Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Тема: «Буквы о и а в корне –гор- - -гар-»
Цели: 1) знать лексическое значение корня -гор- - -гар-;
2) уметь определять условия выбора о-а в корне -гор- - -гар-;
3) закрепить знания о чередующихся гласных в корне, изученных ранее;
4) уметь правильно писать чередующиеся гласные в корне;
5) воспитание бережного отношения к природе.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Приветствие. Объявление целей урока. Слово учителя.
- Ребята, мы изучили много тем на чередующиеся гласные в корнях. Задача сегодняшнего урока – изучить еще одну тему с чередующейся гласной в корне. Тему пока не записываем – вы ее сформулируете сами. Запишите число и «Классная работа».
2. Словарная работа.
Запись слов в словари с объяснением значений непонятных слов.
Преобразовать, знаки препинания, приобрести, примерять, примирять, приспособиться, неприступный.
3. Проверка домашнего задания.
Один ученик у доски выполняет упражнение 139. В это время зачитываются сочинения, обучающиеся должны назвать. Какие слова с чередующимися гласными использованы.
Проверка работы у доски, каждый проверяет свое дом. задание. Оценка.
- По какому признаку распределены слова в 2 столбика?
- Какие бывают гласные в корне?
(Безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, непроверяемые ударением; чередующиеся гласные в корне)
- Какие корни с чередующимися гласными мы уже знаем?
(а//о: -раст- - -ращ- - -рос-; -лаг- - -лож-; -кас- - -кос-; и//е: -бир- - -бер-; -тир- - -тер-; -мир- - -мер- и др.)
Работа с использованием перфокарты.
О – А в чередующихся корнях
1. растительный водоросли положение
2. касаться прикосновение отрасль
3. коснуться выросла отложить
4. расти слагать расположение
5. росток предположить располагаться
6. разрослись выращенный предложение
7. излагать прилагать положить
8. изложение касательная неприкосновенность
9. вырасти сложить Ростов
5. Физкультминутка.
6. Объяснение новой темы.
Записи в тетради, пропустив одну строчку для темы.
Гореть угар
горелый огарок
загорать загар
Выделите корни и расставьте ударения.
- Какой корень вы выделили? (-гор- - гар-)
- Значит, какова тема сегодняшнего урока?
Обучающиеся формулируют тему и открывается тема, записанная на доске: «Буквы о и а в корне –гор- - -гар-»
Запись темы урока в тетради.
- Давайте попробуем самостоятельно сформулировать правило правописания корня –гор- - -гар-.
Обучающиеся формулируют правило.
Чтение правила по учебнику (каждый читает вполголоса, затем проговаривает).
7. Запишите домашнее задание. Параграф 30, оформить правило в словаре, упр. 143, Тест 8 1 вариант задания 9-12(с. 30)
- Какие вопросы есть по домашнему заданию?
8. Закрепление темы.
1) Упражнение 140 ( 1 обучающийся – у доски).
Вывод. Правило правописания корня –гор- - -гар-.
2)Самостоятельная работа. Тест 8 вариант 2 задания 9-12 (с 31)
Ответы. 9 – а, г
10 – в
11 – г
12 – б, в
Оцените сами себя. 0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
Более 2 ошибок – «2»
Мы предпол…гали выехать рано, но зад…ржались.
Вдоль дороги было видно много р…стительности. В полдень мы распол…жились на отдых у озера, зар…сшего камыш…м. Заг…релые реб…тишки плавали на самой его середине на пл…ту. Место для палатки мы нашли не сразу, потому что кругом лежали обг…релые поленья, пустые консервные банки. Мы прибрались и удобно устроились.
Солнце пекло так, что к песку было (не) прик…снут…ся. В лучах солнца озеро бл…стело, как зеркало.
Дог…рала вечерняя зорька, и мы начали соб…рат…ся . Мы вернулись домой уверенные, что природа на нас (не) обидит…ся.
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
- Какова тема текста? (Отношение к природе)
- В чем заключается основная мысль текста? (Необходимо беречь природу)
- Ребята, как нужно вести себя на природе, а как вы ведете себя?
Работа по тексту.
Выписать первое предложение последнего абзаца и сделать его синтаксический разбор.
- Объяснить орфограммы (1 вариант – слова с проверяемыми безударными гласными, 2 вариант – слова с чередующимися гласными)
10. Вывод.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- От чего зависит условие правописания гласной в корне –гор- - -гар-? (от ударения)
- Что общего в правилах правописания корней с чередующимися гласными? (нельзя подобрать проверочное слово)
11. Оценки.
Литература
1. Богданова Г. А. «Уроки русского языка в 6 классе»
2. Золотарева И. В., Егорова Н. В. «Поурочные разработки по литературе в 6 классе»
3. Коровина В. Я. «Литература. 6 класс». М.: Просвещение, 2011.
4. Ладыженская Т. А. «Русский язык. 6 класс» М.: Просвещение, 2011.
5. Львова С. И. «Уроки словесности. 5-9 классы». М.: Дрофа, 2000.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт