kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Буквы О и А в корне -кос-, -кас-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Буквы О и А в корне -кос-,-кас-" полностью соответствует условиям достижения новых образовательных результатов в соответствии с ФГОС. Служит для формирования лингвистической компетентности: открытия  и уяснения  правила написания гласных О и А в корне -кас-, -кос-; формируются умения находить и правильно писать слова с данными корнями. Преследует личностные цели ( формирование ответственного отношения к учению, готовность к самообразованию; развитию личностных качеств ребенка: индивидуальность, мотивацию, рефлексию,  умение отстаивать свою точку зрения; воспитание любови к русскому языку, слову; воспитанию уверенности в себе)

Метапрепредметные (формирование умения самостоятельно определять цель урока, ставить задачи и намечать пути для их достижения;  умение осуществлять контроль за своей деятельностью в процессе достижения результата; умение обобщать, устанавливать аналогию, классифицировать, умение логически рассуждать и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.)

Предметные (совершенствование видов речевой деятельности; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных  и творческих способностей в процессе образования; формирование навыков проведения анализа (морфемного) слова;  овладение умением выбора О –А в корне –касс-/-кос-; знание условия написания известных корней с чередующимися гласными; умение применять полученные знания на практике, правильно выбирать гласную в корне; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением)

К уроку прилагаются приложения: "План рассуждения", "Тест", "Сказка о конях КОС и КАС", а также презентация к уроку, состоящая из 14 слайдов.

Конспект урока разбит на три графы: "Деятельность учащихся", "Деятельность учителя" и Примечание . Состоит из шести этапов:

1. Организационный момент

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

2. Изучение нового материала

Актуализация знаний.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания" и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Формирование учащимися темы и цели урока.

Цель: Обеспечение восприятия, осмысления вывода и первичного закрепления материала.

3. Изучение нового учебного материала.

Цель: Обеспечение восприятия,  осмысления и первичного закрепления учащимися нового учебного материала.

4. Закрепление учебного материала

Цель: Проговаривание и закрепление нового знания; выявить проблемы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащимися; провести коррекцию. Овладение умением применять полученные знания на практике.

5 Подведение итогов.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов.

6. Задание на дом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Буквы О и А в корне -кос-, -кас-" »

Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО) Антонова Ирина Владимировна

Город, район Ребрихинский район

Образовательное учреждение МКОУ «Куликовская основная общеобразовательная школа»

Предмет (или должность)__учитель русского языка и литературы

Класс__6 класс

Тема урока _Буквы ОиА в корне –кас-, -кос-

Характеристика класса._ В данном классе 23 ученика. Учащиеся в классе очень подвижные и любознательные. На уроках все дети активны, всегда с интересом участвуют в освоении нового материала. Большинство детей воспринимают на слух тексты, которые читает учитель и учащиеся, осознанно и выразительно читают вслух, стараются прогнозировать содержание по заглавию; проводят фонетический анализ слов, видят в словах изученные орфограммы; определяют вид предложения по цели высказывания и интонации; разбирают предложение по членам; знают морфологические признаки частей речи.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: компьютер, проектор, таблица, карточки, тесты

Цель: 1. Создать условия для формирования лингвистической компетентности: открытие и уяснения правила написания гласных О и А в корне –кас-, -кос-; формировать умения находить и правильно писать слова с данными корнями.

1. Создать условия достижения новых образовательных результатов в соответствии с ФГОС.

Личностных (формировать ответственное отношение у учению, готовность к самообразованию; развивать личностные качества ребенка: индивидуальность, мотивацию, рефлексию, умение отстаивать свою точку зрения; воспитывать любовь к русскому языку, слову; воспитывать уверенность в себе)

Метапрепредметных (формировать умение самостоятельно определять цель урока, ставить задачи и намечать пути для их достижения; умение осуществлять контроль за своей деятельностью в процессе достижения результата; умение обобщать, устанавливать аналогию, классифицировать, умение логически рассуждать и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.)

Предметных (совершенствование видов речевой деятельности; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей в процессе образования; формирование навыков проведения анализа (морфемного) слова; овладение умением выбора О –А в корне –касс-/-кос-; знание условия написания известных корней с чередующимися гласными; умение применять полученные знания на практике, правильно выбирать гласную в корне; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением)

1. Организационный момент

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети выбирают смайлик, соответствующий его настроению

- Добрый день, ребята! На столах у вас три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это мое настроение. Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Самоопределение. Планирование учебного сотрудничества.



2. Изучение нового материала

1. Актуализация знаний.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика

На доске записаны четыре предложения:

Сияет свет звезды.

Ученик написал изложение.

Ребята обошли заросли растений.

Он причинил ей боль касанием. (Эти же предложения у каждого на карточках)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Чтение учащимися предложений. Работа по плану. Выделят главные члены предложения и дополнения. Выделяют корни.

- Прочитайте написанные на доске предложения. Найдите в них общее. При этом соблюдайте порядок рассуждения, используя план, который есть у вас на партах. (Приложение 1)

- Выделите корни в словах, являющихся дополнением.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение к постановке целей.

2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Цель: Обеспечение восприятия, осмысления вывода и первичного закрепления материала

Деятельность учащихся


Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся объясняют написание орфограмм в словах: звезды, изложение, заросли, растений




Знаю

Хочу узнать

Узнал

Правописание гласной в корне, проверяемой ударением, правописание –лаг-, лож-, -раст,-рос














Знаю

Хочу узнать

Узнал

Правописание гласной в корне, проверяемой ударением, правописание –лаг-, лож-, -раст,-рос

Когда в корне –кас-/-кос- пишется буква А, когда букваО?



- Правильно писать буквы О и А в корнях –кас-, -кос-




- Цель урока



-Спланировать свою деятельность.

1. Как?

2. Применение в тетради.

3. Контроль и оценка.

- Назовите известные вам орфограммы в корнях этих слов. Объясните их написание.

Заполните первый столбик таблицы.


- Какие орфограммы на правописание гласной в корне слова вы знаете?











- Установите, с написанием каких гласных и в каких корнях не знакомились? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Обсудите в парах.



Заполните вторую колонку таблицы.








- Итак, запишите тему урока в тетрадь. (слайд 1)


- Отталкиваясь от темы урока, скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке?


- Мы сейчас с вами что сделали, что сформулировали?

(слайд 2)

- Что нам еще нужно сделать?

Поиск и выделение информации, синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Аргументация своего мышления; учет разных мнений.



3. Изучение нового учебного материала.

Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового учебного материала.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание







Дети высказывают свои домыслы и предположения (приходят к правильному выводу)



Работа в тетрадях, выделяют графически орфограмму.









Учащиеся самостоятельно составляют схемы

А есть а - О (нет а) или

КАС А - Кос (нет А)

Правописание О или А в корне –кас-/-кос- зависит от суффикса А



Чтение правила.



На урок пришли в наш класс Корень -КОС- и корень –КАС-. Суффикс – А- примчался мигом, Оглушил всех громким криком: -Где Вы, где Вы, корень –КАС-? Не могу я жить без Вас! Если после корня -А-, С корнем –КАС- пиши слова!

- Давайте попробуем раскрыть тайну правописания слов с корнями _кас-, -кос- (слайд 3)

-Посмотрите на слова. Как вы думаете, на какие две группы мы можем их распределить?

- Выпишите в один столбик слова с буквой А в корне – кас-, в другой с О в корне – кос-

- Проверьте себя

(слайд 4)

- А теперь внимательно посмотрите на слова и подумайте от чего зависит правописание букв О и А в корнях –кас-/-кос-? Составьте графические схемы(слайд 4)

- Сделайте вывод

(слайд 5)



- А теперь знакомимся с правилом. (слайд 6)

(Слайд 7) Вывод

Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.







Владеть приемами отбора и систематизации материала.



Умение самостоятельно излагать свои мысли, формулировать правило.

4. Закрепление учебного материала

Цель: Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащимися; провести коррекцию. Овладение умением применять полученные знания на практике.



Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Запись под диктовку. Графическое выделение.





Дети устно объясняют условия выбора данной орфограммы





Дети работают в парах.











Дотрагиваться до чего-либо или кого-либо.

Иметь отношение к чему-либо.

Затрагивать в разговоре кого- либо (слайд 12)





- На экране даны предложения

Дети высказывают свое мнение. Приходят к выводу, что нужно вставить буквы О или А в корни слова.

Дети охотно доказывают.









Выполнение теста

1. -Запишите под диктовку словосочетания с графическим объяснением выбора букв О-А в словах с корне –КОС-/-КАС-

- Прокомментируйте.







2. А теперь давайте поиграем. (слайд 8 ) Заселим жителей страны Правописание в домики. Слова с корнем –КАС- выпишем в один столбик, слова с -КОС- в другой (слайд 9)

Самопроверка (слайд 10)

3. – А теперь давайте попробуем определить, какое значение имеют слова с корнем -кос-кас- (слайд 11-12)









4. (слайд 13) Внимательно посмотрите на экран. Что вы видите? Попробуйте придумать задания к этому слайду.

- Подумайте и скажите, все ли слова относятся к изучаемому нами правилу? Если нет, то докажите свою точку зрения.







5. Тест (приложение 2)





взаимопроверка.







6. Игра «Четвертое - лишнее» (слайд 14)







Слушать и слышать других, быть готовыми корректировать свою точку зрения



Оказание взаимопомощи, взаимоконтроль. Достижение метепредметных результатов: основы самоконтроля и самооценки. Умение работать в паре.













Овладение умением наблюдать, анализировать и отстаивать свою точку зрения













Овладение умением оценивать правильность учебной задачи.

Достижение метапредметных результатов: правильная оценка чужого ответа



5. Подведение итогов

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети высказывают свои мысли



Проговаривание правила и заполнение последнего столбика таблицы


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Правописание гласной в корне, проверяемой ударением, правописание –лаг-, лож-, -раст,-рос

Когда в корне –кас-/-кос- пишется буква А, когда букваО?

В корне –кас-
-кос – пишем а, если за корнем есть суффикс А






Сегодня на уроке я узнал(а)…

Теперь я могу…

Мне было интересно…


- Чему вы научились сегодня на уроке?


- Кто может сформулировать это правило?

















Рефлексия. Сказка (приложение 3)


- Оцените свою деятельность

Закончите предложения.

Уметь соотносить цели и результаты своей деятельности






















Умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы



6. Задание на дом



Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают домашнее задание

Составить рассказ «В походе» с использованием слов с чередующимися гласными в корне





































Приложение 1

План рассуждения.

  1. По наличию грамматической основы (простое или сложное предложение).



  1. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).



  1. По наличию второстепенных членов (распространённые или нераспространённые).



  1. Каким членом предложения являются второстепенные члены предложения?

(Определение, дополнение или обстоятельство).































Приложение 2



ТЕСТ



В корне с чередованием -кос- - -кас- в безударном положении пишется буква А, если:


после корня стоит суффикс -а- 

можно проверить ударением 

после корня нет суффикса -а- 

Найдите слово с пропущенной буквой А:


к..снулся 

к..сается 

прик..снулся 

Найдите слово с пропущенной буквой О:


прик..сайтесь 

прик..снитесь 

не прик..саемся 



Найдите слово с чередующейся гласной в корне:


к..сой 

л..зейка 

к..сить 

к..саться 

Найдите слово с проверяемой гласной в корне:


р..стение 

пол..жить 

прик..сновение 

ск..сили 



В слове К..САЕТСЯ нужно писать букву:


О 

А

В слове СОПРИК..СНУЛСЯ нужно писать букву:


О 

А 

В слове ПОК..СИЛСЯ нужно писать чередующуюся гласную О?


да 

нет 

В слове К..САТЕЛЬНАЯ нужно писать чередующуюся гласную А?


да 

нет 







Приложение 3





Сказка о корнях КОС и КАС. (рассказывает заранее подготовленный ученик)

За тридевять земель, в царстве Русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата – КОС и КАС. И она никак не могла их отличать: уж очень они были похожи друг на друга.

Много ли, мало ли прошло времени, но не выдержала царица, кликнула клич по всему царству Русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев КОС и КАС, того награжу по-царски.

Со всех земель невиданного царства съехались гласные, согласные, суффиксы, корни, приставки, ударение.

Первым вызвалось ударение. Оно подпрыгнуло, но не удалось ему допрыгнуть до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась для них эта задача. А вот суффикс А оказался самыми шустрыми, слишком уж ему понравились братья КОС и КАС. Суффикс А быстро подскочил к брату КАС. Да так и остался навсегда с ним.

С тех пор как увидит царица Грамматика суффикс А, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец КАС. С тех пор эта парочка неразлучна.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Буквы О и А в корне -кос-, -кас-"

Автор: Антонова Ирина Владимировна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145276

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока на тему "Правописание е-и в корнях с чередованием" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "150275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420460331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства