Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»
г. Гагарин Смоленской области
Конспект
урока русского языка в 6 классе
на тему:
«Как работает имя существительное»
Автор работы:
заместитель директора по УВР
Наталья Николаевна Покровкова
Тема урока: Как работает имя существительное ( на примере текста стихотворения Н. Заболоцкого « Сентябрь», 1957 г.)
Цель урока:
Задачи урока:
повторить, систематизировать знания об имени существительном;
выяснить, какую роль играют существительные в тексте;
показать, как имена существительные создают художественный образ;
воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение.
Оборудование: распечатанный текст стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь».
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
- Мы заканчиваем изучение темы «Имя существительное» и повторяем сведения об этой части речи. Посмотрим, как она работает в тексте, в стихотворении.
Перед нами стихотворение Н.Заболоцкого «Сентябрь», написанное им незадолго до смерти. Поэт писал много о природе. Он считает, что в природе всё гармонично и разумно. Читаем текст.
Чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь».
Сентябрь.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвётся ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
Выполнение грамматических заданий:
объясните орфограммы;
подчеркните имена существительные как члены предложения;
назовите имена существительные, которые являются подлежащими ( дождик, ветер, даль, тополь, орешина)
назовите имена существительные, которые являются дополнениями (изнанкой листа, отверстие облака, арку, плит, тумана и морока, облаками, сентября, кисть за кистью, девушку, царевну в венце, с улыбкою, на лице)
назовите имена существительные, которые являются обстоятельствами (в царство, в конце, на полотне.)
определите морфологические признаки указанных существительных (сентябрь, дождь, тополь).
Лингвистический анализ первой строфы.
- Перечитаем первую строфу.
- Попробуем описать наши ощущения, когда произносим фразу: «сыплет большие горошины».
- Кто сыплет? (одушевлённые существительные – девочка, мальчик, хозяйка, человек; неодушевлённые- стручок, рука…).
- Что слышим, когда падают сухие горошины? (Частая дробь; сухие шарики ударяются и отскакивают, раскалываются).
- А что изменится, если добавим слово «дождик» - Сыплет дождик… Где он взял горох? (Это же капли, большие, прозрачные, редкие, тяжёлые; шум падающих капель особый.)
- Объясните, что означает слово «дождик»? Где спрятано отношение автора к происходящему? Почему «сыплет»? Какой это троп? ( Суффикс –-ик-, метафорическое олицетворение.)
- Что может рваться? (нитка, верёвка, ткань, бумага – судьба, жизнь.)
- Какие значения у слова «рваться»? (Прямое и переносное.)
- Запишите словосочетания, поясняющие выражение: «рвётся ветер».
( Порывы ветра, завихрения потоков воздуха, сильные удары ветра.)
- Подумаем, какой образ родился под пером поэта? (Похоже, как будто это человек сильный, молодой, порывистый, неукротимый – метафорическое олицетворение.)
- Объясните, пожалуйста, почему «даль нечиста». Опишите, когда это бывает. Старайтесь использовать в словесной картине одни существительные. (Тучи на небе. Темнота. Отсутствие прозрачности воздуха, видимости горизонта.)
- Выделите абстрактные существительные.
- У кого получилось лучше, у нас или у поэта? (Конечно, у Н.Заболоцкого. Короче, ярче.)
- Подберем существительные к слову «взъерошенный»: мальчик, голова, волосы, собака, кошка – то есть такие существительные, которые называют живое существо или часть облика этого существа. А тополь? Опишите, как это выглядит.
(Например: «Старый тополь стоял, опустив тёмно-зелёные листочки. Казалось, плотный плащ накинуло ему на плечи лето. От жары расплавлялся воздух. Но вот вдали потемнело. С приближением тучи листочки стали шевелиться, сначала немного, потом шелест усилился. Казалось, листочки жалуются: «Ах, как страшно! Становится темно! Нас кто-то трогает, пытается сорвать!» И вдруг ветер с такой силой набросился на тополь, что бедняжки-листочки, затрепетав, повернулись изнанкой. Вспыхнула молния. В её свете можно было видеть, что тополь стал белым. Это ветер помог ему набросить на ветви серебристую накидку из листьев.»)
Лингвистический анализ второй строфы.
Во второй строфе найдите слова, рисующие торжественность ситуации. («Арку из каменных плит», «царство тумана и морока»)
Каково лексическое значение слова «арка»? (арка – сводчатый проезд, проход (иностранное).
Прочитайте сравнения. (орешина, словно девушка; золотой, как огонь; словно деревце)
Что есть от сказки в этом стихотворении?
На основании чего в последней строфе рождается образ?
Кто эта царевна? Почему «зыбкая»? (колышется от ветра деревце)
Как объяснить строку: «С беспокойно скользящей улыбкой»? (солнце выглядывает и прячется за облака, от этого вспыхивают капельки; беспокойно – ещё не установилась погода; заплаканном лице – листья мокрые.)
Вывод.
Творческая работа.
«Сентябрь – это осень и немножечко лето. Днём бывает ещё жарко, но часто идут дожди. Зато деревья очень красивые. Осень красит зелёные листочки в жёлтый цвет и красный, но силы у неё мало, и деревья стоят цветные. После дождя выглядывает солнце из-за тучи, и листики блестят.»
«Сентябрь… Осень, но на улице ещё тепло. На деревьях пожелтели листочки, скоро начнётся листопад. Часто идут дожди. Они не грибные – тёплые, а холодные, моросящие. После них становится грустно. Осенний дождь напоминает, что скоро станет холодно.»
Итог урока.
Какую функцию в тексте выполняют имена существительные ? (Имена существительные помогают создать образ, они называют предметы отвлечённые, обозначают действие. Они являются основой художественно-выразительных средств)