Урок русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы 1 квалификационной категории МОУ Ново-Акатуйской сош Александрово-Заводского района Забайкальского края Вороновой Марины Павловны.
Данный урок могут использовать в своей работе учителя русского языка, работающие по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в 6 классе.
ТЕМА УРОКА: «Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных»
Тип урока: усвоение новых знаний
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с условиями выбора гласных О-Е после шипящих в суффиксах существительных; вырабатывать умение применять правило при выборе гласных после шипящих в суффиксах существительных.
Развивающая: развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитывающая: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки с текстами, табличками.
Ход урока:
- Оргмомент.
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
- Проверка домашнего задания.
- Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания?
- Как будем писать суффиксы существительных –ик- ек? Расскажите о правописании этих суффиксов?
- Фронтальный опрос.
1.Работа у доски.
а) Вставить суффиксы, объяснить выбор:
Развед…, буриль…, табун…,разнос…,перевод…,пулемет…,уголь….
б)Разобрать предложение, объяснить орфограммы:
Бежала коза через мосточ.к, потеряла кленовый листоч.к.
в)Сделать морфологический разбор существительного:
(нет) времени
2. Все остальные выполняют задание «Исправь Незнайкины ошибки»
( текст выводится на экран)
В залатой клубочик спрятался дубочик. Белый камушик разтаял, на даске слиды оставил.
Учащиеся переписывают предложения, исправляя ошибки. После проверки на экране появляются предложения без ошибок:
В золотой клубочек спрятался дубочек. Белый камушек растаял, на доске следы оставил.
Все задания, которые выполнялись у доски ,проверяются , ошибки исправляются.
- Подготовка к изучению нового материала.
У каждого ученика на парте листок с табличкой:
окончание
суффикс
О
Е
О
Е
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой: с условиями выбора гласных О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Давайте вспомним о правописании гласных О-Е после шипящих в оконча-ниях существительных и заполним первую часть таблички.
Распределительный диктант:
Тучей, ландышем, огурцов, улицей, чертежом, ключом, чащей, лучом.
-Меняемся тетрадями, проверяем, у кого нет ни одной ошибки? У кого 1,2,3?
После проверки на экране появляется табличка:
окончание
суффикс
О
Е
О
Е
огурцов
чертежом
ключом
лучом
тучей
ландышем
улицей
чашей
- Объяснение нового материала.
Учитель: посмотрите на доску и скажите, от чего зависят условия выбора букв О и Е в суффиксах существительных?
дружок барашек
галчонок песочек
Кто сможет сформулировать правило? Кто –нарисовать опорную схему? Все вместе составляют опорную схему, формулируют правило.
Ж
ПОСЛЕ Ч
Ш О
Щ
-А теперь откроем учебник и прочитаем правило на странице 106.
- Закрепление знаний.
- Упражнение № 253 выполняется по цепочке.
- Упражнение с элементом занимательности. У каждого ученика карточка с текстом. Задание: заменить выделенные существительные однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ОК-
-ЕК- -ОНОК-, выделить изученную орфограмму.
Медведь, заяц и волк прибежали на луг, встали в круг. А лиса повязала платок, надела на голову венок и пошла на берег.
После взаимопроверки ученики сверяют свои результаты с правильным:
Медвежонок, зайчонок и волчонок прибежали на лужок, встали в кружок. А лиса повязала платочек, надела на голову веночек и пошла на бережок.
- Работа с текстом. Текст имеется у каждого ученика, спроецирован на экран.
Задание: прочитайте, определите тему, основную мысль текста.
Выпишите 1) слова с чередованием в корне;
2) слова с проверяемой гласной в корне;
3) существительные с орфограммой «Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных»
Как приятно в солнечный д.нек путешествовать по чудесному зимнему лесу! Ветви деревьев раскрасил иней. На них р.стут сосульки, сверкают, переливаются.
Снег на земле расчертили своими следами животные и птички. Тут крупный зверь когтями к.сался дерева, а там б.ролись куница и бельч.нок. Зайч.нок со всех ног убегал от опасной хищницы. Синицы летают, к.саются веток, и с них падает снеж.к и рисует узоры.
У реч.нки постоим, помолчим, послушаем, как поют синички. В центре ветер сдул снег, и ты видишь сквозь лед бегущие струйки воды.
На полянке распол.гаешься и раскладываешь костер. Как хорошо погреться у огня! От свежего воздуха играет румянец, и ты чувствуешь себя прекрасно.
- Распределительный диктант.
Задание: возьмите таблички , которые вы заполняли в начале урока, заполните оставшиеся колонки, обозначьте изученную орфограмму.
Бочок,бережок,барашек,внучок,песочек,височек,башмачок,списочек.
-Меняемся табличками, проверяем .
окончание
суффикс
О
Е
О
Е
огурцов
чертежом
ключом
лучом
тучей
ландышем
улицей
чашей
бочок
бережок
внучок
башмачок
барашек
песочек
височек
списочек
- Обобщение и систематизация. Итог урока. Выставление оценок.
- Домашнее задание. Упражнение № 254, орфограмма.