kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранова и др.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы 1 квалификационной категории МОУ Ново-Акатуйской сош Александрово-Заводского района Забайкальского края Вороновой Марины Павловны.

Данный урок могут использовать в своей работе учителя русского языка, работающие по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в 6 классе.

ТЕМА УРОКА: «Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока:

Обучающая:  познакомить учащихся с условиями выбора гласных О-Е после шипящих в суффиксах существительных; вырабатывать умение применять правило при выборе гласных после шипящих в суффиксах существительных.

Развивающая: развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитывающая:  содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим.

Здоровьесберегающая:  обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки с текстами, табличками.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Прозвенел звонок веселый,

Он позвал нас на урок,

Все задания сегодня

Выполнить должны мы в срок.

  1. Проверка домашнего задания.

- Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания?

- Как будем писать суффиксы существительных –ик- ек? Расскажите о правописании этих суффиксов?

  1. Фронтальный опрос.

1.Работа у доски.

а) Вставить суффиксы, объяснить выбор:

Развед…, буриль…, табун…,разнос…,перевод…,пулемет…,уголь….

б)Разобрать предложение, объяснить орфограммы:

Бежала коза через мосточ.к, потеряла кленовый листоч.к.

в)Сделать морфологический разбор существительного:

    (нет) времени

2. Все остальные выполняют задание «Исправь Незнайкины ошибки»

( текст выводится на экран)

В залатой клубочик спрятался дубочик. Белый  камушик  разтаял, на даске слиды оставил.

Учащиеся переписывают предложения, исправляя ошибки. После проверки на экране появляются предложения без ошибок:

В золотой клубочек спрятался дубочек. Белый камушек растаял, на доске следы оставил.

Все задания, которые выполнялись у доски ,проверяются , ошибки исправляются.

  1. Подготовка к изучению нового материала.

У каждого ученика  на парте листок с табличкой:

                      окончание

                       суффикс

             О

             Е

             О

          Е

 

 

 

 

 

 

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой: с условиями выбора гласных О-Е  после шипящих в суффиксах существительных. Давайте вспомним о правописании гласных О-Е  после шипящих в оконча-ниях существительных и заполним первую часть таблички.

Распределительный диктант:

Тучей, ландышем, огурцов, улицей, чертежом, ключом, чащей, лучом.

-Меняемся тетрадями, проверяем, у кого нет ни одной ошибки? У кого 1,2,3?

После проверки на экране появляется табличка:

                      окончание

                       суффикс

             О

             Е

             О

          Е

огурцов

чертежом

ключом

лучом

тучей

ландышем

улицей

чашей

 

 

 

 

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: посмотрите на доску и скажите, от чего зависят условия выбора  букв О и Е в суффиксах существительных?

   дружок                           барашек

  галчонок                          песочек

Кто сможет сформулировать правило? Кто –нарисовать опорную схему? Все вместе составляют опорную схему, формулируют правило.

                                Ж

     ПОСЛЕ             Ч

                                Ш                     О

                                Щ

-А теперь откроем учебник и прочитаем правило на странице 106.

  1. Закрепление знаний.
  1. Упражнение № 253 выполняется по цепочке.
  2. Упражнение с элементом занимательности. У каждого ученика карточка с текстом. Задание: заменить выделенные существительные однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами   -ОК-

-ЕК- -ОНОК-, выделить изученную орфограмму.

Медведь, заяц и волк прибежали на луг, встали в круг. А лиса повязала платок, надела на голову венок и пошла на берег.

После взаимопроверки ученики  сверяют  свои результаты с правильным:

Медвежонок, зайчонок и волчонок прибежали на лужок, встали в кружок. А лиса повязала платочек, надела на голову веночек и пошла на бережок.

  1.  Работа с текстом. Текст имеется у каждого ученика, спроецирован на экран.

Задание: прочитайте, определите тему, основную мысль текста.

Выпишите 1) слова с чередованием в корне;

                   2) слова с проверяемой гласной в корне;

                   3) существительные с орфограммой «Гласные О-Е  после шипящих в суффиксах существительных»

 

Как приятно в солнечный д.нек путешествовать по чудесному зимнему лесу! Ветви деревьев раскрасил иней. На них р.стут сосульки, сверкают, переливаются.

   Снег на земле расчертили своими следами животные и птички. Тут крупный зверь когтями к.сался дерева, а там б.ролись куница и бельч.нок. Зайч.нок со всех ног убегал от опасной хищницы. Синицы летают, к.саются веток, и с них падает снеж.к и рисует узоры.

   У реч.нки постоим, помолчим, послушаем, как поют синички. В центре ветер сдул снег, и ты видишь сквозь лед бегущие струйки воды.

   На полянке распол.гаешься и раскладываешь костер. Как хорошо погреться у огня! От свежего воздуха играет румянец, и ты чувствуешь себя прекрасно.

  1.  
  1. Распределительный диктант.

     Задание: возьмите  таблички , которые вы заполняли в начале урока, заполните оставшиеся колонки, обозначьте изученную орфограмму.

Бочок,бережок,барашек,внучок,песочек,височек,башмачок,списочек.

-Меняемся табличками, проверяем .

                      окончание

                       суффикс

             О

             Е

             О

          Е

огурцов

чертежом

ключом

лучом

тучей

ландышем

улицей

чашей

бочок

бережок

внучок

башмачок

барашек

песочек

височек

списочек

 

  1. Обобщение и систематизация. Итог урока. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание. Упражнение № 254, орфограмма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранова и др. »

Урок русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы 1 квалификационной категории МОУ Ново-Акатуйской сош Александрово-Заводского района Забайкальского края Вороновой Марины Павловны.

Данный урок могут использовать в своей работе учителя русского языка, работающие по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в 6 классе.

ТЕМА УРОКА: «Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с условиями выбора гласных О-Е после шипящих в суффиксах существительных; вырабатывать умение применять правило при выборе гласных после шипящих в суффиксах существительных.

Развивающая: развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитывающая: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки с текстами, табличками.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Прозвенел звонок веселый,

Он позвал нас на урок,

Все задания сегодня

Выполнить должны мы в срок.

  1. Проверка домашнего задания.

- Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания?

- Как будем писать суффиксы существительных –ик- ек? Расскажите о правописании этих суффиксов?

  1. Фронтальный опрос.

1.Работа у доски.

а) Вставить суффиксы, объяснить выбор:

Развед…, буриль…, табун…,разнос…,перевод…,пулемет…,уголь….

б)Разобрать предложение, объяснить орфограммы:

Бежала коза через мосточ.к, потеряла кленовый листоч.к.

в)Сделать морфологический разбор существительного:

(нет) времени

2. Все остальные выполняют задание «Исправь Незнайкины ошибки»

( текст выводится на экран)

В залатой клубочик спрятался дубочик. Белый камушик разтаял, на даске слиды оставил.

Учащиеся переписывают предложения, исправляя ошибки. После проверки на экране появляются предложения без ошибок:

В золотой клубочек спрятался дубочек. Белый камушек растаял, на доске следы оставил.

Все задания, которые выполнялись у доски ,проверяются , ошибки исправляются.

  1. Подготовка к изучению нового материала.

У каждого ученика на парте листок с табличкой:

окончание

суффикс

О

Е

О

Е







Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой: с условиями выбора гласных О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Давайте вспомним о правописании гласных О-Е после шипящих в оконча-ниях существительных и заполним первую часть таблички.

Распределительный диктант:

Тучей, ландышем, огурцов, улицей, чертежом, ключом, чащей, лучом.

-Меняемся тетрадями, проверяем, у кого нет ни одной ошибки? У кого 1,2,3?

После проверки на экране появляется табличка:

окончание

суффикс

О

Е

О

Е

огурцов

чертежом

ключом

лучом

тучей

ландышем

улицей

чашей







  1. Объяснение нового материала.

Учитель: посмотрите на доску и скажите, от чего зависят условия выбора букв О и Е в суффиксах существительных?

дружок барашек

галчонок песочек

Кто сможет сформулировать правило? Кто –нарисовать опорную схему? Все вместе составляют опорную схему, формулируют правило.

Ж

ПОСЛЕ Ч

Ш О

Щ

-А теперь откроем учебник и прочитаем правило на странице 106.

  1. Закрепление знаний.

  1. Упражнение № 253 выполняется по цепочке.

  2. Упражнение с элементом занимательности. У каждого ученика карточка с текстом. Задание: заменить выделенные существительные однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ОК-

-ЕК- -ОНОК-, выделить изученную орфограмму.

Медведь, заяц и волк прибежали на луг, встали в круг. А лиса повязала платок, надела на голову венок и пошла на берег.

После взаимопроверки ученики сверяют свои результаты с правильным:

Медвежонок, зайчонок и волчонок прибежали на лужок, встали в кружок. А лиса повязала платочек, надела на голову веночек и пошла на бережок.

  1. Работа с текстом. Текст имеется у каждого ученика, спроецирован на экран.

Задание: прочитайте, определите тему, основную мысль текста.

Выпишите 1) слова с чередованием в корне;

2) слова с проверяемой гласной в корне;

3) существительные с орфограммой «Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных»



Как приятно в солнечный д.нек путешествовать по чудесному зимнему лесу! Ветви деревьев раскрасил иней. На них р.стут сосульки, сверкают, переливаются.

Снег на земле расчертили своими следами животные и птички. Тут крупный зверь когтями к.сался дерева, а там б.ролись куница и бельч.нок. Зайч.нок со всех ног убегал от опасной хищницы. Синицы летают, к.саются веток, и с них падает снеж.к и рисует узоры.

У реч.нки постоим, помолчим, послушаем, как поют синички. В центре ветер сдул снег, и ты видишь сквозь лед бегущие струйки воды.

На полянке распол.гаешься и раскладываешь костер. Как хорошо погреться у огня! От свежего воздуха играет румянец, и ты чувствуешь себя прекрасно.

-Проверяем.

  1. Распределительный диктант.

Задание: возьмите таблички , которые вы заполняли в начале урока, заполните оставшиеся колонки, обозначьте изученную орфограмму.

Бочок,бережок,барашек,внучок,песочек,височек,башмачок,списочек.

-Меняемся табличками, проверяем .

окончание

суффикс

О

Е

О

Е

огурцов

чертежом

ключом

лучом

тучей

ландышем

улицей

чашей

бочок

бережок

внучок

башмачок

барашек

песочек

височек

списочек



  1. Обобщение и систематизация. Итог урока. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание. Упражнение № 254, орфограмма.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранова и др.

Автор: Воронова Марина Павловна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 130886


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства