kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе "Предложный падеж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был разработан  учителем-менти  Ескендировой А.Т. Тип урока по Конаржевскому – урок объяснения нового материала. Были применены новые технологии  Кембриджского  университета – 6 модулей и  приемы: "Ассоциативное солнышко", "Забей гол", "Ловушка", "Мнемонимическая фраза", "Необычно обычное".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Предложный падеж"»

Разработка урока менти Ескендировой А.Т.

Предмет русский язык

Класс 5 А

Тема урока: Предложный падеж

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении, окончание существительных);

Задачи урока:

  • Способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

  • Развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать; развивать творческий подход к выполнению предлагаемой работы;

  • Воспитание коммуникативных качеств; умение работать в группе; учить адекватно оценивать себя и других;

  • Создание коллаборативной среды, ситуации успеха.

Тип урока: урок объяснения нового материала (по Конаржевскому)

1→7→5→6→7→8

Применяемые модули:

  1. Новые подходы в преподавании и обучении

  2. Обучение критическому мышлению

  3. Оценивание для обучения и оценивания обучения

  4. Использование ИКТ в преподавании и обучении

  5. Преподавание и обучение с возрастными особенностями

  6. Управление и лидерство в обучении

Формы обучения: индивидуальная, групповая работа, диалоговое обучение, ролевые сценки.

Приемы, применяемые на уроке: прием «Ассоциативное солнышко», «Забей гол», «Мнемонимическая фраза», «Необычное обычное», «Лови ошибку»

Основные ресурсы к уроку: интерактивная доска, толковый словарь Ожегова, маршрут движения (инструктивные листочки), карточки с заданиями, листы самооценки, жетоны-снежинки, индивидуально для детей правила-помощники

Ход урока

  1. Орг. момент. Организация внимания.

  1. Приветствие.

- Здравствуйте. Присаживайтесь. Итак, у нас урок русского языка. Урок сегодня необычный, особенный, так как к нам пришли гости. Давайте повернемся и улыбнемся нашим гостям.

  1. Психологический настрой

Слайд 1.

- Перед началом урока настроимся на хорошее настроение

Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтоб в жизни пригодиться.

И к лучшему стремиться.

  1. Деление на группы

Слайд 2.

- А чтобы мы учились весело и получили новые знания, мы проведем урок, поделившись на три группы. А так как до весны осталось сщвсем немного, то мы этот урок посвятим прощанию с зимой и поделимся на три зимних месяца: декабрь, январь, февраль. Подходите к столу, берите снежинку и читайте вопрос, по ответу будет понятно, к какому месяцу вы относитесь.

Вопросы на снежинках

Декабрь:

  1. Первый месяц зимы.

  2. В этом месяце отмечаем День независимости.

  3. Последний месяц года.

  4. В каком месяце отмечаем День Первого Президента?

  5. Вставь пропущенный месяц: октябрь, ноябрь, ………. , январь.

Январь:

  1. Первый месяц года.

  2. С какого месяца начинается год?

  3. В этом месяце обычно бывают крещенские морозы?

  4. В этом месяце русский народ отмечает Рождество.

  5. В этом месяце отмечают Старый Новый год.

Февраль:

  1. Второй месяц года.

  2. В каком месяце отмечаем День Святого Валентина?

  3. Самый короткий месяц года.

  4. Последний месяц зимы.

  5. После какого месяца начнется весна?

Дети рассаживаются по группам.

  • Итак, у нас сгруппированы три команды, три группы: «Декабрь», «Январь», «Февраль».

  1. Правила для групп

Слайд 3.

  • Каковы правила?

В группе должен быть ответственный, спикер

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Свое несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси

Если команда готова к ответу, то хлопаем в ладоши 3 раза.

Слушаем и уважаем друг друга.

Не перебиваем и не выкрикиваем.

Также вы должны оценить свою работу в конце урока на листах оценивания.

Я уверена, что вы покажете себя активными, любознательными. А за хорошие и правильные ответы ваша группа будет получать снежинки, у какой группы больше, у того и урожай больше.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Эпиграф урока.

Слайд 4.

- И наш урок я бы хотела начать словами М.В. Ломоносова:

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям? (Ломоносов просит учить русский)

- А как надо его учить?

(Надо учить с душой, с усердием, трудом.)

Слайд 5.

Прием «Ассоциативное солнышко»

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. (Награда – то, что дается в знак особой благодарности, признательности; благодарность, воздаяние за что-либо)

- А что значит «та награда в нем самом»? У кого «в нем»?

(В нас самих, в учениках.)

И какая награда же ждет в нас самих, в учениках?

(Это наши знания, новые знания о языке, это новые открытия, хорошие оценки)

Совершенно верно. И надо будет хорошо поработать, чтобы получить награду - хорошую оценку.

  1. Оформление тетрадей, запись числа.

Слайд 6.

27 февраля. Классная работа.

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Слайд 7. Прием «Забей гол»

Посмотрите, что вы видите на доске?

(Падежи и перепутанные вопросы к ним)

И.п. – кто? Что?

Р.п. – кому? Чему?

Д.п. – кого? Что?

В.п. - кого? Чего?

Т.п. – кем? Чем?

Давайте наведем порядок (учащиеся восстанавливают соответствие название падежей и вопросов к ним).

Итак, с чем мы познакомились на прошлых уроках? (С падежами)

Сколько падежей уже мы знаем? (5)

Кто их перечислит?

А сколько всего падежей в русском языке? (6)

Значит остался последний падеж, с которым мы сегодня и познакомимся.

IV. Основная часть. Новая тема.

Слайд 8.

1. Сообщение темы и целей урока.

Запишите тему урока «Предложный падеж»

Слайд 9.

    - Сегодня мы познакомимся с предложным падежом и его особенностями. Научимся писать окончания имен существительных в предложном падеже.

Слайд 10.

2. Построение проекта выхода из затруднения.

- Составим маршрут нашего движения по новой теме.

Маршрут движения.

  1. Название падежа.

  2. Вспомогательное слово.

  3. Вопросы падежа.

  4. Предлоги падежа.

  5. Член предложения.


3. Реализация построенного проекта.

А) Работа по 1 пункту маршрутного движения.

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. Раньше (в древнеславянском языке) этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? (По вопросам – о ком? О чем? У которых есть в вопросах предлоги)

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (заботиться о…, думать о…)

Давайте заполним 2 пункта: название и вспомогательное слово

Слайд 11.

Б) Работа по учебнику.

А чтобы заполнить остальные пункты, нам надо поработать с текстом учебника.

- Откройте учебники на с. 121 упр. 281

Прочитайте. Поставьте вопросы к тексту.

Вопросы

  1. Какой был обычай у германцев? (Поклонялись вечнозеленому дереву - ёлке)

  2. Почему они поклонялись елке? (Считали, что в елке живет дух леса, который заботится о всех растениях, оберегает зверей, охраняет птиц)

  3. Для чего на ветвях ели развешивали украшения? (Чтобы оказать почести духу леса, умилостивить его.)

  4. Когда на Руси елка стала желанной гостьей в новогоднюю ночь? (1 января 1700 г)

Стр. 122 упр. 282

Выписать предложения с выделенными словами.

Жили (где? На чем?) на земле люди. – сущ. Ж.р.

А вечером (где? В чем?) в небе вспыхивали огни фейерверка. – сущ. Ср.р.

В) Ознакомление с новым материалом – правило

Слайд 12.

Правило (я говорю), а потом читаем в книге. (Раздаю правила-помощники)

Сущ. ж.р. (на – а, - я ), м.р. и ср.р. имеют окончание - е: о маме, о брате, в доме, в школе, на небе, о море.

Сущ.-ые в П.п. являются в предложении дополнением или обстоятельством и всегда употребляются с предлогами (о, об, в, во, на, при)

Г) Работа по 3-5 пунктам маршрутного движения.

- Найдите ответы на пункты 3 (вопросы), 4 (предлоги), 5 (член предложения) маршрутного листа и заполните его.

Слайд 13.

V. Первичное закрепление знаний.

Задание 1 Слайд 14

Итак, у нас представлено задание, в котором надо распределить слова по группам – по родам: мужской род, средний и женский. Каждой команде достается один определенный род. Какой именно мы сейчас узнаем. Один ученик с каждой команды вытягивает карточку и говорит, какой род ему достался. Посовещавшись с командой, один участник идет к доске и распределяет слова своего рода в нужный столбик. Все остальные записывают слова в тетрадь, распределяя слова по столбикам. На совещание дается 1 минута.

Дети на месте расписывают по 3 столбикам. Когда слова распределены, даётся задание определить падеж слов.

А теперь скажите, в каком падеже записаны слова? (Все слова стоят в предложном падеже.)

Выделите окончания. Сделайте вывод о написании безударных окончаний в предложном падеже.

Задание 2. Слайд 15

Следующее задание. Каждой команде даны по три слова, вам надо, посовещавшись, эти слова поставить в форму предложного падежа. Записать у себя в тетради, выделяя окончание. Время 1 минута.

Затем сделаем проверку у доски.

Дети выходят по 1 к доске. Называют слово, ставят его в предложный падеж, потом перетаскивают на другую сторону страницы. На другой стороне страницы слово высвечивается в предложном падеже.

VII .ФИЗМИНУТКА

Слайд 16

При клике на картинку появляется видео физминутки.

VIII. Закрепление изученного материала

1. Прием «Лови ошибку» Слайд 1

Найди и исправь ошибку в предложении, определи род и падеж этого существительного. Подчеркни грамматическую основу предложения. Для каждой группы выделено одно предложение. Время - 1минуты. Команды выполняют в тетрадях, а потом делаем проверку.

1 группа

На светлой полянки прячется хитрая лисичка.

2 группа

На снежной тропинки виднеются следы волка и зайца.

3 группа

На краешки дороги расселись смелые воробьи.

Проверь себя. Слайд 18

2. Прием «Мнемонимическая фраза»

Слайд 19

Сегодня мы с вами познакомились с последним шестым падежом –это предложный падеж. Кто сможет перечислить в правильном порядке все падежи?

А чтобы вы не путали порядок падежей, запомните такую фразу: Иван Рубил Дрова, Вова Топил Печку.

IХ. Поэтическая минутка

Слайд 20

А теперь давайте послушаем стихотворения, посвященные падежам русского языка.

1. Стихи о падежах.

Диана. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КТО? ЧТО? Слайд 21

Я Именительный падеж

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.



Предлогов с детства не люблю,

с собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что?

Ни с кем не спутает никто.

Аблайхан. РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧЕГО? (ОТКУДА? ГДЕ?)

Слайд 22

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сигал,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.


Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски,

Но Родительный падеж

Я запомню, хоть зарежь!

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? (КУДА? ГДЕ?)

Слайд 23

Если б я названия

Падежам давал,

Я б тогда дарительным

Дательный назвал!

А еще как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу:

Братику, сестричке, псу!

А еще Кому? Чему?

Птенчику, коню, сому,

Кошке, зайцу, бегемоту,

Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,

По земле лечу, несусь!

Всем подарки развезу я

И тогда домой вернусь.


ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧТО? (КУДА?)

Слайд 24

"Если хочешь много знать,

Поскорей учись читать!"

Чтоб Винительный запомнить,

Научился я: летать!


Как взлечу под потолок

Да махну через порог,

Вылетаю за окошко,

Курс держу я на лужок.


Ненавижу обвинять,

Буду все перечислять.

ЧТО увижу и КОГО –

Назову до одного!


Вижу реку, вижу сад -

Называю все подряд!

Вижу вишню, вижу сливу.

До чего вокруг красиво!


Строят клуб невдалеке,

Красят лодки на песке:

Хватит! В школу возвращаюсь,

В класс влетаю налегке.

Амина. ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?)

Слайд 25

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительной,

Надо все теперь понять

В падеже Творительном.


Что там долго говорить,

Вот решилась я: творить!

Карандаш и лист взяла

Что нарисовать нашла.

Перед замком куст цветет,

Под корягой змей живет,

Над дорогой реет сокол,

За оградой лошадь ржет.


Я творю карандашом,

На листе своем большом,

Вид украсила с трудом

Лесом, тучкой над прудом.


Я – художница, творец!

Ах, я точно молодец!

Шахар. ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ: О КОМ? О ЧЕМ? (ГДЕ?)

Слайд 26

На уроке я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю.

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!


Я мечтаю о короне:

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне,

Чтоб кататься при луне.


Я мечтаю о сережках,

Я мечтаю о сапожках.

Вечерами в полумгле

Я мечтаю об орле:


Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе:

Ой, мечтаю я уже:

О предложном падеже.

  1. Инсценировка «Ленительный падеж»

Я надеюсь, что вы полюбите все падежи, не будете путать друг с другом и запомните их названия.

А иначе вам тогда будут нужны другие падежи. А какие именно нам расскажут Эльдар, Расул, Акнур.

Ленительный падеж

  1. Автор (Эльдар)

Спросили Лежебокина:

2) «Журналист»

- А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают на зубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

  1. Автор (Эльдар)

  1. Ответил он рассерженно:

  1. Лежебокин (Расул)

  1. - В том не моя вина.

  2. Пусть им сперва ученые

  3. Изменят имена.

  4. Ведь я падеж творительный

  5. Нарочно не учу:

  6. Трудиться,

  7. А тем более

  8. Творить

  9. Я не хочу.

  10. Такой падеж, как Дательный,

  11. Я с детства не терплю:

  12. Давать,

  13. Делиться чем-нибудь

  14. С друзьями

  15. Не люблю.

  16. Предложный ненавижу я:

  17. Чтоб не учить урок,

  18. Приходится выдумывать

  19. Какой-нибудь предлог.

  20. А на падеж Винительный

  21. И вовсе я сердит:

  22. Отец во всякой шалости

  23. Всегда меня винит.

  24. 5) «Журналист»

  25. - Да, переделка, кажется,

  26. Серьезная нужна.

  27. А сам ты смог бы новые

  28. Придумать имена?

  29. 6) Лежебокин (Расул)

  30. - Давно придумал:

  31. Взятельный,

  32. Грязнительный,

  33. Лежательный,

  34. Грубительный,

  35. Ленительный

  36. И, наконец,

  37. Простительный! (Г. Граубин)

  1. - За что Лежебокин не любит падежи?

  2. - А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)?

  1. Х. Рефлексия

  2. - Что нового узнали на уроке?

  3. - На какие вопросы отвечает?

  4. - С какими предлогами употребляется?

  5. - Существительные в П.п. каким членом предложения являются?

  6. Домашнее задание. Слайд 27.

  7. 1. Прием «Необычное обычное»

  8. Давайте узнаем, какое домашнее задание нас ждет. А задание записано в конверте, в коробке…

  9. Стр.123 упр 286: вставить окончания П.п.,дома выучить стихотворение наизусть, а в классе напишем по памяти

  10. 2. Оценивание. Слайд 28.

  11. А) Сейчас спикеры озвучат результаты работы своей группы и оценят работу каждого ученика.

  12. Б) А теперь оцените свою работу на карточках.

  13. Оценочный лист

  14. Мне понравилось работать на уроке.

  15. Мне было трудно.

  16. У меня остались пробелы в знаниях.

  17. Слайд 29.

  18. 3. Поставь себе оценку за урок - выбери смайлик.

  19. Ученики подходят к интердоске, выбирают смайлик и присаживаются на свое место.

  20. ХI. Итог урока.

  21. Итак, мы видим, что урок нам понравился, себе вы поставили хорошие оценки. И количество заработанных снежинок говорит нам об этом (когда дети ставят себе смайлик, учитель собирает жетоны-снежинки каждой группы).

  22. Слайд 30. Всем спасибо за урок, до свидания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка в 5 классе "Предложный падеж"

Автор: Ескендирова Асемгуль Талгатбеккызы

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока русского языка на тему «Предложный падеж имени существительного», 3 класс."
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-priedlozhnyi-padiezh-imieni-sushchiestvitiel-nogho-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447915316"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок русского языка 3 класс на тему: "Предложный падеж имени существительного". "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-russkogho-iazyka-3-klass-na-tiemu-priedlozhnyi-padiezh-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "115418"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411984417"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка на тему ,,Падеж имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "109622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404828508"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Конспект урока русского языка с презентацией  в 4 классе по теме "Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах". "
    ["seo_title"] => string(181) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-priezientatsiiei-v-4-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-mnozhiestviennogho-chisla-v-datiel-nom-tvoritiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "160903"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422127505"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Конспект урока русского языка  в 4 классе по теме "Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах". "
    ["seo_title"] => string(162) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-mnozhiestviennogho-chisla-v-datiel-nom-tvoritiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "160907"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422128401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства