Данный урок был разработан учителем-менти Ескендировой А.Т. Тип урока по Конаржевскому – урок объяснения нового материала. Были применены новые технологии Кембриджского университета – 6 модулей и приемы: "Ассоциативное солнышко", "Забей гол", "Ловушка", "Мнемонимическая фраза", "Необычно обычное".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Предложный падеж"»
Разработка урока менти Ескендировой А.Т.
Предмет русский язык
Класс 5 А
Тема урока: Предложный падеж
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении, окончание существительных);
Задачи урока:
Способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;
Развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать; развивать творческий подход к выполнению предлагаемой работы;
Воспитание коммуникативных качеств; умение работать в группе; учить адекватно оценивать себя и других;
Создание коллаборативной среды, ситуации успеха.
Тип урока: урок объяснения нового материала (по Конаржевскому)
1→7→5→6→7→8
Применяемые модули:
Новые подходы в преподавании и обучении
Обучение критическому мышлению
Оценивание для обучения и оценивания обучения
Использование ИКТ в преподавании и обучении
Преподавание и обучение с возрастными особенностями
Управление и лидерство в обучении
Формы обучения: индивидуальная, групповая работа, диалоговое обучение, ролевые сценки.
Основные ресурсы к уроку: интерактивная доска, толковый словарь Ожегова, маршрут движения (инструктивные листочки), карточки с заданиями, листы самооценки, жетоны-снежинки, индивидуально для детей правила-помощники
Ход урока
Орг. момент. Организация внимания.
Приветствие.
- Здравствуйте. Присаживайтесь. Итак, у нас урок русского языка. Урок сегодня необычный, особенный, так как к нам пришли гости. Давайте повернемся и улыбнемся нашим гостям.
Психологический настрой
Слайд 1.
- Перед началом урока настроимся на хорошее настроение
Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб в жизни пригодиться.
И к лучшему стремиться.
Деление на группы
Слайд 2.
- А чтобы мы учились весело и получили новые знания, мы проведем урок, поделившись на три группы. А так как до весны осталось сщвсем немного, то мы этот урок посвятим прощанию с зимой и поделимся на три зимних месяца: декабрь, январь, февраль. Подходите к столу, берите снежинку и читайте вопрос, по ответу будет понятно, к какому месяцу вы относитесь.
Итак, у нас сгруппированы три команды, три группы: «Декабрь», «Январь», «Февраль».
Правила для групп
Слайд 3.
Каковы правила?
В группе должен быть ответственный, спикер
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Свое несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси
Если команда готова к ответу, то хлопаем в ладоши 3 раза.
Слушаем и уважаем друг друга.
Не перебиваем и не выкрикиваем.
Также вы должны оценить свою работу в конце урока на листах оценивания.
Я уверена, что вы покажете себя активными, любознательными. А за хорошие и правильные ответы ваша группа будет получать снежинки, у какой группы больше, у того и урожай больше.
Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока.
Слайд 4.
- И наш урок я бы хотела начать словами М.В. Ломоносова:
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям? (Ломоносов просит учить русский)
- А как надо его учить?
(Надо учить с душой, с усердием, трудом.)
Слайд 5.
Прием «Ассоциативное солнышко»
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. (Награда – то, что дается в знак особой благодарности, признательности; благодарность, воздаяние за что-либо)
- А что значит «та награда в нем самом»? У кого «в нем»?
(В нас самих, в учениках.)
И какая награда же ждет в нас самих, в учениках?
(Это наши знания, новые знания о языке, это новые открытия, хорошие оценки)
Совершенно верно. И надо будет хорошо поработать, чтобы получить награду - хорошую оценку.
Оформление тетрадей, запись числа.
Слайд 6.
27 февраля. Классная работа.
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Слайд 7.Прием «Забей гол»
Посмотрите, что вы видите на доске?
(Падежи и перепутанные вопросы к ним)
И.п. – кто? Что?
Р.п. – кому? Чему?
Д.п. – кого? Что?
В.п. - кого? Чего?
Т.п. – кем? Чем?
Давайте наведем порядок (учащиеся восстанавливают соответствие название падежей и вопросов к ним).
Итак, с чем мы познакомились на прошлых уроках? (С падежами)
Сколько падежей уже мы знаем? (5)
Кто их перечислит?
А сколько всего падежей в русском языке? (6)
Значит остался последний падеж, с которым мы сегодня и познакомимся.
IV. Основная часть. Новая тема.
Слайд 8.
1. Сообщение темы и целей урока.
Запишите тему урока «Предложный падеж»
Слайд 9.
- Сегодня мы познакомимся с предложным падежом и его особенностями. Научимся писать окончания имен существительных в предложном падеже.
Слайд 10.
2. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения по новой теме.
Маршрут движения.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
3. Реализация построенного проекта.
А) Работа по 1 пункту маршрутного движения.
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. Раньше (в древнеславянском языке) этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? (По вопросам – о ком? О чем? У которых есть в вопросах предлоги)
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (заботиться о…, думать о…)
Давайте заполним 2 пункта: название и вспомогательное слово
Слайд 11.
Б) Работа по учебнику.
А чтобы заполнить остальные пункты, нам надо поработать с текстом учебника.
- Откройте учебники нас. 121 упр. 281
Прочитайте. Поставьте вопросы к тексту.
Вопросы
Какой был обычай у германцев? (Поклонялись вечнозеленому дереву - ёлке)
Почему они поклонялись елке? (Считали, что в елке живет дух леса, который заботится о всех растениях, оберегает зверей, охраняет птиц)
Для чего на ветвях ели развешивали украшения? (Чтобы оказать почести духу леса, умилостивить его.)
Когда на Руси елка стала желанной гостьей в новогоднюю ночь? (1 января 1700 г)
Стр. 122 упр. 282
Выписать предложения с выделенными словами.
Жили (где? На чем?) на земле люди. – сущ. Ж.р.
А вечером (где? В чем?) в небе вспыхивали огни фейерверка. – сущ. Ср.р.
В) Ознакомление с новым материалом – правило
Слайд 12.
Правило (я говорю), а потом читаем в книге. (Раздаю правила-помощники)
Сущ. ж.р. (на – а, - я ), м.р. и ср.р. имеют окончание - е: о маме, о брате, в доме, в школе, на небе, о море.
Сущ.-ые в П.п. являются в предложении дополнением или обстоятельством и всегда употребляются с предлогами (о, об, в, во, на, при)
Г) Работа по 3-5 пунктам маршрутного движения.
- Найдите ответы на пункты 3 (вопросы), 4 (предлоги), 5 (член предложения) маршрутного листа и заполните его.
Слайд 13.
V. Первичное закрепление знаний.
Задание 1 Слайд 14
Итак, у нас представлено задание, в котором надо распределить слова по группам – по родам: мужской род, средний и женский. Каждой команде достается один определенный род. Какой именно мы сейчас узнаем. Один ученик с каждой команды вытягивает карточку и говорит, какой род ему достался. Посовещавшись с командой, один участник идет к доске и распределяет слова своего рода в нужный столбик. Все остальные записывают слова в тетрадь, распределяя слова по столбикам. На совещание дается 1 минута.
Дети на месте расписывают по 3 столбикам. Когда слова распределены, даётся задание определить падеж слов.
А теперь скажите, в каком падеже записаны слова? (Все слова стоят в предложном падеже.)
Выделите окончания. Сделайте вывод о написании безударных окончаний в предложном падеже.
Задание 2. Слайд 15
Следующее задание. Каждой команде даны по три слова, вам надо, посовещавшись, эти слова поставить в форму предложного падежа. Записать у себя в тетради, выделяя окончание. Время 1 минута.
Затем сделаем проверку у доски.
Дети выходят по 1 к доске. Называют слово, ставят его в предложный падеж, потом перетаскивают на другую сторону страницы. На другой стороне страницы слово высвечивается в предложном падеже.
VII .ФИЗМИНУТКА
Слайд 16
При клике на картинку появляется видео физминутки.
VIII. Закрепление изученного материала
1. Прием «Лови ошибку»Слайд 1
Найди и исправь ошибку в предложении, определи род и падеж этого существительного. Подчеркни грамматическую основу предложения. Для каждой группы выделено одно предложение. Время - 1минуты. Команды выполняют в тетрадях, а потом делаем проверку.
1 группа
На светлой полянки прячется хитрая лисичка.
2 группа
На снежной тропинки виднеются следы волка и зайца.
3 группа
На краешки дороги расселись смелые воробьи.
Проверь себя.Слайд 18
2. Прием «Мнемонимическая фраза»
Слайд 19
Сегодня мы с вами познакомились с последним шестым падежом –это предложный падеж. Кто сможет перечислить в правильном порядке все падежи?
А чтобы вы не путали порядок падежей, запомните такую фразу: Иван Рубил Дрова, Вова Топил Печку.
IХ. Поэтическая минутка
Слайд 20
А теперь давайте послушаем стихотворения, посвященные падежам русского языка.
Я надеюсь, что вы полюбите все падежи, не будете путать друг с другом и запомните их названия.
А иначе вам тогда будут нужны другие падежи. А какие именно нам расскажут Эльдар, Расул, Акнур.
Ленительный падеж
Автор (Эльдар)
Спросили Лежебокина:
2) «Журналист»
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Автор (Эльдар)
Ответил он рассерженно:
Лежебокин (Расул)
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
5) «Журналист»
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
6) Лежебокин (Расул)
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный! (Г. Граубин)
- За что Лежебокин не любит падежи?
- А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)?
Х. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- На какие вопросы отвечает?
- С какими предлогами употребляется?
- Существительные в П.п. каким членом предложения являются?
Домашнее задание. Слайд 27.
1. Прием «Необычное обычное»
Давайте узнаем, какое домашнее задание нас ждет. А задание записано в конверте, в коробке…
Стр.123 упр 286: вставить окончания П.п.,дома выучить стихотворение наизусть, а в классе напишем по памяти
2. Оценивание. Слайд 28.
А) Сейчас спикеры озвучат результаты работы своей группы и оценят работу каждого ученика.
Б) А теперь оцените свою работу на карточках.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Слайд 29.
3. Поставь себе оценку за урок - выбери смайлик.
Ученики подходят к интердоске, выбирают смайлик и присаживаются на свое место.
ХI. Итог урока.
Итак, мы видим, что урок нам понравился, себе вы поставили хорошие оценки. И количество заработанных снежинок говорит нам об этом (когда дети ставят себе смайлик, учитель собирает жетоны-снежинки каждой группы).