под пером поэта? (Похоже, как будто это человек сильный, молодой, порывистый, неукротимый – метафорическое олицетворение.)

- Объясните, пожалуйста, почему «даль нечиста». Опишите, когда это бывает. Старайтесь использовать в словесной картине одни существительные. (Тучи на небе. Темнота. Отсутствие прозрачности воздуха, видимости горизонта.)

- Выделите абстрактные существительные.

- У кого получилось лучше, у нас или у поэта? (Конечно, у Н.Заболоцкого. Короче, ярче.)

- Подберем существительные к слову «взъерошенный»: мальчик, голова, волосы, собака, кошка – то есть такие существительные, которые называют живое существо или часть облика этого существа. А тополь? Опишите, как это выглядит.

(Например: «Старый тополь стоял, опустив тёмно-зелёные листочки. Казалось, плотный плащ накинуло ему на плечи лето. От жары расплавлялся воздух. Но вот вдали потемнело. С приближением тучи листочки стали шевелиться, сначала немного, потом шелест усилился. Казалось, листочки жалуются: «Ах, как страшно! Становится темно! Нас кто-то трогает, пытается сорвать!» И вдруг ветер с такой силой набросился на тополь, что бедняжки-листочки, затрепетав, повернулись изнанкой. Вспыхнула молния. В её свете можно было видеть, что тополь стал белым. Это ветер помог ему набросить на ветви серебристую накидку из листьев.»)

  1. Лингвистический анализ второй строфы.

  • Во второй строфе найдите слова, рисующие торжественность ситуации. («Арку из каменных плит», «царство тумана и морока»)

  • Каково лексическое значение слова «арка»? (арка – сводчатый проезд, проход (иностранное).

  • Прочитайте сравнения. (орешина, словно девушка; золотой, как огонь; словно деревце)

  • Что есть от сказки в этом стихотворении?

  • На основании чего в последней строфе рождается образ?

  • Кто эта царевна? Почему «зыбкая»? (колышется от ветра деревце)

  • Как объяснить строку: «С беспокойно скользящей улыбкой»? (солнце выглядывает и прячется за облака, от этого вспыхивают капельки; беспокойно – ещё не установилась погода; заплаканном лице – листья мокрые.)

  1. Вывод.

  • Объясните, почему такое дано название стихотворению.

  1. Творческая работа.

  • Попробуйте составить свой текст, нарисовать в нем увиденную вами картину.

«Сентябрь – это осень и немножечко лето. Днём бывает ещё жарко, но часто идут дожди. Зато деревья очень красивые. Осень красит зелёные листочки в жёлтый цвет и красный, но силы у неё мало, и деревья стоят цветные. После дождя выглядывает солнце из-за тучи, и листики блестят.»

«Сентябрь… Осень, но на улице ещё тепло. На деревьях пожелтели листочки, скоро начнётся листопад. Часто идут дожди. Они не грибные – тёплые, а холодные, моросящие. После них становится грустно. Осенний дождь напоминает, что скоро станет холодно.»

  1. Итог урока.

  • Какую функцию в тексте выполняют имена существительные ? (Имена существительные помогают создать образ, они называют предметы отвлечённые, обозначают действие. Они являются основой художественно-выразительных средств)












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 6 классе "Как работает имя существительное"

Автор: Покровкова Наталья Николаевна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157586

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок русского языка по теме:«Род имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-rod-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672275"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока русского языка по теме "Число имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chislo-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "207322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430401301"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по родам""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "306755"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458196800"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "139842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417801075"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(89) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "188505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426688849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства