kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительных

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить с правилом написания букв о и е после шипящих в суффиксах  существительных; познакомить с образованием существительных с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок; повторить написание букв о и е после шипящих в корне и в окончаниях существительных;
  2. Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе и индивидуально; развивать орфографическую зоркость;
  3. Воспитательная: воспитывать патриотизм у учащихся.

Оборудование: 

  1. Учебник
  2. Карточки

Тип урока: урок объяснения нового материала

Ход урока.

  1. Организационный момент.

      Сегодня на уроке мы продолжаем работать по разделу «Имя существительное». Тема урока: «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных»

Обучающиеся записывают число, тему урока.

  1. Проверка домашнего задания:

Упр. 252 (схемы, синтаксический разбор)

правило п. 45

  1. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний
  1. Словарный диктант

        Говорить неправду, ненастье, не счастье, а грусть, ключик, замочек, сыночек, словарик, грузчик, переводчик, каменщик, стекольщик.

 

  1. Карточки для индивидуальной работы.

Карточка №1

        Выпишите имена существительные и разберите их морфологически.

  1. Недоброе слово больней огня жжет.
  2. Ласковым словом растопишь и камень.

 

Карточка №2

Составьте с данными существительными словосочетания, «прилагательное + существительное» и запишите. Выделите окончания прилагательных, определите род.

        Мышь, тушь, яблоко, тополь, тюль, шампунь, повидло, полотенце, простыня, фамилия.

Карточка №3

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму:

           Быть храбрец.м, упрямц.м, мудрец.м, певц.м, скрипач.м, ленивц.м.

           Стать продавц.м, хлебопашц.м, трубач.м. Любоваться чиж.м, еж.м, дворц.м, ландыш.м.

 

  1. Коллективная работа с текстом.

Родина.

           Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан.

        Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

                                                                                            ( По В. Пескову)

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите основную мысль.
  3. Назовите собственные существительные.
  4. Найдите разносклоняемое существительное и разберите морфологически.
  5. Выпишите существительные, называющие людей по профессии.
  6. Найдите слова с такими морфемами из текста и продолжите своими примерами (2-3)

( - ор-: конструкт-ор,….архитект-ор, директ-ор, инспект-ор;

 - чик-/ -щик-: бакен-щик,…свар-щик, развед-чик, камен-щик;

-ист-; машин-ист,…пиан-ист, гитар-ист, трактор-ист)

  1. Какие орфограммы, изученные в разделе, нам не встречались?

 

4. Изучение нового материала

 

       Итак, мы вспомнили правило правописания букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных: под ударением пишем о, без ударения – е.

        Сегодня мы изучим новое правило  - написание букв О и Е в  суффиксах существительных.

       - Давайте вспомним, что такое суффикс? значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.

       -   Какие буквы называются  шипящими? ( ш, ч, ж, щ ).

        - Откройте учебник на странице 106 и прочтите правило. От чего зависит написание букв О/Е? Что общего у этого правила с изученным в 5 классе? Запишите примеры и обозначьте условие выбора орфограмм.

 

5. Применение нового учебного материала

  1. Выполнение упр. 253 (обозначить условия выбора орфограммы №35)

 I вариант – 1 и 2–ая строчки

II вариант – 3 и 4-ая строчки

         У каких существительных суффикс имеет пренебрежительное значение, а у каких обозначает название детенышей?

        2) Выборочный диктант.

         Распределите слова в колонки таблицы

           Гласные о и е после шипящих и ц

корень

суффикс

окончание

 

 

 

        Задачей, пейзажем, шелк, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, жердочка, медвежонок, шорох, шепот, бычок, барашек.  

  1. «Веселый диктант».

          Учитель демонстрирует карточку с изображением детенышей животных (1 часть диктанта), учащиеся записывает слова, выделяют изученную орфограмму. (Н-р: зайчонок);

         - Разгадайте загадки  и напишите отгадки (2 часть диктанта) :

             

                Не солнце, не огонь, а светит.

                                                      ( Светлячок)

        В лавке пятак

                Не вынешь никак.

                                                     ( Сучок)

        Частый, зубастый,

        Вцепился в чуб вихрастый.

                                                     ( Гребешок)

                  Маленький мужичок

                  Девятью кушаками подпоясан.

                                                       (Бочонок)

 6. Закрепление

         Выполнение упражнений по учебнику (254, 256).

 

 7.Стадия рефлексии. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке

Чему сегодня научились на уроке?

Что помогало?

Что показалось интересным? 

  8.  Домашнее задание: Выучить пр. №35 стр. 106. Составить словарный диктант «Буквы О и Епосле шипящих в суффиксах существительных»,  упр. 255

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных"»

Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных Цель: сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительных Задачи:  Образовательная: познакомить с правилом написания букв о и е после шипящих в суффиксах существительных; познакомить с образованием существительных с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок; повторить написание букв о и е после шипящих в корне и в окончаниях существительных;  Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе и индивидуально; развивать орфографическую зоркость;  Воспитательная: воспитывать патриотизм у учащихся. Оборудование:  Учебник  Карточки Тип урока: урок объяснения нового материала Ход урока. I. Организационный момент. Сегодня на уроке мы продолжаем работать по разделу «Имя существительное». Тема урока: «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных» Обучающиеся записывают число, тему урока. II. Проверка домашнего задания: Упр. 252 (схемы, синтаксический разбор) правило п. 45 III. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний 1. Словарный диктант Говорить неправду, ненастье, не счастье, а грусть, ключик, замочек, сыночек, словарик, грузчик, переводчик, каменщик, стекольщик. 2. Карточки для индивидуальной работы. Карточка №1 Выпишите имена существительные и разберите их морфологически. 1. Недоброе слово больней огня жжет. 2. Ласковым словом растопишь и камень.Карточка №2 Составьте с данными существительными словосочетания, «прилагательное + существительное» и запишите. Выделите окончания прилагательных, определите род. Мышь, тушь, яблоко, тополь, тюль, шампунь, повидло, полотенце, простыня, фамилия. Карточка №3 Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму: Быть храбрец..м, упрямц..м, мудрец..м, певц..м, скрипач..м, ленивц..м. Стать продавц..м, хлебопашц..м, трубач..м. Любоваться чиж..м, еж..м, дворц..м, ландыш..м. 3. Коллективная работа с текстом. Родина. Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. ( По В. Пескову)  Выразительно прочитайте текст.  Определите основную мысль.  Назовите собственные существительные.  Найдите разносклоняемое существительное и разберите морфологически.  Выпишите существительные, называющие людей по профессии.  Найдите слова с такими морфемами из текста и продолжите своими примерами (2-3) ( - ор-: конструкт-ор,….архитект-ор, директ-ор, инспект-ор; - чик-/ -щик-: бакен-щик,…свар-щик, развед-чик, камен-щик; -ист-; машин-ист,…пиан-ист, гитар-ист, трактор-ист)  Какие орфограммы, изученные в разделе, нам не встречались? 4. Изучение нового материала Итак, мы вспомнили правило правописания букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных: под ударением пишем о, без ударения – е. Сегодня мы изучим новое правило - написание букв О и Е в суффиксах существительных. - Давайте вспомним, что такое суффикс? значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.- Какие буквы называются шипящими? ( ш, ч, ж, щ ). - Откройте учебник на странице 106 и прочтите правило. От чего зависит написание букв О/Е? Что общего у этого правила с изученным в 5 классе? Запишите примеры и обозначьте условие выбора орфограмм. 5. Применение нового учебного материала 1) Выполнение упр. 253 (обозначить условия выбора орфограммы №35) I вариант – 1 и 2–ая строчки II вариант – 3 и 4-ая строчки У каких существительных суффикс имеет пренебрежительное значение, а у каких обозначает название детенышей? 2) Выборочный диктант. Распределите слова в колонки таблицы Гласные о и е после шипящих и ц корень суффикс окончание Задачей, пейзажем, шелк, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, жердочка, медвежонок, шорох, шепот, бычок, барашек. 3) «Веселый диктант». Учитель демонстрирует карточку с изображением детенышей животных (1 часть диктанта), учащиеся записывает слова, выделяют изученную орфограмму. (Н-р: зайчонок); - Разгадайте загадки и напишите отгадки (2 часть диктанта) : Не солнце, не огонь, а светит. ( Светлячок) В лавке пятак Не вынешь никак. ( Сучок) Частый, зубастый, Вцепился в чуб вихрастый. ( Гребешок) Маленький мужичок Девятью кушаками подпоясан.(Бочонок) 6. Закрепление Выполнение упражнений по учебнику (254, 256). 7.Стадия рефлексии. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке Чему сегодня научились на уроке? Что помогало? Что показалось интересным? 8. Домашнее задание: Выучить пр. №35 стр. 106. Составить словарный диктант «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карташова Анна Александровна

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302187


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства