б) практические: формировать умение выбирать букву a-о в корнях с чередованием, учить работать с орфографическим словарем, совершенствовать пунктуационную и орфографическую зоркость.
г) личностные: формировать логического мышления, памяти, внимания, осознавать русского языка как явления культуры, воспитывать интерес к языку, пополнять словарный запас языка.
Планируемые результаты:
предметные: научиться правильно писать слова с изученной орфограммой.
личностные: воспитание интереса к изучению русского языка; формирование логического мышления, памяти, внимания, пополнение словарного запаса языка учащихся.
Оборудование: учебник русского языка для 5 класса под ред. Н.М. Шанского, опорный конспект «Правописание чередующихся гласных a-о в корнях», раздаточный материал (карточки), ТСО.
План урока.
Оргмомент (2’).
II. Проверка домашнего задания (10’).
Изучение нового материала (10’).
Закрепление изученного (15’).
V. Подведение итогов урока (5’).
Домашнее задание (3’).
Ход урока.
Оргмомент.
Мы продолжаем изучать чередования в словах и сегодня остановимся на правописании чередующихся гласных a-о в корнях -лаг- – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-). Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Проверка домашнего задания.
Уплотненный опрос по карточкам.
Карточка №1
Найдите в данном ряду слов только те, которые имеют чередующиеся гласные в корнях. Выделите в них корни, подчеркните орфограммы.
О какой морфеме идет речь: выражает грамматическое значение слова, не образует новые слова (окончание).
Изучение нового материала.
Работа по опорному конспекту.
- Внимание на экран. Рассмотрите опорный конспект и сравните: от чего зависит написание корней с чередованием? (от суффикса -а-)
- Какие это корни? Назовите, (-лаг-, -лож-, -кас-, -кос-)
- Когда пишется корень -лаг-? -кас-? Прочитайте примеры.
- В каком случае пишется корень -лож-? -кос-? Примеры?
- Запомните суффикс-командир -а-, он командует писать в корне гласную а.
- От чего еще зависит правописание корней с чередованием? (от согласной буквы в корне).
- Назовите эти корни, (-рос-, -раст-, -ращ-)
- Когда в данных корнях напишем «а»? Например?
В каком случае напишем «о»? Например?
Прочитайте и запомните слова-исключения.
Сравнение и запись опорного конспекта.
Обратимся к учебнику, страница 177. Прочитайте тему.
Сравните опорный конспект и правило в учебнике. Ваши выводы.
Таким образом, правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ- зависит от двух случаев: от суффикса -а- и от буквы в корне.
Спишите опорный конспект в тетрадь-справочник.
Закрепление изученного.
Слуховой диктант
Выполняем такое задание: я называю слово, если в корне пишется гласная -а-, встают мальчики, если -о- девочки. Можно пользоваться опорным конспектом.
Запишите глаголы с корнем –лаг- – -лож-. Используйте приставки у-, по-, на-, при-, пере-, про-, с-, раз-, из-, воз-, пред-, в-, до. Обозначьте условия выбора чередующихся букв о и а (см. образец в орфограмме №12). Какие из получившихся глаголов могут сочетаться с существительными венок, помощь, путь, взыскание?
Вид работы:
Цель: учить выбирать букву в корне с чередованием и объяснять условие выбора; образовывать глаголы с помощью приставок, развивать речь.
Способ выполнения: у доски 2 человека, остальные в тетрадях.
Проверяем (открываем доску, 1 вариант проверяет работу одного ученика, 2 вариант - другого).
Вопросы для микровывода.
Когда в данных глаголах в корне напишем а? (если есть суффикс -а-). Когда о? (если нет суффикса -а-)
Назовите приставки, которые употребляются только с -лож- (у- пере-, про-, в-, до-)
Какие из получившихся глаголов могут сочетаться с существительным венок? (положить, возложить) Помощь? (предложить, предлагать).
Какие из получившихся глаголов могут сочетаться с существительным путь? (проложить) Взыскание? (наложить, налагать)
Самостоятельная работа (по упр. 434).
Выпишите из орфографического словаря на буквы в, н, л, р, у четыре глагола и четыре существительных с корнем -лаг-/-лож-. Можно ли найти в орфографическом словаре на букву л слова с корнем -лаг-? Какой вывод следует сделать о словах с этим корнем?
Вид работы: работа с орфографическим словарем.
Цель: учить умению работать со словарем, анализировать, видеть корни с чередованием.
Способ выполнения: самостоятельно в тетрадях. Микровывод.
Прочитайте выписанные слова, объясняя орфограмму.
Можно ли найти в орфографическом словаре на букву л слова с корнем - лаг-? Какой вывод следует сделать о словах с этим корнем?
Самостоятельная работа (по упр. 435)
Составьте с существительными из левой колонки и подходящими по смыслу глаголами из правой колонки словосочетания и запишите их. Обозначьте корень в именах существительных. Составьте два словосочетания «глагол + существительное» со словом предложение, используя его в разных значениях.
Вид работы: дополняющее списывание.
Цель: развивать умение выбирать чередующуюся букву в корне, составлять словосочетания.
От чего зависит написание корней -лаг- – -лож-? (от суффикса -а-).
Творческая работа
Упражнение 436.
Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Вид работы: творческое письмо.
Цель: развивать умение выбирать букву в корнях с чередованием -лаг-/- лож-, умение составлять предложения.
Дедушка отложил газету и задумчиво посмотрел на меня. Я расстегнул ворот рубахи и осмотрел царапину. Тетушка предлагала выпить чашку чая с баранками, но я спешил домой. Как же хорошо зимним вечером, уютно расположившись в любимом кресле, смотреть на огонь в очаге и слушать плач вьюги за окном. Дашенька легла под одеяло и уложила куклу рядом на подушку.
Способ выполнения: самостоятельно в тетрадях.
Микровывод.
- Читаем по цепочке по одному предложению, которое вы составили, объясняя орфограмму.
- В каком слове встречается орфограмма в приставке? (расстегнуть).
Подведение итогов урока.
Итак, какую тему мы сегодня изучали?
Работаем в парах. Повернитесь лицом к соседу по парте. 1-й вариант рассказывает второму о чередовании гласных a-о в корнях -лаг-/-лож-, с примерами.
Теперь 2-й вариант рассказывает первому о чередовании гласных a-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-, приводя примеры и называя исключения.
- Закончили работу. Поднимите руку, кому понравилась работа товарища.
- Молодцы! Оценки за урок:.
Домашнее задание.
На дом (записано на доске или на экране): § 84, упражнение 436 письменно.
Дополнительный материал.
№1. Измените слова таким образом, чтобы в корне произошло чередование. Выделите орфограммы (слова выводятся на экран).
Собирать - соберу;
касаться — коснуться;
стирать - стереть;
опираться - опереться;
подрастать - подросли;
предполагать — предположить.
Вид работы: творческое списывание.
Способ выполнения: 1 у доски, остальные в тетрадях самостоятельно, затем проверить.
Микровывод.
- Какие еще корни с чередованием вам встретились? (-бир-/-бер-, -тир-/-тер-, -пир-/-пер-)
№2. Опрос по перфокартам. Диктую слова, под нужным номером ставим крестик в нужном столбике.
1.Излагать.
2.Положить.
3.Изложение.
4.Прилагательный.
5.Расположение.
6.Предположит ь.
7.Излагать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг- – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» МО «город Бугуруслан»
Автор: Пятаева Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема. Правописание чередующихся гласных a-о в корнях
-лаг- – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-).
Тип урока: объяснение новой темы.
Цель:формирование у обучающихся языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся.
Предметные:
а) познавательные:повторить правописание чередующихся гласных в
б) практические:формировать умение выбирать букву a-о в корнях с чередованием, учить работать с орфографическим словарем, совершенствовать пунктуационную и орфографическую зоркость.
г) личностные: формировать логического мышления, памяти, внимания, осознавать русского языка как явления культуры, воспитывать интерес к языку, пополнять словарный запас языка.
Планируемые результаты:
предметные: научиться правильно писать слова с изученной орфограммой.
личностные: воспитание интереса к изучению русского языка; формирование логического мышления, памяти, внимания, пополнение словарного запаса языка учащихся.
Оборудование: учебник русского языка для 5 класса под ред. Н.М. Шанского, опорный конспект «Правописание чередующихся гласных a-о в корнях», раздаточный материал (карточки), ТСО.
План урока.
Оргмомент (2’).
Проверка домашнего задания (10’).
Изучение нового материала (10’).
Закрепление изученного (15’).
Подведение итогов урока (5’).
Домашнее задание (3’).
Ход урока.
Оргмомент.
Мы продолжаем изучать чередования в словах и сегодня остановимся на правописании чередующихся гласных a-о в корнях -лаг- – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-). Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Проверка домашнего задания.
Уплотненный опрос по карточкам.
Карточка №1
Найдите в данном ряду слов только те, которые имеют чередующиеся гласные в корнях. Выделите в них корни, подчеркните орфограммы.
О какой морфеме идет речь:выражает грамматическое значение слова, не образует новые слова (окончание).
Изучение нового материала.
Работа по опорному конспекту.
Внимание на экран. Рассмотрите опорный конспект и сравните: от чего зависит написание корней с чередованием? (от суффикса -а-)
Какие это корни? Назовите, (-лаг-, -лож-, -кас-, -кос-)
Когда пишется корень -лаг-? -кас-? Прочитайте примеры.
В каком случае пишется корень -лож-? -кос-? Примеры?
Запомните суффикс-командир -а-, он командует писать в корне гласную а.
От чего еще зависит правописание корней с чередованием? (от согласной буквы в корне).
Назовите эти корни, (-рос-, -раст-, -ращ-)
Когда в данных корнях напишем «а»?Например?
В каком случае напишем «о»? Например?
Прочитайте и запомните слова-исключения.
Сравнение и запись опорного конспекта.
Обратимся к учебнику, страница 177. Прочитайте тему.
Сравните опорный конспект и правило в учебнике. Ваши выводы.
Таким образом, правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ- зависит от двух случаев: от суффикса -а- и от буквы в корне.
Спишите опорный конспект в тетрадь-справочник.
Закрепление изученного.
Слуховой диктант
Выполняем такое задание: я называю слово, если в корне пишется гласная -а-, встают мальчики, если -о- - девочки. Можно пользоваться опорным конспектом.
Запишите глаголы с корнем –лаг- – -лож-. Используйте приставки у-, по-, на-, при-, пере-, про-, с-, раз-, из-, воз-, пред-, в-, до. Обозначьте условия выбора чередующихся букв о и а (см. образец в орфограмме №12). Какие из получившихся глаголов могут сочетаться с существительными венок, помощь, путь, взыскание?
Вид работы:
Цель: учить выбирать букву в корне с чередованием и объяснять условие выбора; образовывать глаголы с помощью приставок, развивать речь.
Способ выполнения: у доски 2 человека, остальные в тетрадях.
Проверяем (открываем доску, 1 вариант проверяет работу одного ученика, 2 вариант - другого).
Вопросы для микровывода.
Когда в данных глаголах в корне напишем а? (если есть суффикс -а-). Когда о? (если нет суффикса -а-)
Назовите приставки, которые употребляются только с -лож- (у- пере-, про-, в-, до-)
Какие из получившихся глаголов могут сочетаться с существительным венок? (положить, возложить)Помощь? (предложить, предлагать).
Какие из получившихся глаголов могут сочетаться с существительным путь? (проложить)Взыскание? (наложить, налагать)
Самостоятельная работа (по упр. 434).
Выпишите из орфографического словаря на буквы в, н, л, р, у четыре глагола и четыре существительных с корнем -лаг-/-лож-. Можно ли найти в орфографическом словаре на букву л слова с корнем -лаг-? Какой вывод следует сделать о словах с этим корнем?
Вид работы: работа с орфографическим словарем.
Цель: учить умению работать со словарем, анализировать, видеть корни с чередованием.
Способ выполнения: самостоятельно в тетрадях. Микровывод.
Прочитайте выписанные слова, объясняя орфограмму.
Можно ли найти в орфографическом словаре на букву л слова с корнем - лаг-? Какой вывод следует сделать о словах с этим корнем?
Самостоятельная работа (по упр. 435)
Составьте с существительными из левой колонки и подходящими по смыслу глаголами из правой колонки словосочетания и запишите их. Обозначьте корень в именах существительных. Составьте два словосочетания «глагол + существительное» со словом предложение, используя его в разных значениях.
Вид работы: дополняющее списывание.
Цель: развивать умение выбирать чередующуюся букву в корне, составлять словосочетания.
От чего зависит написание корней -лаг- – -лож-? (от суффикса -а-).
Творческая работа
Упражнение 436.
Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Вид работы: творческое письмо.
Цель: развивать умение выбирать букву в корнях с чередованием -лаг-/- лож-, умение составлять предложения.
Дедушка отложил газету и задумчиво посмотрел на меня. Я расстегнул ворот рубахи и осмотрел царапину. Тетушка предлагала выпить чашку чая с баранками, но я спешил домой. Как же хорошо зимним вечером, уютно расположившись в любимом кресле, смотреть на огонь в очаге и слушать плач вьюги за окном. Дашенька легла под одеяло и уложила куклу рядом на подушку.
Способ выполнения: самостоятельно в тетрадях.
Микровывод.
Читаем по цепочке по одному предложению, которое вы составили, объясняя орфограмму.
В каком слове встречается орфограмма в приставке? (расстегнуть).
Подведение итогов урока.
Итак, какую тему мы сегодня изучали?
Работаем в парах. Повернитесь лицом к соседу по парте. 1-й вариант рассказывает второму о чередовании гласных a-о в корнях -лаг-/-лож-, с примерами.
Теперь 2-й вариант рассказывает первому о чередовании гласных a-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-, приводя примеры и называя исключения.
Закончили работу. Поднимите руку, кому понравилась работа товарища.
Молодцы! Оценки за урок: ...
Домашнее задание.
На дом (записано на доске или на экране): § 84, упражнение 436 письменно.
Дополнительный материал.
№1. Измените слова таким образом, чтобы в корне произошло чередование. Выделите орфограммы (слова выводятся на экран).
Собирать - соберу;
касаться — коснуться;
стирать - стереть;
опираться - опереться;
подрастать - подросли;
предполагать — предположить.
Вид работы: творческое списывание.
Способ выполнения: 1 у доски, остальные в тетрадях самостоятельно, затем проверить.
Микровывод.
Какие еще корни с чередованием вам встретились? (-бир-/-бер-, -тир-/-тер-, -пир-/-пер-)
№2. Опрос по перфокартам. Диктую слова, под нужным номером ставим крестик в нужном столбике.
1.
Излагать.
2.
Положить.
3.
Изложение.
4.
Прилагательный.
5.
Расположение.
6.
Предположит ь.
7.
Излагать.
Способ выполнения: самостоятельно под диктовку.
Взяли в руки другую пасту, проверяем себя (на экране появляется ключ).