Урок русского языка
Тема: «Неопределённая форма глагола».
УМК «Перспективная начальная школа» под редакцией Чураковой Н.А.
учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть. М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова.
Автор-разработчик: Шабельникова Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №99»
Тема: «Неопределённая форма глагола».
Цели: 1. сформировать представление о неопределенной форме глагола
2. повторить знания о глаголе
3.формировать УУД
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Средства обучения: учебник «Русский язык» 3 класс, рабочая тетрадь, чистые листы, индивидуальные карточки, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности (3мин)
Слайд1
- Начинаем урок русского языка. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно,
приблизительно, неверно. А.Н.Толстой.
Как вы понимаете это выражение?
-Как обычно мы открываем новое на уроке?
- Над какой темой мы работали на прошлых уроках?
Слайд2
-Что вы уже умеете делать?
- Сегодня вас ждут удивительные открытия на уроке. Готовы?
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения (7мин.)
-С чего мы обычно начинаем урок русского языка?
-Объясните правописание пропущенных букв
- Какой следующий шаг?
- Расскажите о глаголе по плану.
Глагол
Часть речи
Действие
Вопросы
Изменяется по…
-Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам.
-Выпишите глаголы, распределяя их по столбикам:
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Встречает, отвечал, прочитает, одевал, оживет, разобьет.
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Давайте еще раз повторим, как правильно определить время глагола?
- Что теперь будем выполнять?
-Из пословицы, которую писали на чистописании, выпишите глаголы и распределите их в наши столбики.
Глаголы читать и хватать стоят в неопределенной форме.
3.Выявление места и причины затруднения(3мин)
-Почему у вас получились разные ответы?
–В чём ваше затруднение?
4.Построение проекта выхода из затруднения(3мин.)
-Какова цель проекта?
-Значит, что надо сделать?
-Как чаще всего вы формулируете правило?
5.Реализация проекта выхода из затруднения (7мин.)
-Вернемся к нашим глаголам. Смогли вы определить время глаголов?
А число можно определить?
Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время?
В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная. Сможете ли вы сразу определить теперь начальную форму глагола?
Проведем исследование. (Работа в группах по карточкам)
Слайд3
Сделай вывод .
Вопросы вывешиваются на доску.
Разбери глаголы по составу: рассказать, принести, беречь.
На доску вывешивается несколько вариантов разбора
-Смотрите, задание было одно, а вариантов несколько. Как такое могло получится?
В нашем учебнике мы рассматриваем –ть, -ти, как суффиксы неопределенной формы глагола.
Вывод: у глаголов неопределенной формы суффиксы –ть и –ти.
Вернемся к слову беречь. Как вы его разобрали? Какое окончание?
Молодцы.
Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.
Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на –чь. Это орфограмма. Посмотрели на доску. Вы получили план, по которому теперь можете рассказать все о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.
Давайте вспомним цель нашего урока.
Смогли вы достичь цели?
Сможете теперь определить глаголы в неопределеннй форме?
-Наберитесь сил для того, чтобы хорошо и быстро справиться с трудностями. Сделаем весёлую зарядку.(2мин)
-Вы сумели справиться с затруднением? Молодцы! Как вы можете себя проверить? –
-Прочитайте правило на стр. 108.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5мин.)
- Какой следующий шаг нашей работы?
-Выполняем упражнение 377, читаем задание.
-Кто справился с заданием, не испытывая затруднения?
-У кого возникли затруднения? Почему?
7.Самостоятельная работа с самопроверкой(5мин.)
Выполним самостоятельную работу.
Слайд4
живешь - …, ползешь-…, бережешь-…, глядишь-…, спишь-…, растешь-…, печешь-….Поставьте глагол в н.ф., выделите суффиксы.
Слайд5
-Будьте внимательнее и не торопитесь.
Поднимите руку, кто не испытывал затруднений. У кого 7 плюсов поставьте за самостоятельную работу 5. Кто испытал затруднения? В чем? Какова причина?
8.Включение в систему знаний.(5мин.)
Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?
-Где нам могут пригодиться эти знания?
Очень часто при написании работ по развитию речи нам требуется подобрать синонимы, чтобы избежать повторов, а мы с вами попробуем заменить целые словосочетания.
Слайд6
Составьте предложение с любым из этих словосочетаний.
9.Рефлексия учебной деятельности(3мин.)
-С какой новой формой глагола познакомились?
-Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола вы знаете?
-Какая была тема урока?
-Какая была цель?
-Какие были трудности?
-Справились вы с затруднением?
-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке.
Слайд7
10.Домашнее задание(2мин)
«3»-Выпиши глаголы неопределённой формы.
«4»-Поставь глаголы в неопределенную форму.
Мы мечта..м , он рыбач…т, вы стреж…те, они обеща…т, ты взлета…шь, мы посол…м, они куп…т, ты посад…шь, вы корм…те, он свет…т, ты пуст…шь.
«5» Списать текст, заменяя глаголы на глаголы неопределённой формы.
Кабан- это дикая свинья. Он брод.т по лесам и похрюкива. т. Дубовые жёлуди подбира. т. Своим длинным рылом землю ро. т. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива. т. Это он пищу ищ. т.
Слайд8.