kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание гласных после шипящих в различных частях слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имашева НазымОралкановна

учитель русского языка и литературы II категории

КГУ «Кировская общеобразовательная средняя школа»

отдела образования Шемонаихинского района

урок русского языка в 5 класс

Тема: Правописание гласных после шипящих в различных частях слова.

Цель урока:

Обучающая: создать условия для усвоения учащимися правописания гласных после шипящих, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.

Развивающая: отработать умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал, развивать речь, мышление, умение применять правила на практике.

Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-эстетическое воспитание учащихся, воспитывать стремление к грамотности.

 

Ход урока:

 

I. Орг.момент: Приветствие! Проверка готовности к уроку. Проверка посещаемости.

  1. . Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня мы с вами будем работать над  большой и сложной темой. Но если вы будете внимательно слушать и выполнять все упражнения, то в конце урока с гордостью отметите, что и эта тема вами покорена! Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и «Классная работа».

-Итак, мы должны помочь ежику собрать урожай и пополнить корзину собственных знаний, чтобы положить первое яблочко нам необходимо активно работать и для начала определить тему урока. Оставьте пустую строку для темы, и запишите слова, которые «спрятаны» за рисунками. (На доске рисунки со словами, в которых есть гласные после шипящих – зайчонок, щука, снежинка, чучело, чайка, жираф, щетка и др.)

- Какие вы записали слова? Какова же тема нашего урока? (гласные после шипящих).

- Молодцы! Запишите тему в тетрадь и составьте и запишите с одним из слов предложение.

(некоторые зачитывают свои предложения).

- Ребята, как вы думаете, какие цели мы должны достичь сегодня на уроке? (научиться правильно писать слова с гласными после шипящих, научиться применять правила на практике, научиться находить в какой части слова находится орфограмма и проверять её правилом).

- Ну что же первое яблочко в корзине! Молодцы, ребята!

  1. Актуализация знаний.

-А для того, чтобы пополнять запасы  дальше, нам необходимо выполнить некоторые задания. Итак, в путь!

- Ребята, вспомните, какие правила по теме урока вы хорошо помните и знаете?

(жи-ши пиши с И, чу-щу пиши с У, ча-ща пиши с А, в окончаниях глаголов после шипящих пишется Ё, в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных под ударением пишется О, без ударения Е).

- Молодцы, ребята, вы очень многое усвоили из предыдущих уроков. И вы, наверное, заметили, что для определения правописания гласной после шипящей нужно определить, к какой части речи относится слово и в какой морфеме эта орфограмма. Сейчас мы с вами посмотрим таблицу со всеми теми правилами, которые вы сейчас называли.(таблица у каждого на парте).

Работа в группах (при наличии времени)

1 вариант. Вставляем пропущенные буквы, составляем предложения, подчеркиваем грамматическую основу.

Ж…вёт, медвеж…нок, ч…щ…, одеж…нка, зайц…м, зайч…нок, камыш…м, ж…лтый, пуш…стая.

(пример текста: В чаще леса живёт медвежонок. У него красивая одежонка – пушистая шубка. Медвежонок дружит с зайцем, у которого есть маленький серенький зайчонок. Их домики стоят за камышом у жёлтого куста.)

2 вариант. Карандаш…м, ж…вотные, ож…вать, собач…нка, луч…м, бельч…нок, галч…нок, под крыш…й, пуш…стая.

(пример текста: Я люблю рисовать животных карандашом. На картине все оживает: пушистая собачонка сидит под крышей, бельчонок и галчонок сидят на ветке, солнечным лучом освещается полянка.

5. До краев осталось совсем немного!

Контроль усвоения темы. Тест.

1. Укажите слово с пропущенной буквой –О-

А) ш...пот

B) ч..рный

C) ш...рох

D) ж…лтый

E) ж...лудь

2. Укажите слова с пропущенной буквой –Ю-

А) ж…ри, щ…ка

B) прищ…риться, брош…ра

C) ш…мный, параш…т

D) ш…тка, ц…нами

E) параш…т, ж…ри

3. Укажите слова с буквой -О- в корне

А) ж…лтый, ш…пот, ш…лк

B) ч…рный, ш…в, приш…л

C) крыж…вник, ш…рох, чащ…ба

D) ж…лудь, крыж…вник, ш…пот

E) ш…колад, ч…рный, ч…рт

4.Укажите слова с буквой -о- в окончании

А) деревц…, плач…м, отц…м

B) свеч…й, ключ…м, больш…го

C) полотенц…, товарищ…м, плеч…м

D) свеж…го, кож…й, сторож…м

E) зеркальц…, зайц…м, туч…й

5. Укажите слово с буквой Е

А) девч…нка

B) горош…к

C) крюч…к

D) ш…рох

E) ш…колад

Ключ: 1 – С 2- Е 3 – С 4 – В 5 – В

  1. . Подведение итогов урока.

- Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?

- обратите внимание на свои таблички, какие правила вы знали, какие для вас новые?

- Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые ставили в начале? Мы помогли собрать ежику урожай?

Рефлексия

Ребята, закрасьте то  яблочко, которое соответствует количеству понятого вами нового материала на нашем уроке.

 

 

                   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание гласных после шипящих в различных частях слова »

Имашева Назым Оралкановна

учитель русского языка и литературы II категории

КГУ «Кировская общеобразовательная средняя школа»

отдела образования Шемонаихинского района

урок русского языка в 5 класс

Тема: Правописание гласных после шипящих в различных частях слова.

Цель урока:

Обучающая: создать условия для усвоения учащимися правописания гласных после шипящих, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.

Развивающая: отработать умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал, развивать речь, мышление, умение применять правила на практике.

Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-эстетическое воспитание учащихся, воспитывать стремление к грамотности.


Ход урока:


I. Орг.момент: Приветствие! Проверка готовности к уроку. Проверка посещаемости.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня мы с вами будем работать над большой и сложной темой. Но если вы будете внимательно слушать и выполнять все упражнения, то в конце урока с гордостью отметите, что и эта тема вами покорена! Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и «Классная работа».

-Итак, мы должны помочь ежику собрать урожай и пополнить корзину собственных знаний, чтобы положить первое яблочко нам необходимо активно работать и для начала определить тему урока. Оставьте пустую строку для темы, и запишите слова, которые «спрятаны» за рисунками. (На доске рисунки со словами, в которых есть гласные после шипящих – зайчонок, щука, снежинка, чучело, чайка, жираф, щетка и др.)

- Какие вы записали слова? Какова же тема нашего урока? (гласные после шипящих).

- Молодцы! Запишите тему в тетрадь и составьте и запишите с одним из слов предложение.

(некоторые зачитывают свои предложения).

- Ребята, как вы думаете, какие цели мы должны достичь сегодня на уроке? (научиться правильно писать слова с гласными после шипящих, научиться применять правила на практике, научиться находить в какой части слова находится орфограмма и проверять её правилом).

- Ну что же первое яблочко в корзине! Молодцы, ребята!

III Актуализация знаний.

-А для того, чтобы пополнять запасы дальше, нам необходимо выполнить некоторые задания. Итак, в путь!

- Ребята, вспомните, какие правила по теме урока вы хорошо помните и знаете?

(жи-ши пиши с И, чу-щу пиши с У, ча-ща пиши с А, в окончаниях глаголов после шипящих пишется Ё, в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных под ударением пишется О, без ударения Е).

- Молодцы, ребята, вы очень многое усвоили из предыдущих уроков. И вы, наверное, заметили, что для определения правописания гласной после шипящей нужно определить, к какой части речи относится слово и в какой морфеме эта орфограмма. Сейчас мы с вами посмотрим таблицу со всеми теми правилами, которые вы сейчас называли.(таблица у каждого на парте).

Гласная

Часть речи

морфема

Правило написания

А

Все

Все

После шипящих Ч, Щ, Ш, Ж пишется только А: чаша, чаща, жар.

Я

------

-----------

-------------

У

Все

Все

После шипящих Ч, Ш, Щ, Жпишется У: жук, щука, шутка, чугун.

Ю

Только в словах-исключениях: жЮри, брошЮра, парашЮт

И

Все

Все

После шипящих пишется И: жизнь, ширина, чиж, щит.

Ы

----

-----

-------

Ё

Имя сущ., имя прилаг.

корень

Если есть проверочное слово с Е – жёлудь – желудей, жёлтый – желтеть,

Ё

Глагол

окончания

Лжёт, печёт

О

Имя сущ. имя прилаг.

Окончания и суффиксы

Пол ударением: большой, девчонка, плечо, шалашом.

О

Имя сущ.

Корень

Обжора, крыжовник, чащоба, шов, шорох

Е

Имя сущ., имя прилаг.

Окончания и суффиксы

Без ударения: свежего, крошечка, горошек.

IV. Закрепление

И ещё одно яблочко уже в корзине. Двигаемся дальше.

Выполнение упражнений.

1) Списать, вставляя пропущенные буквы.

Параш...т, ж…знь, ж…рный, ш...бка, ш...тка, ж...ри, отч…яние, ч...до, площ...дь, ч...ткий, щ...ка, щ..тка. (на доске слова с пропущенными буквами, ученик вставляет буквы).

Справились с заданием и яблочко в корзине!

2) Записать слова под диктовку. При записи слов комментировать по алгоритму:

- Определяю часть речи.

- Нахожу морфему, в которой пропущена буква.

- Называю правило.

- Записываю слово.

Ж…лтый, под плащ..м, ш…рох, теч..т, ж..лудь, мыш…нок, еж…вый, свеж..го.

Заслужили ли мы яблочко?

Физминутка (Котята)

3) Работа с учебником

Ребята откройте учебники на стр.144. Упр. 395 по вариантам 1 вариант записывает слова с буквой О, 2- й вариант - с буквой Е.

Яблочко в корзину

Домашняя работа

Откройте дневники, запишите домашнее задание упр.392 (по образцу), учить правило по таблице.

4) У вас на столах листочки, подписываем их и вставляем пропущенные буквы после шипящих.

1. щ…ка 6. параш…т

2. зайч…нок 7. ч…йник

3. крыж..вник 8. Плеч..м

4. печ…т 9. ш…лк

5. круж…вной 10. ч…рный

Самопроверка: один ученик у доски вставляет правильные буквы.

И вот еще одно яблочко!

Работа в группах (при наличии времени)

1 вариант. Вставляем пропущенные буквы, составляем предложения, подчеркиваем грамматическую основу.

Ж…вёт, медвеж…нок, ч…щ…, одеж…нка, зайц…м, зайч…нок, камыш…м, ж…лтый, пуш…стая.

(пример текста: В чаще леса живёт медвежонок. У него красивая одежонка – пушистая шубка. Медвежонок дружит с зайцем, у которого есть маленький серенький зайчонок. Их домики стоят за камышом у жёлтого куста.)

2 вариант. Карандаш…м, ж…вотные, ож…вать, собач…нка, луч…м, бельч…нок, галч…нок, под крыш…й, пуш…стая.

(пример текста: Я люблю рисовать животных карандашом. На картине все оживает: пушистая собачонка сидит под крышей, бельчонок и галчонок сидят на ветке, солнечным лучом освещается полянка.

5. До краев осталось совсем немного!

Контроль усвоения темы. Тест.

1. Укажите слово с пропущенной буквой –О-

А) ш...пот

B) ч..рный

C) ш...рох

D) ж…лтый

E) ж...лудь

2. Укажите слова с пропущенной буквой –Ю-

А) ж…ри, щ…ка

B) прищ…риться, брош…ра

C) ш…мный, параш…т

D) ш…тка, ц…нами

E) параш…т, ж…ри

3. Укажите слова с буквой -О- в корне

А) ж…лтый, ш…пот, ш…лк

B) ч…рный, ш…в, приш…л

C) крыж…вник, ш…рох, чащ…ба

D) ж…лудь, крыж…вник, ш…пот

E) ш…колад, ч…рный, ч…рт

4.Укажите слова с буквой -о- в окончании

А) деревц…, плач…м, отц…м

B) свеч…й, ключ…м, больш…го

C) полотенц…, товарищ…м, плеч…м

D) свеж…го, кож…й, сторож…м

E) зеркальц…, зайц…м, туч…й

5. Укажите слово с буквой Е

А) девч…нка

B) горош…к

C) крюч…к

D) ш…рох

E) ш…колад

Ключ: 1 – С 2- Е 3 – С 4 – В 5 – В

V. Подведение итогов урока.

- Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?

- обратите внимание на свои таблички, какие правила вы знали, какие для вас новые?

- Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые ставили в начале? Мы помогли собрать ежику урожай?

Рефлексия

Ребята, закрасьте то яблочко, которое соответствует количеству понятого вами нового материала на нашем уроке.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Правописание гласных после шипящих в различных частях слова

Автор: Имашева Назым Оралкановна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122575

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока: «Гласные после шипящих и ц»"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaglasnyieposlieshipiashchikhits"
    ["file_id"] => string(6) "319652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460907236"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Буквы И - Ы после Ц в различных частях слова"
    ["seo_title"] => string(49) "bukvy-i-y-poslie-ts-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
    ["file_id"] => string(6) "260355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448953321"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406083185"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(150) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-i-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406084666"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Продуктивные приемы усвоения темы "Правописание гласных" мастер-класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "produktivnyie-priiemy-usvoieniia-tiemy-pravopisaniie-ghlasnykh-mastier-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163043"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422439556"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства