Урок русского языка. 4 класс.
Тема: Изменение имён существительных по падежам.
Наблюдение над словоизменением имён существительных.
Цель: овладение системой знания падежных форм на основе вопросов, формирование первичных умений изменять существительные по падежам.
1. Орг. момент
2. Словарная работа
Профессия, алмаз, десерт, ежиха, женщина, истина.
Проверка по слайду. Оценивание
- Какое слово можно исключить из этой группы? Почему?
- Назовите общий признак этих слов.
3. Актуализация опорных знаний.
- Какую тему мы сейчас изучаем? (Имя существительное)
а) Повторение знаний об имени существительном. Работа в таблице.
Знаю Хочу узнать Узнал
- В течение урока мы будем заполнять таблицу. Заполните первую колонку.
б) Игра «Что я знаю об имени существительном».
Высказывания об имени существительном. (Я знаю, что сущ-е …)
4. Проблемный вопрос.
- Как вы думаете, у имени существительного есть ещё непостоянные признаки? Имя существительное ещё как-нибудь изменяется?
Выскажите свои предположения.
5. Наблюдение. Работа в группе.
- Разобраться с этим вопросом я вам предлагаю самостоятельно. Работать будем в группах.
- Понаблюдаем, как ведёт себя существительное, соединяясь с другими словами в предложениях. Работать будем в группах.
Задания на карточках для групп:
1. Прочитайте стихотворение.
У норы добычу ждёт,
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
И теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая - и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
2. Найдите слово, в котором будет изменяться только окончание.
3. Выпишите все эти слова с предлогами, обозначьте основу и окончание.
4. Напишите, на какой вопрос отвечает каждое слово?
- Для удобства будете работать в таблице:
ВОПРОС СЛОВО
кто? кот
от кого? от кота
к кому? к коту
кого? кота
с кем? с котом
о ком? о коте
5. Озвучивание результатов наблюдения
- Какое слово нашли? (кот). Проверяем. (каждая группа читает одно слово)
- Как вы думаете, такое изменение имён существительных по вопросам, когда изменяется только окончание это СЛОВООБРАЗОВАНИЕ или СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ?
- Для чего существительному необходимо в тексте менять окончания?
(Чтобы существительное могло правильно соединяться с другими словами, оно имеет возможность МЕНЯТЬ свои ОКОНЧАНИЯ. Отвечая на РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ, существительное применяет РАЗНЫЕ ОКОНЧАНИЯ.
6. Формулирование темы урока
- Так как же мы можем сформулировать тему нашего урока?
(Словоизменение имён существительных)
- Изменение имён существительных по вопросам в русском языке носит научное название. Оно зашифровано в словарной работе.
- Какое же слово получилось? (ПАДЕЖИ)
- Дополните формулировку темы.
(Изменение имён существительных по падежам)
- Как нам убедиться, что мы сделали правильное открытие?
(прочитать в учебнике)
6. Постановка задач урока.
- Вернёмся к таблице. Заполните вторую колонку «Хочу узнать»
- Сформулируйте задачи урока по опорным словам (узнать, научиться)
1. Узнать, как изменяется имя существительное по падежам.
2. Учиться изменять имя существительное по падежам.
7. Сообщение о падежах. (ученик)
- Послушайте информацию о падежах и начните заполнять третью колонку таблицы «Узнал».
- Что узнали из сообщения? (или вопросы докладчика)
8. Грамматическая сказка о названиях падежей.
(ученик, учитель, или сами читают текст?)
« Он ещё не родился, а уже думали, какое ему имя дать, и решили назвать его Именительный.
Родился- стал Родительный.
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.
Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный»
9. Знакомство с правилом (стр. 110)
а) Прочитайте первую часть правила.
- Рассмотрите таблицу «Падежи». Что есть кроме названий?
б) Поработайте в паре: один читает название падежа, другой вспомогательное слово и вопросы.
- Зачем нужны вспомогательные слова?
- Почему у каждого падежа 2 вопроса?
10. Первичное закрепление.
Упр. 120. Выполняется коллективно под руководством учителя (сосна, сосны).
11. Самостоятельная работа.
- Измените по падежам слова: кот, коты)
12. Домашнее задание.
Чтобы хорошо ориентироваться в падежах, их нужно запомнить вместе с вопросами и вспомогательными словами. Это ваше Домашнее задание.
13. Итог урока.
а) - Вспомним, какие задачи мы ставили на уроке?
- Получили мы ответы на вопросы?
- Нужно ли дополнить информацию в третью колонку? Оцените свою работу на уроке.
- Кто поставил себе 4? А кто поставил себе 5?
б) Рефлексия (по слайду)
- Продолжите предложение:
На уроке я узнал…
У меня хорошо получилось…
Я встретился с трудностью…
Я хотел бы ещё узнать…