Урок русского языка в 5 а классе
Дата: 16.04.14
Тема: Не с глаголами
Цели: познакомить с правописанием частицы не с глаголами; сформировать навык правописания частицы не с глаголами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
Орфоэпическая пятиминутка.
Списать слова с доски, расставить ударение.
Библиотека, километр, нажил, поняла, процент, начал, позвонишь, тефтели, широко, старо, положил, договоры, понял, началась, звонишь, создала.
III. Объяснение новой темы.
Слово учителя.
- Сегодня, ребята, мы послушаем новую сказку о глаголе и частице НЕ.
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и стояла от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь»
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Ненавижу! Негодую!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
Выборочный диктант.
Вставьте частицу не в слова, из которых она исчезла, запишите их в тетради.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением,
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причесаный ряха,
И за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Словарная диктовка.
Запишите под диктовку, объясните слитное и раздельное написание частицы не.
Не был в санатории, ненавидеть ложь, недоумевать по поводу поступка, не мог уехать, не любит ленивых, невзлюбить падчерицу, мне нездоровится, не здоровается, капитан негодовал, ураган неистовствовал.
Физкультминутка.
(По усмотрению учителя.)
Тренировочные упражнения.
Учащиеся выполняют упр. 228, 229 на стр. 83 Рабочей тетради.
Вставь пропущенные буквы. Там, где стоит значок*, укажи, какой из вариантов написания ты выбираешь: слитно (С), раздельно (Р) или через дефис (Д).
Полезные советы кота Баюна.
Ну не*умееш... ты себя вести в школе! А правила запомнить нетрудно, их немного. Не*выкрикивай на уроке. Не*сбивай с ног учителей, а вдруг они тебе ещё пригодят...ся! Не*бей окна, сам потом замёрзне..., и заболее... . Не*дёргай девч...нок за косички, хуже потом будет - списать не*дадут. Не*рви тетрадки, они родителям недёшево обходят…ся.
Распредели глаголы на две группы: 1) глаголы с частицей не; 2) глаголы с приставкой не-.
(Не) теряю, (не) здоровится, (не) сержусь, (не) болею, (не) можется, (не) годует, (не) радуется, (не) отважится, (не) домогает, (не) разговаривает, (не) доумевает, (не) волит.
глаголы с частицей не
глаголы с приставкой не-
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
Работа с учебником.
Учащиеся выполняют упр. 995 на стр. 286 учебника.
Домашнее задание.
1. § 94.
2. Упр. 993, 997