Урок русского языка в 6 классе. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок русского языка в 6 классе. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок русского языка в 6 классе “Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных”. Это яркий урок русского языка. Позволяет развить у обучающихся интерес к предмету, стремление к знаниям. Необычный урок, создающий благоприятную атмосферу для легкого усвоения знаний. Урок разработан для обучающихся 6 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных »
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»
Провела учитель русского языка и литературы Белоконова Надежда Михайловна
Встало рано красно солнце
Заглянуло к нам в оконце!
- Гости к нам приехали!
- Наверно, долго ехали?!
- Все знанья им покажем
И о сюрпризах скажем.
…
И через год, и через пять
Мы с вами встретимся опять.
Ничто не сможет нашей встрече помешать!
Вступительное слово учителя.
1. Добрый день! Здравствуйте, дорогие знатоки нашего изумительного русского языка! Мы собрались сегодня вместе на празднике чествования букв О и Е в суффиксах существительных. Как сказал великий педагог К.Д.Ушинский, учебный труд должен быть радостным, должен быть источником счастья для детей. На ваших лицах, мои милые, видны счастливые улыбки.
Слово учителя, Большое место в жизни человека занимает труд. Наш главный труд – учёба (проверочное слово – учебный). О знаниях народ создал пословицы. Проверим, как вы их знаете. Я называю начало пословицы, а вы их заканчиваете:
Век живи - … (век учись).
Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота – … (чтобы знания черпать).
Ученье – лучшее … (богатство).
Красна птица перьем, а человек - … (ученьем)
Повторенье – мать … (ученья)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Ребята, мы сейчас займемся повторением. Приготовьте сигнальные карточки с гласными О и Ё.
- Никто не забыл сигнальные карточки? Кто забыл, тому будет представлена очень ответственная работа – работа с перфокартами.
- Итак, я называю слово, а вы поднимаете сигнальную карточку.
жёлудь - желудёвый
шёлк - шелка
шёпот - шелка
чёрный - чернеть
щёчки - щека
дешёвый - дешевле
пчёлы - пчелиный
Вывод. В корне слова после шипящих слышим [о], а пишем [ё].
Возможен другой вариант:
- В коне слова после шипящих под ударением, если подбираем проверочное слово, то пишем букву Ё.
Работаем дальше с сигнальными карточками.
шоколад - из немецкого языка
шоссе - из немецкого языка
шофёр - из французского языка
жокей - из французского языка
жонглер - из французского языка
Вывод. В заимствованных словах в корнях после шипящих пишем букву О.
«Знаешь ли ты, что обозначают данные слова: вечор, чохом (все вместе)?
Подведение итогов.
Объяснение нового материала.
Слово учителя.
Ребята, сегодня к нам в гости придет наш любимый литературный герой – это «деревянный мальчишка со ртом до ушей, с длинным носом, в колпачке с кисточкой…» (Буратино)
Позовем его: Бу – ра –ти – но !
(Инсцинировка)
2. Наш сказочный герой приходит, садится за стол и читает журнал «Мурзилка». Раздел «Розыск. Мамы и малыши».
- Мамы со своими малышами – зверятами пошли в Шипов лес. Все разбрелись по лесу: кто грибы собирает, кто ягоды, кто на дерево влез, кто отстал.
Вдруг навстречу им бежит серый волк. Зверята так испугались, что бросились на утек. Далеко убежали детеныши от своих мам.
- Помогите им поскорее встретиться. Для этого надо правильно назвать и написать пропавшего малыша, например:
медведица - медвежонок
Мед – ве – жо – нок …
Какую же букву надо писать после Ж О или Ё ? не знаю… Что же мне делать? Позвоню - ка я в бюро добрых услуг. Может быть, там мне помогут?
- Добрый день!
- Добрый день! Извеняюсь за беспокойство, но я хотел попросить Вас прислать ко мне домой моего любимого консультанта Мальвину.
- Ваш адрес?
- Улица Ленинская, 100 а.
- Высылаем.
Здравствуйте, Буратино! Мой друг, в прошлый раз мы остановились на диктанте. Продолжим урок. Тема сегодняшнего урока «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»
- Буратино!
Вы должны приложить всё старанье,
Чтоб понять правописанье
О, в суффиксах после шипящих.
( Работа по таблице)
- А теперь, Буратино, и вы, ребята, слушайте и запоминайте правило: после шипящих в суффиксах имен существительных под ударением пишется О, без ударения буква Е. Понятно? Заруби себе на носу! (Буратино рубит себя по носу)
- Зарубить себе на носу значит «запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда». Слово «нос» означает «памятная дощечка, бирка для записей». В древности неграмотные люди носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали зарубками все возможные заметки. Эти бирки и назывались носами.
- Давайте, ребята, поможем Буратино разобраться, какую же букву мы будем писать в слове «медвежонок» после Ж:
Алгоритм запоминания:
- буква после шипящей? (да)
- в суффиксе? (да)
- под ударением?
(нет) (да)
пиши Е пиши О
- Значит в слове «медвежонок», я напишу после шипящей О. Ура! Я нашёл медвежонка Мишутку!
3. Слово учителя.
- А у ежа пропал сынок. Найдем его и правильно запишем:
ёж - ежонок
заяц - зайчонок, ц//ч
белка - бельчонок, ц//ч
Мы помогли мамам и папам найти своих малышей, зная сегодняшнее правило.
Действительно, грамоте учиться – всегда пригодится.
- Буратино, вы когда звонили в бюро добрых услуг, то сказали: «Извеняюсь». Нельзя так говорить: это небрежность речи. Надо решительно изжить слово «извеняюсь», заменить его словами «извините, виноват, простите».
4. Подведение итогов: орфограмма № 35 на страницах нашего любимого учебника.
III. Закрепление.
1. Слово учителя.
Вскоре на одной из страниц журнала «Мурзилка» я, ребята, прочитала небольшую заметку нашего Буратино, так как он стал юнкором.
Зима – трудная пора для лесных малышей. Бельчонок совершает с мамой свой первый прыжок. Зайчонок вместе с мамой выходят на охоту. Ежонок спит.
2. Задание. Записать по памяти 1 – 2 предложения, обозначать орфограмму №35.
Проверка задания.
3. Работа у доски. Удивительную сказку – повесть о Буратино написал… (Алексей Толстой)
- Ребята! Давайте напишем на доске предложения из этой сказки и составим схемы.
«Повиси, дружок, до вечера», - сказали зловещие разбойники.
Мальвина влила касторку в рот Буратино, сунула ему кусочек сахару и поцеловала.
- В сказке мы встретились с поэтом – это «маленький человечек в белой рубашке с длинными рукавами». Это Пьеро. Для него – музыкальная пауза.
- Форма новая надета,
Белая рубашечка,
Полюбуйтесь на меня,
Какой я шестиклашечка!
- К сожалению, стихотворений Пьеро в нашем учебнике нет, но зато есть интересные упражнения.
4. № 235 (самостоятельно, по вариантам)
5. № 254 (устно) Назовите антонимы к выделенным словам.
IV. Подведение итогов. Д/з: § 46, № 255, орф. 14, п. 2, 5.
Итак, ребята, благодаря вашему терпению, упорству, старанию, мы доказали, что русский язык – по – настоящему великий и могучий.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка по теме «Написание буквы о-е-ё после шипящих и ц в различных частях слова» "
["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-napisaniie-bukvy-o-ie-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
["file_id"] => string(6) "120058"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1413600528"
}
}