( 5 класс)
ТЕМА: «ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Разработала
Иванова Тамара Михайловна
МБОУ СОШ №2 г.Гулькевичи, Гулькевичского района
Тема урока: « Падеж имен существительных»
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией
Т.А. Ладыженской и др.
УМК: «Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.
ТИП УРОКА: урок обобщения знаний
ФОРМА УРОКА: урок-путешествие
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы
ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
o развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
? осуществление системно-деятельностного подхода;
? развитие критического мышления;
? развитие внимания;
? формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o развивать умение применять новые знания;
o развитие творческих, речевых способностей учащихся;
o формирование логических умений;
o развитие умения опираться на изученный материал
3.Воспитательные:
? воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
? воспитание ценностного отношения к слову;
? развитие коммуникативных УУД;
? создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
? воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных
Метапредметные:
♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные
♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
ОБОРУДОВАНИЕ:мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у нас будет необычным, вы побываете и в роли путешественников, и в роли исследователей, и в роли астрономов
А отправимся в путешествие мы с вами на паровозике.
-Постойте, а какое время года у нас сейчас? ( ВЕСНА)
- Правильно, ребята. Сегодня второй день весны. Поэтому открываем с ВАМИ рабочие тетради и записываем сегодняшнее число
Проверяют готовность к уроку; настраиваются на работу
Записывают в тетрадях число и классную работу
2. Актуализация имеющихся знаний Чтение стихотворения « Весна»
В рощах птичье пенье,
А в классе – тишина
Проходили мы склонение,
Склоняется « Весна».
Весна, весны, весне, весну, весною, о весне…
Гуляет зайчик по окну
Как зайчик на блесне
- Ребята, а как изменяется слово « весна»?
Посмотрите, а паровозик наш дальше не едет. Давайте определим тему нашего урока, чтобы продолжить путешествие
- Какая тема сегодняшнего нашего урока?
Давайте запишем ее в наших тетрадях
Постановка цели урока Учатся общаться на заданную тему; отвечают на вопросы; демонстрируют успешность
Прослушивание стихотворения
Ответы на вопросы
Запись темы в тетради
Беседа
- А сколько падежей в русском языке?
- А помните ли вы их названия? Давайте повторим?!
Демонстрируют умение свободно общаться на заданную тему; отвечают на вопросы
Ответы учащихся
Именительный, дает название, отвечает на вопросы: кто?что?
Родительный( раньше называли его Родственным), часто указывает на принадлежность и отвечает на вопросы: кого?чего? ( дочь Аллы, ветка рябины)
Дательный, называет человека и предмет, адресата: кому? чему? – что-то дает ( подарок другу, письмо родным)
Винительный: кого? что? – но в вопросах не заключено значение вины, а обозначают они направленность действия на что-то или кого-то ( выучил стихи, нарисовал картину)
Творительный: кем? чем? – дружен со словом творить, т.е. строить, рисовать, сочинять, поэтому чаще всего называет предмет, с помощью которого творить и с кем творит. Раньше этот падеж называли орудийным.
Предложный: о ком? о чем? ( название придумал М.В.Ломоносов), без предлогов не употребляется ( о маме, в классе)
3. Решение поставленной задачи - Что ж, название и вопросы падежей повторили, а теперь давайте поможем нашим друзьям-падежам, которые будут с нами путешествовать, найти свои места , выполнив задание, которое лежит у вас на партах – это карточка №1
-______, что нам необходимо будет выполнить в первом испытании Осуществляют поиск способа решения задачи; участвуют в обсуждении; приобретают навыки общения по теме
Чтение задания к карточке №1 и его выполнение ( 1 человек у доски, остальные на местах)
4. Ситуация «разрыва» - Хорошо, ребята, мы помогли падежам , а теперь, давайте поможем звездам, которые будут нам освещать ночью путь и поработаем в роли исследователей. У вас у всех на партах лежат исследовательские листы, в которых вам необходимо, определяя падеж имен существительных, построить новое созвездие, по которому мы будем ориентироваться вовремя путешествия. Ну что, все готовы?!
- Определите падеж существительных, постройте график
Формулируют и выражают собственное мнение; осознают собственные потребности; учатся планировать свою деятельность.
Учащиеся работают самостоятельно на раздаточном материале
5. Физминутка Физминутка «Падежи»
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны Демонстрируют свою внимательность
Повторение движений за учителем
6. Ситуация «успеха» - Почему у слово « пальто» вы не смогли точно определить падеж?
Демонстрируют успешность;
сотрудничают друг с другом и учителем.
Изменяют словосочетание по падежам( 1 человек у доски, остальные на местах)
Учащиеся называют несклоняемые существительные какие им известны
Давайте изменим по падежам словосочетание «у красивого пальто»
- Действительно, слово «пальто» не изменяется по падежам, но сам падеж у него можно определить по зависимому прилагательному. А какие еще слова, подобные слову « пальто» вы знаете? ШОССЕ, КИНО, РЕЗЮМЕ, ПИАНИНО, ФОРТЕПИАНО
7. Конкретизация: работа по учебнику - А сейчас ответьте на вопрос: Для чего нужно уметь изменять слова по падежам?
Безусловно, чтобы построить грамотное предложение, чтобы речь была красивой, необходимо уметь правильно изменять слова по падежам - склонять их.
Ребята, мы подъехали с вами к станции, которая называется « Закрепляйка»
Откройте свои учебники на 209 странице, упражнение 524. Наша задача составить и записать словосочетание, обозначая падеж имен существительных и выделяя окончание.
Демонстрируют уровень овладения способом действия; учатся контролировать свои действия и оценивать способ действий.
Выполнение упражнения № 524 ( 1 человек у доски, остальные на местах)
8. Домашнее задание Домашнее задание у вас будут разноуровневым:
1. Традиционное: $ 98, упр.527
2. Творческое: опираясь на правило попробовать самостоятельно составить и записать кроссворд из 6 слов, а на следующем уроке у вас будет возможность предложить его своим товарищам разгадать
Записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы по ходу
( если есть)
9. Итог урока: рефлексия Подходит к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться на нашу конечную станцию. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке.
- Какую цель перед собой ставили?
- Достигли ли этой цели и как?
- Какие задания были трудными, и в чем состояла трудность?
- Получили ли удовольствие, работая на уроке?
Учатся оценивать свои действия и достижения; учатся высказывать своё мнение по заданной теме.
Ответы учащихся