Урок русского языка в 6 классе "Гласные А и О в корнях -КАС- и -КОС-"
Урок русского языка в 6 классе "Гласные А и О в корнях -КАС- и -КОС-"
Урок русского языка помогает сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне с чередующейся гласной; ребята учатся умению определять написание О-А в корне с чередованием, знакомятся с явлением омонимии. Урок
продолжает работу по развитию речи учащихся: анализ текста, нахождение изобразительно- выразительных средств языка. На уроке воспитывается бережное отношение к слову, любовь к русскоиму языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
прикоснуться к искусству, это касается всех. По очереди учащиеся комментируют слова с
корнем кос-кас. Проверка по слайду.
3) Какое значение имеют слова с корнем –кос- -кас- в записанных словах?
- Дотрагиваться до кого-либо или чего-нибудь.
- Затрагивать что-нибудь в разговоре, письме.
- Иметь отношение к кому-нибудь или чему-нибудь.
4) Лингвистическая сказка (распечатана для учеников)
У королевы Орфографии братья-близнецы Кас - Кос жили в мире и согласии. Но вот
однажды их мирная жизнь была нарушена.
Позавидовали корни в словах косарь и косичка спокойствию братьев и решили разрушить
его. «Мы твои истинные братья,- шептали они корню Кос.- Посмотри на наши лица. Мы похожи
как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Бери нас в свою семью, а корень Кас гони
подальше».
Засомневался корень Кос. И брата ему жалко гнать (сколько лет вместе), и чужаков
обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!)
- Как быть корню КОС? Помогите ему. Можем ли мы назвать слова косарь и косичка назвать
однокоренными к словам с чередованием корней кос – кас? Почему?
- Такие корни называются омонимичными. Почему? (одинаково звучат, но имеют разное
значение).
коса «прическа»
коса «орудие»
косой – «не прямой»
5) Упр 185.
5. Контроль усвоения правила.
Цель – применить известные нам правила о правописании корней с чередованием о-а.
Задание: распределить слова на 2 столбика (о – а). Задание выполняется на отдельных листках,
которые собираются в конце урока.
Растительный мир, личная неприкосновенность, крошечный росток, правила сложения, лёгкое касание, имя прилагательное, выращивать цветок, трудное положение, выросли деревья,
касательная к окружности.
6. Подведение итогов урока.
- Сделаем выводы. Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Решили ли мы задачи,
поставленные нами в начале урока?
- На сегодняшнем уроке мы повторили правописание гласных в корнях с чередованием,
познакомились с темой «Буквы о –а в корне кос-кас» и научились применять это правило на
письме. На следующем уроке мы будем изучать орфограмму «Буквы о-а в корне гор-гар».
- Отметки за урок.
8. Домашнее задание (дифференцированное):
На «3»: Записать 6 словосочетаний на данное правило.
На «4»: Составить 6 предложений, которые бы содержали словосочетания на данное правило.
На «5»: Составить текст (7-8 предложений), содержащий слова на пройденную орфограмму.
Текст для домашнего задания.
У дома росла рябина. Её ветви касались нашего окна, и я мог наблюдать за деревом в любое время года.
Весной чудесное растение зацветало так пышно, что цветы покрывали его как белое облако, опустившееся на землю. Летом дерево было осыпано созревающими ягодами. Их можно было собирать поздней осенью, после того, как ударят первые морозы. А зимой… О! Зимой было самое интересное, потому что в это время года прилетали красногрудые снегири и располагались на рябине.
Лингвистическая сказка.
У королевы Орфографии братья-близнецы Кас - Кос жили в мире и согласии.
Но вот однажды их мирная жизнь была нарушена.
Позавидовали корни в словах косарь и косичка спокойствию братьев и решили разрушить его. «Мы твои истинные братья,- шептали они корню Кос.- Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Бери нас в свою семью, а корень Кас гони подальше».
Засомневался корень Кос. И брата ему жалко гнать (сколько лет вместе), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!)