kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе по теме Неопределённая форма глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Урок русского языка

 

Тема: «Неопределённая форма глагола».

УМК «Перспективная  начальная школа» под редакцией Чураковой Н.А.

учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть. М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова.

Автор-разработчик: Шабельникова Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №99»

 

Тема: «Неопределённая форма глагола».

Цели: 1. сформировать представление о  неопределенной форме глагола

            2. повторить знания о глаголе

            3.формировать УУД

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Средства обучения: учебник «Русский язык» 3 класс, рабочая тетрадь, чистые листы, индивидуальные карточки, интерактивная доска.

Тип урока:  комбинированный

Ход урока:

 

1.Мотивация к учебной деятельности (3мин)

Слайд1

- Начинаем урок русского языка. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно,

приблизительно, неверно. А.Н.Толстой.

 Как вы понимаете это выражение?

-Как обычно мы открываем новое на уроке?

- Над какой темой мы работали на прошлых уроках?

Слайд2

-Что вы уже умеете делать?

- Сегодня вас ждут удивительные открытия на уроке. Готовы?

    2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения (7мин.)

-С чего мы обычно начинаем урок русского языка?

-Объясните правописание пропущенных букв

- Какой следующий шаг?

- Расскажите о глаголе по плану.

Глагол

Часть речи

Действие

Вопросы

Изменяется по…

-Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам.

-Выпишите глаголы, распределяя их по столбикам:

Настоящее время                  Прошедшее время            Будущее время

Встречает, отвечал, прочитает, одевал, оживет, разобьет.

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Давайте еще раз повторим, как  правильно определить время глагола?

- Что теперь будем выполнять?

-Из пословицы, которую писали на чистописании,  выпишите глаголы и распределите их в наши столбики.

Глаголы читать и хватать стоят в неопределенной форме.

 3.Выявление места и причины затруднения(3мин)

 -Почему у вас получились разные ответы?

–В чём ваше затруднение?

 4.Построение проекта выхода из затруднения(3мин.)

  -Какова цель проекта? 

-Значит, что надо сделать?

-Как чаще всего вы формулируете  правило?

 5.Реализация проекта выхода из затруднения (7мин.)

  -Вернемся к нашим глаголам. Смогли вы определить время глаголов?

 А число можно определить?

Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время?

 В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная. Сможете ли вы сразу определить теперь начальную форму глагола?

Проведем исследование. (Работа в группах по карточкам)

Слайд3

Сделай вывод .

Вопросы вывешиваются на доску.

                                                                                                                                          Разбери глаголы по составу: рассказать, принести, беречь.

На доску вывешивается несколько вариантов разбора

-Смотрите, задание было одно, а вариантов несколько. Как такое могло получится?

В нашем учебнике мы рассматриваем –ть, -ти, как суффиксы неопределенной формы глагола.

Вывод: у глаголов неопределенной формы суффиксы –ть и –ти.

Вернемся к слову беречь. Как вы его разобрали? Какое окончание?

Молодцы.

Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.

Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на –чь. Это орфограмма. Посмотрели на доску. Вы получили план, по которому теперь можете рассказать все  о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.

Давайте вспомним цель нашего урока.

Смогли вы достичь цели?

Сможете теперь определить глаголы в неопределеннй форме?

-Наберитесь сил для того, чтобы хорошо и быстро справиться с трудностями. Сделаем весёлую зарядку.(2мин)

-Вы сумели справиться с затруднением? Молодцы! Как вы можете себя проверить? –

-Прочитайте правило на стр. 108.

   6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5мин.)

- Какой следующий шаг нашей работы?

-Выполняем упражнение 377, читаем задание.

-Кто справился с заданием, не испытывая затруднения?

-У кого возникли затруднения? Почему?

  7.Самостоятельная работа с самопроверкой(5мин.)

Выполним самостоятельную работу.

Слайд4

живешь - …, ползешь-…, бережешь-…, глядишь-…, спишь-…, растешь-…, печешь-….Поставьте глагол в н.ф., выделите суффиксы.

Слайд5

-Будьте внимательнее и не торопитесь.

Поднимите руку, кто не испытывал затруднений. У кого 7 плюсов поставьте за самостоятельную работу 5. Кто испытал затруднения? В чем? Какова причина?

    8.Включение в систему знаний.(5мин.)

 Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?

-Где нам могут пригодиться эти знания?

Очень часто при написании работ по развитию речи нам требуется подобрать синонимы, чтобы избежать повторов, а мы с вами попробуем заменить целые словосочетания.

Слайд6

Составьте предложение с любым из этих словосочетаний.

  9.Рефлексия учебной деятельности(3мин.)

 -С какой новой формой глагола познакомились?

-Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола вы знаете?

-Какая была тема урока?

-Какая была цель?

-Какие были трудности?

-Справились вы с затруднением?

-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке.

Слайд7

10.Домашнее задание(2мин)

«3»-Выпиши глаголы неопределённой формы.

«4»-Поставь глаголы в неопределенную форму.

Мы мечта..м , он рыбач…т, вы стреж…те, они обеща…т, ты взлета…шь, мы посол…м, они куп…т, ты посад…шь, вы корм…те, он свет…т,  ты пуст…шь.

«5» Списать текст, заменяя глаголы на глаголы неопределённой формы.

Кабан- это дикая свинья. Он брод.т по лесам и похрюкива. т.  Дубовые жёлуди  подбира. т.  Своим длинным рылом землю ро. т.  Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива. т. Это он пищу ищ. т.

Слайд8.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка в 3 классе по теме Неопределённая форма глагола »

Урок русского языка

Тема: «Неопределённая форма глагола».

УМК «Перспективная начальная школа» под редакцией Чураковой Н.А.

учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть. М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова.

Автор-разработчик: Шабельникова Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №99»


Тема: «Неопределённая форма глагола».

Цели: 1. сформировать представление о неопределенной форме глагола

2. повторить знания о глаголе

3.формировать УУД

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Средства обучения: учебник «Русский язык» 3 класс, рабочая тетрадь, чистые листы, индивидуальные карточки, интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:


1.Мотивация к учебной деятельности (3мин)

Слайд1

- Начинаем урок русского языка. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно,

приблизительно, неверно. А.Н.Толстой.

Как вы понимаете это выражение?

-Как обычно мы открываем новое на уроке?

- Над какой темой мы работали на прошлых уроках?

Слайд2

-Что вы уже умеете делать?

- Сегодня вас ждут удивительные открытия на уроке. Готовы?

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения (7мин.)

-С чего мы обычно начинаем урок русского языка?

-Объясните правописание пропущенных букв

- Какой следующий шаг?

- Расскажите о глаголе по плану.

Глагол

Часть речи

Действие

Вопросы

Изменяется по…

-Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам.

-Выпишите глаголы, распределяя их по столбикам:

Настоящее время Прошедшее время Будущее время

Встречает, отвечал, прочитает, одевал, оживет, разобьет.

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Давайте еще раз повторим, как правильно определить время глагола?

- Что теперь будем выполнять?

-Из пословицы, которую писали на чистописании, выпишите глаголы и распределите их в наши столбики.

Глаголы читать и хватать стоят в неопределенной форме.

3.Выявление места и причины затруднения(3мин)

-Почему у вас получились разные ответы?

–В чём ваше затруднение?

4.Построение проекта выхода из затруднения(3мин.)

-Какова цель проекта?

-Значит, что надо сделать?

-Как чаще всего вы формулируете правило?

5.Реализация проекта выхода из затруднения (7мин.)

-Вернемся к нашим глаголам. Смогли вы определить время глаголов?

А число можно определить?

Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время?

В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная. Сможете ли вы сразу определить теперь начальную форму глагола?

Проведем исследование. (Работа в группах по карточкам)

Слайд3

Сделай вывод .

Вопросы вывешиваются на доску.

Разбери глаголы по составу: рассказать, принести, беречь.

На доску вывешивается несколько вариантов разбора

-Смотрите, задание было одно, а вариантов несколько. Как такое могло получится?

В нашем учебнике мы рассматриваем –ть, -ти, как суффиксы неопределенной формы глагола.

Вывод: у глаголов неопределенной формы суффиксы –ть и –ти.

Вернемся к слову беречь. Как вы его разобрали? Какое окончание?

Молодцы.

Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.

Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на –чь. Это орфограмма. Посмотрели на доску. Вы получили план, по которому теперь можете рассказать все о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.

Давайте вспомним цель нашего урока.

Смогли вы достичь цели?

Сможете теперь определить глаголы в неопределеннй форме?

-Наберитесь сил для того, чтобы хорошо и быстро справиться с трудностями. Сделаем весёлую зарядку.(2мин)

-Вы сумели справиться с затруднением? Молодцы! Как вы можете себя проверить? –

-Прочитайте правило на стр. 108.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5мин.)

- Какой следующий шаг нашей работы?

-Выполняем упражнение 377, читаем задание.

-Кто справился с заданием, не испытывая затруднения?

-У кого возникли затруднения? Почему?

7.Самостоятельная работа с самопроверкой(5мин.)

Выполним самостоятельную работу.

Слайд4

живешь - …, ползешь-…, бережешь-…, глядишь-…, спишь-…, растешь-…, печешь-….Поставьте глагол в н.ф., выделите суффиксы.

Слайд5

-Будьте внимательнее и не торопитесь.

Поднимите руку, кто не испытывал затруднений. У кого 7 плюсов поставьте за самостоятельную работу 5. Кто испытал затруднения? В чем? Какова причина?

8.Включение в систему знаний.(5мин.)

Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?

-Где нам могут пригодиться эти знания?

Очень часто при написании работ по развитию речи нам требуется подобрать синонимы, чтобы избежать повторов, а мы с вами попробуем заменить целые словосочетания.

Слайд6

Составьте предложение с любым из этих словосочетаний.

9.Рефлексия учебной деятельности(3мин.)

-С какой новой формой глагола познакомились?

-Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола вы знаете?

-Какая была тема урока?

-Какая была цель?

-Какие были трудности?

-Справились вы с затруднением?

-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке.

Слайд7

10.Домашнее задание(2мин)

«3»-Выпиши глаголы неопределённой формы.

«4»-Поставь глаголы в неопределенную форму.

Мы мечта..м , он рыбач…т, вы стреж…те, они обеща…т, ты взлета…шь, мы посол…м, они куп…т, ты посад…шь, вы корм…те, он свет…т, ты пуст…шь.

«5» Списать текст, заменяя глаголы на глаголы неопределённой формы.

Кабан- это дикая свинья. Он брод.т по лесам и похрюкива. т. Дубовые жёлуди подбира. т. Своим длинным рылом землю ро. т. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива. т. Это он пищу ищ. т.

Слайд8.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок русского языка в 3 классе по теме Неопределённая форма глагола

Автор: Шабельникова Татьяна Юрьевна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Презентация к уроку русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(86) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "146978"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419280062"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "" Неопределённая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(37) "nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-1"
    ["file_id"] => string(6) "210347"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431427532"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глагола". 4 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110298"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405863525"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка по теме: "Неопределённая форма глагола"."
    ["seo_title"] => string(67) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_nieopriedielionnaia_forma_ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "405576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490988432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства