kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Число имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

Урок русского языка

3 класс

Число имён существительных

Учитель: Михайлова Мария Николаевна

С. Орто-Нахара, Ленский район, РС(Я)

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Число имён существительных».

Предмет

Русский язык

3 класс

Учитель

Михайлова Мария Николаевна

Тема урока

Число имён существительных

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Формировать умение определять число имён существительных

Элементы содержания. Основные понятия

Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Требования к уровню подготовки

Определять число имён существительных и изменять их по числам. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Вид учебной деятельности, приоритетной на уроке

Классификация слов, установка связи слов в предложении, объяснительный диктант.

Планируемые личностные УУД

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества. Формирование «языкового чутья».

Планируемые регулятивные ре УУД

Принятие и сохранение учебной задачи, учитывание выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, различение способа и результата действия. Развитие знаково-символических действий- преобразования модели (видоизменения слова).

Планируемые коммуникативные УУД

 Ученик научится обосновывать собственную позицию, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве помощь.

Планируемые познавательные УУД

Использовать общие приёмы решения задач. Формирование логических действий сравнения объекта, выделяя два-три существенных признака. По результатам наблюдений и записанной информации находить и формулировать правила.

Оборудование

Учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., проектор, экран, ноутбук, колонки, ПК «сливы, орехи, часы, малина, чайник, вилка…», диск с презентацией, задания для групп, кружки для самооценки (жёлтые, голубые, красные), фланелеграф, слова для фланелеграфа (18 слов), правила для групп.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.Организационный момент.

Приветствует. Нас сегодня ждет дорога

И узнать нам много надо,

Так возьмёмся за работу,

Чтобы новое узнать.

Слушают.

Настрой на учебную деятельность.

2.Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте слова.

Реки, река, мост, мосты, лес, леса.

Разделите их на 2 группы.

-По какому признаку вы разделили слова на группы? (в 1-й гр. Им. Сущ. Обозначают 1 предмет, а во 2-й гр. – несколько предметов)

В каком числе стоит имя сущ., если обозначает 1 предмет? ( в ед. числе)

- В каком числе стоит имя сущ., если обозначает несколько предметов? (во мн. числе)

Аналогичная работа по предметным картинкам.

- Сформулируйте тему урока.

-Отвечают на вопросы, соблюдая правила учащихся.

Умение излагать свои мысли. Выражение собственного мнения, его аргументация

Формулируют тему урока.

Принятие и сохранение учебной задачи, учитывание выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

  1. Подготовка тетрадей.

Запишите число. Минутка чистописания. Соединения букв: мл, мя, мн Запишем словарное слово: комната-орфограмма: а. Запишем: комнаты.

Разберем слова по составу: (карандашом)

окончание, основа, корень. Чем похожи? Чем отличаются слова? (окончаниями) Почему? (мн/ч, ед/ч)

Работают в тетради.

Формирование знаний о составе чисел, о роли окончаний

Формирование навыков чистописания, орфографической зоркости

  1. Актуализация

опорных знаний.

Демонстрирует на экране материал по теме «Имя существительное». Корректирует ответы детей на задания.

Повторяют тему, выполняют упражнения закрепляющего характера.

Самоконтроль.

Слушают ответы детей, высказываают своё мнение.

Умение строить речь.

Нахождение способа решения учебной задачи.

Умение отличать способ решения задачи от результата.

Активное участие в работе класса.

Интерес к учению, понимание необходимости учения.

  1. Постановка цели урока,

Сравните записанные слова. Чем похожи? (обозначают одинаковые предметы).

-Чем отличаются друг от друга? (обозначают разное количество предметов, имеют разные окончания)

Прочитайте вопросы и сформулируйте цель урока. Что нужно узнать сегодня на уроке:

  1. Как изменяются имена существительные?
  2. Что обозначают имена существительные в единственном числе?
  3. Что обозначают имена существительные во множественном числе?
  4. Что изменяется у существительного при изменении по числам?

 

Повторяют тему, выполняют упражнения закрепляющего характера.

Самоконтроль.

Слушают ответы детей, высказываают своё мнение.

Умение строить речь.

Нахождение способа решения учебной задачи.

Умение отличать способ решения задачи от результата.

Активное участие в работе класса.

Интерес к учению, понимание необходимости учения.

  1. Физминутка.

«Части речи»

«Как вы живете?»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

  1. Работа по теме урока

Подведем итоги.

Организация работы в группах.

На общей парте правило работы в группе: Приложение 1,

Задание для группы (инд)

Приложение 2.

- Составьте рисунок – кластер по теме «Имя существительное». Приложение 3.

Составление кластера группой.

Выступление представителей групп. Защита работ.

 

- Мы теперь можем ответить на вопросы, которые поставлены в начале урока?

Достигли цели урока?

Ответьте на вопросы.

 

 

Осуществляяют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Используют общие приёмы решения задач.

Умение делать анализ объектов, выделять признаки

Строит обоснованные высказывания, контролирует и оказывает помощь.

Формирование умения строить понятные партнёру высказывания, учитывающие, что партнер знает или не знает. Ученик научится обосновывать собственную позицию, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве помощь.

Изменяет слова, вставляет слова в таблицу, делит слова на группы, выделяет окончания спец. знаком (прямоугольник)

Развитие знаково-символических действий- преобразования модели (видоизменения слова). Работать с информацией, представленной в различных форматах (текст, рисунок, таблица, схема).

Выполняет новую деятельность, работает с новыми словами, пробует свои силы в учебной деятельности, проявляет инициативу и ответственность, любознательность

Реализация творческого потенциала при предметно-продуктивной деятельности.

 Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества. Формирование «языкового чутья».

  1. Закрепление изученного.

Самост. работа по учебнику.

С. 21 упр.30-ое.

Прочитайте стихотворение Ивана Бунина, спишите и укажите число имен сущ-х.

1 ученик работает у доски с другой стороны.

- Проверьте свою работу. 3 имени сущ-го в ед. числе, 5 имен сущ-х во мн. ч.

-есть? Назовите имена сущ. Ед.числа.

-Назовите им.сущ мн. ч.

 А теперь оцените свою работу.

Списать текст, определить число имен сущ.

Умение решать учебно-познавательные задачи

Осуществляет самоконтроль

Умение осуществлять самоконтроль

Работа по учебнику

Умение работать с информацией учебника

Самостоятельная работа

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

  1. Рефлексия.

Как изменяются им. сущ.?

Что изменяется у имен сущ-х при изменении по числам?

Что мы делали на уроке, чтобы узнать это?

 А теперь покажите мне кружочки: если тема показалась вам легкой и вы легко справились с заданиями – желтый смайлик, если тема была трудной, но вам удалось справиться – синий смайлик, а если по этой теме вам нужна помощь-красный смайлик.

Урок окончен.

Дети подходят к доске, берут кружочки и показывают.

Умение различать способ и результат действия. Самооценка достижений.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка по теме "Число имен существительных" »

11




Технологическая карта

Урок русского языка

3 класс

Число имён существительных

Учитель: Михайлова Мария Николаевна

С. Орто-Нахара, Ленский район, РС(Я)



Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Число имён существительных».

Предмет

Русский язык

3 класс

Учитель

Михайлова Мария Николаевна

Тема урока

Число имён существительных

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Формировать умение определять число имён существительных

Элементы содержания. Основные понятия

Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Требования к уровню подготовки

Определять число имён существительных и изменять их по числам. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Вид учебной деятельности, приоритетной на уроке

Классификация слов, установка связи слов в предложении, объяснительный диктант.

Планируемые личностные УУД

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. Формирование «языкового чутья».

Планируемые регулятивные ре УУД

Принятие и сохранение учебной задачи, учитывание выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, различение способа и результата действия. Развитие знаково-символических действий- преобразования модели (видоизменения слова).

Планируемые коммуникативные УУД

Ученик научится обосновывать собственную позицию, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве помощь.

Планируемые познавательные УУД

Использовать общие приёмы решения задач. Формирование логических действий сравнения объекта, выделяя два-три существенных признака. По результатам наблюдений и записанной информации находить и формулировать правила.

Оборудование

Учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., проектор, экран, ноутбук, колонки, ПК «сливы, орехи, часы, малина, чайник, вилка…», диск с презентацией, задания для групп, кружки для самооценки (жёлтые, голубые, красные), фланелеграф, слова для фланелеграфа (18 слов), правила для групп.











Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная



Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.Организационный момент.

Приветствует. Нас сегодня ждет дорога

И узнать нам много надо,

Так возьмёмся за работу,

Чтобы новое узнать.

Слушают.

Настрой на учебную деятельность.







2.Самоопределение к деятельности.


- Прочитайте слова.

Реки, река, мост, мосты, лес, леса.

Разделите их на 2 группы.

-По какому признаку вы разделили слова на группы? (в 1-й гр. Им. Сущ. Обозначают 1 предмет, а во 2-й гр. – несколько предметов)

В каком числе стоит имя сущ., если обозначает 1 предмет? ( в ед. числе)

- В каком числе стоит имя сущ., если обозначает несколько предметов? (во мн. числе)

Аналогичная работа по предметным картинкам.

- Сформулируйте тему урока.




-Отвечают на вопросы, соблюдая правила учащихся.

Умение излагать свои мысли. Выражение собственного мнения, его аргументация

Формулируют тему урока.

Принятие и сохранение учебной задачи, учитывание выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем



  1. Подготовка тетрадей.

Запишите число. Минутка чистописания. Соединения букв: мл, мя, мн Запишем словарное слово: комната-орфограмма: а. Запишем: комнаты.

Разберем слова по составу: (карандашом)

окончание, основа, корень. Чем похожи? Чем отличаются слова? (окончаниями) Почему? (мн/ч, ед/ч)

Работают в тетради.

Формирование знаний о составе чисел, о роли окончаний




Формирование навыков чистописания, орфографической зоркости



  1. Актуализация

опорных знаний.

Демонстрирует на экране материал по теме «Имя существительное». Корректирует ответы детей на задания.

Повторяют тему, выполняют упражнения закрепляющего характера.

Самоконтроль.

Слушают ответы детей, высказываают своё мнение.

Умение строить речь.

Нахождение способа решения учебной задачи.

Умение отличать способ решения задачи от результата.

Активное участие в работе класса.

Интерес к учению, понимание необходимости учения.

  1. Постановка цели урока,

Сравните записанные слова. Чем похожи? (обозначают одинаковые предметы).


-Чем отличаются друг от друга? (обозначают разное количество предметов, имеют разные окончания)


Прочитайте вопросы и сформулируйте цель урока. Что нужно узнать сегодня на уроке:

  1. Как изменяются имена существительные?

  2. Что обозначают имена существительные в единственном числе?

  3. Что обозначают имена существительные во множественном числе?

  4. Что изменяется у существительного при изменении по числам?














Повторяют тему, выполняют упражнения закрепляющего характера.

Самоконтроль.

Слушают ответы детей, высказываают своё мнение.

Умение строить речь.

Нахождение способа решения учебной задачи.

Умение отличать способ решения задачи от результата.

Активное участие в работе класса.

Интерес к учению, понимание необходимости учения.

  1. Физминутка.

«Части речи»

«Как вы живете?»










Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

  1. Работа по теме урока








































Подведем итоги.

Организация работы в группах.

На общей парте правило работы в группе: Приложение 1,

Задание для группы (инд)

Приложение 2.

- Составьте рисунок – кластер по теме «Имя существительное». Приложение 3.

Составление кластера группой.

Выступление представителей групп. Защита работ.


- Мы теперь можем ответить на вопросы, которые поставлены в начале урока?

Достигли цели урока?

Ответьте на вопросы.





Осуществляяют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Используют общие приёмы решения задач.

Умение делать анализ объектов, выделять признаки

Строит обоснованные высказывания, контролирует и оказывает помощь.

Формирование умения строить понятные партнёру высказывания, учитывающие, что партнер знает или не знает. Ученик научится обосновывать собственную позицию, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве помощь.

Изменяет слова, вставляет слова в таблицу, делит слова на группы, выделяет окончания спец. знаком (прямоугольник)

Развитие знаково-символических действий- преобразования модели (видоизменения слова). Работать с информацией, представленной в различных форматах (текст, рисунок, таблица, схема).

Выполняет новую деятельность, работает с новыми словами, пробует свои силы в учебной деятельности, проявляет инициативу и ответственность, любознательность

Реализация творческого потенциала при предметно-продуктивной деятельности.

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. Формирование «языкового чутья».

  1. Закрепление изученного.

Самост. работа по учебнику.

С. 21 упр.30-ое.

Прочитайте стихотворение Ивана Бунина, спишите и укажите число имен сущ-х.

1 ученик работает у доски с другой стороны.

- Проверьте свою работу. 3 имени сущ-го в ед. числе, 5 имен сущ-х во мн. ч.

-есть? Назовите имена сущ. Ед.числа.

-Назовите им.сущ мн. ч.

А теперь оцените свою работу.

Списать текст, определить число имен сущ.

Умение решать учебно-познавательные задачи

Осуществляет самоконтроль

Умение осуществлять самоконтроль

Работа по учебнику

Умение работать с информацией учебника

Самостоятельная работа

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

  1. Рефлексия.

Как изменяются им. сущ.?

Что изменяется у имен сущ-х при изменении по числам?

Что мы делали на уроке, чтобы узнать это?

А теперь покажите мне кружочки: если тема показалась вам легкой и вы легко справились с заданиями – желтый смайлик, если тема была трудной, но вам удалось справиться – синий смайлик, а если по этой теме вам нужна помощь-красный смайлик.

Урок окончен.




Дети подходят к доске, берут кружочки и показывают.

Умение различать способ и результат действия. Самооценка достижений.





























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Правила работы в группе:

  1. Внимательно слушай одноклассника.

  2. Говори чётко, доказывай свою правоту.

  3. Активно участвуй в выполнении задания.

  4. Соблюдай правила общения. Будь вежливым, приветливым, деловым, собранным.



Правила работы в группе:

  1. Внимательно слушай одноклассника.

  2. Говори чётко, доказывай свою правоту.

  3. Активно участвуй в выполнении задания.

  4. Соблюдай правила общения. Будь вежливым, приветливым, деловым, собранным.





















ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Задание для группы:

Запомните! Имена существительные изменяются по числам.

  1. Распределите имена существительные в 2 столбика. В 1-й столбик – слова единственного числа, во 2-й столбик – слова множественного числа.

Улица, дом, дома, окна, дерево, олени, улицы, рука, деревья, ключик, окно, ключики, руки, олень.



Ед. число

Мн. число



















  1. Допишите предложение.

При изменении имени существительного по числам изменяется _______________________________.



  1. Выделите окончания имён существительных.

Поставьте ударение.

Голова – головы, берег – берега, гроза – грозы, сторона – стороны, гнездо – гнёзда, сугроб – сугробы, чертёж – чертежи, парус – паруса, малыш – малыши.

Подумайте, какие слова являются проверочными, и подчеркните их красным карандашом.



  1. Обсудите, все ли имена существительные изменяются по числам.

Соберите слова в таком порядке:

а) имена существительные, которые изменяются по числам;

б) имена существительные, которые употребляются только в единственном числе;

в) имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.



очки


синица


пальто


шофёр


сахар


мёд


молоко

шашки



сливки


рисунок

дружба


шоссе



газета

тетрадь


ножницы


творог


санки


брюки








Приложение 3

Составление рисунка – кластера «Имя существительное».

Имя существительное


Имя существительное бывает одушевлённым или неодушевлённым

Обозначает название предмета

Имя существительное только множественного числа

Отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Имя существительное только единственного числа

Бывает членом предложения

При изменении по числам у существительного изменяется окончание

Имя существительное изменяется по числам

Обозначают один предмет

Имя существительное бывает собственное или нарицательное

Обозначают несколько предметов

Пальто, сахар, мёд

Яблоки, тетради, комнаты

Санки, часы, брюки













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока русского языка по теме "Число имен существительных"

Автор: Михайлова Мария Николаевна

Дата: 30.04.2015

Номер свидетельства: 207322

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока русского языка для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "132619"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416382922"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока русского языка  на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "174453"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125919"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(97) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "313194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459440969"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Конспект урока русского языка с презентацией на тему "Одушевлённые-неодушевленные имена существительные". Закрепление."
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriezientatsiieinatiemuodushievlionnyienieodushievliennyieimienasushchiestvitielnyiezakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "256568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448179828"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства