kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему ,,Падеж имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 
( 5 класс)
ТЕМА: «ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Разработала
                                          Иванова Тамара Михайловна
МБОУ СОШ №2 г.Гулькевичи, Гулькевичского района
Тема урока: « Падеж имен существительных»
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией 
Т.А. Ладыженской  и др.
УМК: «Русский язык 5-9»  под редакцией Т. А. Ладыженской и др.
ТИП УРОКА: урок обобщения знаний
ФОРМА УРОКА: урок-путешествие
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:  слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы
ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная: 
o    развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
?    осуществление системно-деятельностного подхода;
?    развитие критического мышления;
?    развитие внимания;
?    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
o    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
o    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o    развивать умение применять новые знания;
o    развитие творческих, речевых способностей учащихся;
o    формирование логических умений;
o    развитие умения опираться на изученный материал
3.Воспитательные:
?    воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
?    воспитание ценностного отношения к слову;
?    развитие коммуникативных УУД;
?    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
?    воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма

Планируемые образовательные результаты
Предметные:
     ♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных
      Метапредметные:
      ♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе 
      Личностные
       ♦   воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

ОБОРУДОВАНИЕ:мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)
ХОД УРОКА

Этапы урока
    Деятельность учителя    Деятельность учащихся
1.    Организационный момент    - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у нас будет необычным, вы побываете и в роли путешественников, и в роли исследователей, и в роли астрономов
А отправимся в путешествие мы с вами на паровозике.
 -Постойте, а какое время года у нас сейчас? ( ВЕСНА)
- Правильно, ребята. Сегодня второй день весны. Поэтому открываем с ВАМИ рабочие тетради и записываем сегодняшнее число 
    Проверяют готовность к уроку; настраиваются на работу

Записывают в тетрадях число и классную работу
2.    Актуализация имеющихся знаний    Чтение стихотворения « Весна» 
В рощах птичье пенье,
А в классе – тишина
Проходили мы склонение,
Склоняется « Весна».
Весна, весны, весне, весну, весною, о весне…
Гуляет зайчик по окну
Как зайчик на блесне

- Ребята, а как изменяется слово « весна»? 
Посмотрите, а паровозик наш дальше не едет. Давайте определим тему нашего урока, чтобы продолжить путешествие
- Какая тема сегодняшнего нашего урока?
Давайте запишем ее в наших тетрадях

Постановка цели урока    Учатся общаться на заданную тему; отвечают на вопросы; демонстрируют успешность
Прослушивание стихотворения

Ответы на вопросы

Запись темы в тетради
    Беседа
- А сколько падежей в русском языке?
- А помните ли вы их названия? Давайте повторим?!
    Демонстрируют умение свободно общаться на заданную тему; отвечают на вопросы
Ответы учащихся
Именительный, дает название, отвечает на вопросы: кто?что?
Родительный( раньше называли его Родственным), часто указывает на принадлежность и отвечает на вопросы: кого?чего? ( дочь Аллы, ветка рябины)
Дательный, называет человека и предмет, адресата: кому? чему? – что-то дает ( подарок другу, письмо родным)
Винительный: кого? что? – но в вопросах не заключено значение вины, а обозначают они направленность действия на что-то или кого-то ( выучил стихи, нарисовал картину)
Творительный: кем? чем? – дружен со словом творить, т.е. строить, рисовать, сочинять, поэтому чаще всего называет предмет, с помощью которого творить  и с кем творит. Раньше этот падеж называли орудийным.
Предложный: о ком? о чем? ( название придумал М.В.Ломоносов), без предлогов не употребляется ( о маме, в классе)

3. Решение поставленной задачи    - Что ж, название и вопросы падежей повторили, а теперь давайте поможем нашим друзьям-падежам, которые будут с нами путешествовать, найти свои места , выполнив задание, которое лежит у вас на партах – это карточка №1
-______, что нам необходимо будет выполнить в первом испытании    Осуществляют поиск способа решения задачи; участвуют в обсуждении; приобретают навыки общения по теме

Чтение задания к карточке №1 и его выполнение ( 1 человек у доски, остальные на местах)
4. Ситуация «разрыва»    - Хорошо, ребята, мы помогли падежам , а  теперь, давайте поможем звездам, которые будут нам освещать ночью путь и поработаем в роли исследователей. У вас у всех на партах лежат исследовательские листы, в которых вам необходимо, определяя падеж имен существительных, построить новое созвездие, по которому мы будем ориентироваться вовремя путешествия. Ну что, все готовы?!
- Определите падеж существительных, постройте график
    Формулируют и выражают собственное мнение; осознают собственные потребности; учатся планировать свою деятельность.

Учащиеся работают самостоятельно на раздаточном материале
5. Физминутка    Физминутка «Падежи»
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны    Демонстрируют свою внимательность

Повторение движений за учителем
6. Ситуация «успеха»        - Почему у слово « пальто» вы не смогли точно определить падеж?
    Демонстрируют успешность;
сотрудничают друг с другом и учителем.

Изменяют словосочетание по падежам( 1 человек у доски, остальные на местах)

Учащиеся называют несклоняемые существительные какие им известны
    Давайте изменим по падежам словосочетание «у  красивого пальто»

- Действительно, слово «пальто» не изменяется по падежам, но сам падеж у него можно определить по зависимому прилагательному. А какие еще слова, подобные слову « пальто» вы знаете?  ШОССЕ, КИНО, РЕЗЮМЕ, ПИАНИНО, ФОРТЕПИАНО
    
7. Конкретизация: работа по учебнику    - А сейчас ответьте на вопрос: Для чего нужно уметь изменять слова по падежам?
Безусловно, чтобы построить грамотное предложение, чтобы речь была красивой, необходимо уметь правильно изменять слова по падежам -  склонять их. 
Ребята, мы подъехали с вами к станции, которая называется « Закрепляйка»
Откройте свои учебники на 209 странице, упражнение 524. Наша задача составить и записать словосочетание, обозначая падеж имен существительных и выделяя окончание.
    Демонстрируют уровень овладения способом действия; учатся контролировать свои действия и оценивать способ действий.

Выполнение упражнения № 524 ( 1 человек у доски, остальные на местах)
8. Домашнее задание    Домашнее задание у вас будут разноуровневым:
1. Традиционное: $ 98, упр.527
2. Творческое: опираясь на правило попробовать самостоятельно составить и записать кроссворд из 6 слов, а на следующем уроке у вас будет возможность предложить его своим товарищам разгадать
    Записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы по ходу 
( если есть)
9. Итог урока: рефлексия    Подходит к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться на нашу конечную станцию. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке.
- Какую цель перед собой ставили?
- Достигли ли этой цели и как?
- Какие задания были трудными, и в чем состояла трудность?
- Получили ли удовольствие, работая на уроке?
    Учатся оценивать свои действия и достижения; учатся высказывать своё мнение по заданной теме.

Ответы учащихся

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему ,,Падеж имён существительных" »









( 5 класс)

ТЕМА: «ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Разработала

Иванова Тамара Михайловна

МБОУ СОШ №2 г.Гулькевичи, Гулькевичского района







Тема урока: « Падеж имен существительных»

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией

Т.А. Ладыженской и др.

УМК: «Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.

ТИП УРОКА: урок обобщения знаний

ФОРМА УРОКА: урок-путешествие

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы



ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

  • развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на изученный материал

3.Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД;

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма


Планируемые образовательные результаты

Предметные:

♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных

Метапредметные:

♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе

Личностные

♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия



ОБОРУДОВАНИЕ:мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)




ХОД УРОКА


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у нас будет необычным, вы побываете и в роли путешественников, и в роли исследователей, и в роли астрономов

А отправимся в путешествие мы с вами на паровозике.

-Постойте, а какое время года у нас сейчас? ( ВЕСНА)

- Правильно, ребята. Сегодня второй день весны. Поэтому открываем с ВАМИ рабочие тетради и записываем сегодняшнее число


Проверяют готовность к уроку; настраиваются на работу







Записывают в тетрадях число и классную работу

  1. Актуализация имеющихся знаний

Чтение стихотворения « Весна»

В рощах птичье пенье,

А в классе – тишина

Проходили мы склонение,

Склоняется « Весна».

Весна, весны, весне, весну, весною, о весне…

Гуляет зайчик по окну

Как зайчик на блесне


- Ребята, а как изменяется слово « весна»?

Посмотрите, а паровозик наш дальше не едет. Давайте определим тему нашего урока, чтобы продолжить путешествие

- Какая тема сегодняшнего нашего урока?

Давайте запишем ее в наших тетрадях


Постановка цели урока

Учатся общаться на заданную тему; отвечают на вопросы; демонстрируют успешность

Прослушивание стихотворения









Ответы на вопросы





Запись темы в тетради

Беседа

- А сколько падежей в русском языке?

- А помните ли вы их названия? Давайте повторим?!


Демонстрируют умение свободно общаться на заданную тему; отвечают на вопросы

Ответы учащихся

Именительный, дает название, отвечает на вопросы: кто?что?

Родительный( раньше называли его Родственным), часто указывает на принадлежность и отвечает на вопросы: кого?чего? ( дочь Аллы, ветка рябины)

Дательный, называет человека и предмет, адресата: кому? чему? – что-то дает ( подарок другу, письмо родным)

Винительный: кого? что? – но в вопросах не заключено значение вины, а обозначают они направленность действия на что-то или кого-то ( выучил стихи, нарисовал картину)

Творительный: кем? чем? – дружен со словом творить, т.е. строить, рисовать, сочинять, поэтому чаще всего называет предмет, с помощью которого творить и с кем творит. Раньше этот падеж называли орудийным.

Предложный: о ком? о чем? ( название придумал М.В.Ломоносов), без предлогов не употребляется ( о маме, в классе)


3. Решение поставленной задачи

- Что ж, название и вопросы падежей повторили, а теперь давайте поможем нашим друзьям-падежам, которые будут с нами путешествовать, найти свои места , выполнив задание, которое лежит у вас на партах – это карточка №1

-______, что нам необходимо будет выполнить в первом испытании

Осуществляют поиск способа решения задачи; участвуют в обсуждении; приобретают навыки общения по теме


Чтение задания к карточке №1 и его выполнение ( 1 человек у доски, остальные на местах)

4. Ситуация «разрыва»

- Хорошо, ребята, мы помогли падежам , а теперь, давайте поможем звездам, которые будут нам освещать ночью путь и поработаем в роли исследователей. У вас у всех на партах лежат исследовательские листы, в которых вам необходимо, определяя падеж имен существительных, построить новое созвездие, по которому мы будем ориентироваться вовремя путешествия. Ну что, все готовы?!

- Определите падеж существительных, постройте график


Формулируют и выражают собственное мнение; осознают собственные потребности; учатся планировать свою деятельность.



Учащиеся работают самостоятельно на раздаточном материале

5. Физминутка

Физминутка «Падежи»

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны

Демонстрируют свою внимательность


Повторение движений за учителем

6. Ситуация «успеха»

- Почему у слово « пальто» вы не смогли точно определить падеж?


Демонстрируют успешность;

сотрудничают друг с другом и учителем.


Изменяют словосочетание по падежам( 1 человек у доски, остальные на местах)


Учащиеся называют несклоняемые существительные какие им известны

Давайте изменим по падежам словосочетание «у красивого пальто»


- Действительно, слово «пальто» не изменяется по падежам, но сам падеж у него можно определить по зависимому прилагательному. А какие еще слова, подобные слову « пальто» вы знаете? ШОССЕ, КИНО, РЕЗЮМЕ, ПИАНИНО, ФОРТЕПИАНО


7. Конкретизация: работа по учебнику

- А сейчас ответьте на вопрос: Для чего нужно уметь изменять слова по падежам?

Безусловно, чтобы построить грамотное предложение, чтобы речь была красивой, необходимо уметь правильно изменять слова по падежам - склонять их.

Ребята, мы подъехали с вами к станции, которая называется « Закрепляйка»

Откройте свои учебники на 209 странице, упражнение 524. Наша задача составить и записать словосочетание, обозначая падеж имен существительных и выделяя окончание.


Демонстрируют уровень овладения способом действия; учатся контролировать свои действия и оценивать способ действий.









Выполнение упражнения № 524 ( 1 человек у доски, остальные на местах)

8. Домашнее задание

Домашнее задание у вас будут разноуровневым:

1. Традиционное: $ 98, упр.527

2. Творческое: опираясь на правило попробовать самостоятельно составить и записать кроссворд из 6 слов, а на следующем уроке у вас будет возможность предложить его своим товарищам разгадать


Записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы по ходу

( если есть)

9. Итог урока: рефлексия

Подходит к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться на нашу конечную станцию. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке.

- Какую цель перед собой ставили?

- Достигли ли этой цели и как?

- Какие задания были трудными, и в чем состояла трудность?

- Получили ли удовольствие, работая на уроке?


Учатся оценивать свои действия и достижения; учатся высказывать своё мнение по заданной теме.


Ответы учащихся



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка на тему ,,Падеж имён существительных"

Автор: Иванова Тамара Михайловна

Дата: 08.07.2014

Номер свидетельства: 109622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка «Именительный падеж имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imienitiel-nyi-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "117481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412793833"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока русского языка  Предложный падеж имён существительных. "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priedlozhnyi-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "198044"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428340249"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока русского языка  на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "174453"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125919"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока русского языка, презентация для урока "Склонение имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "116642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412561218"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства