kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект урока русского языка, презентация для урока..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Урок русского языка
Класс: 3
Тема урока: Состав слова. Порядок разбора слов по составу.
Тип учебного занятия. Урок комплексного применения знаний и умений.
Цель:
создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».
Задачи:
- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с тестовыми заданиями, словари (орфографический, толковый, словообразовательный).
                                                  Ход урока
1. Орг. Момент: эмоциональный настрой учащихся.
-Какое сейчас время года? Представьте себе что на вашу ладошку упала красивая снежинка. Подарите её соседу по парте, улыбнитесь и пожелайте удачи.( Слайд 1)
Присядьте, начинаем урок .
2. Минутка чистописания.
-Откройте тетради, напишите дату, классная работа. На следующей строчке напишите каллиграфическим почерком  буквы  с т а в о с. Составьте слово из этих букв. ( состав) Напишите, обозначьте орфограммы. Проверяем написание по орфографическому словарю.
-Какое значение может иметь слово СОСТАВ? В каком словаре надо искать значение слова? (В толковом словаре) состав (Слайд 2)

-Какое значение подходит к теме нашего урока? О каком составе мы говорили? Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое. (Слайд 3)

 

 

-Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем состав слова? Где нам могут пригодиться полученные знания? 
Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов.  Знание состава слова помогает увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции можно проверить, запомнить или посмотреть их правописание по словарю.
3. Актуализация знаний

Игра « Найди лишнее слово» (слайд4)
-Перед вами на доске слова: приставка, суффикс, корень, основа, глагол и окончание.
-Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.
-Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
Открывается запись темы на доске.(слайд 5)
-Как вы думаете, какова цель урока?
-Начнём с уточнения знаний о составе слова.
-Каждой группе предстоит сообща составить рассказ о какой-либо части слова.

-Что поможет вам составить грамотный рассказ?

 Открыть план ответа (слайд6)
1.Что такое?
2.Роль.
3.Место в слове
4.Примеры
-Проверьте, все ли пункты есть в вашем ответе?

-Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем состав слова? Где нам могут пригодиться полученные знания? 
Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов.  Знание состава слова помогает увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции можно проверить, запомнить или посмотреть их правописание по словарю.

4. Работа над новым материалом

-Вы много знаете о частях слова. А вот умеете ли вы их видеть в слове, сейчас и посмотрим .
-В каком порядке проводится   разбор слова по составу?
-Разберите  по составу слова «заморозки». (слайд 7)
-Что значит разбор слова по составу?
-С чего предлагаете начать?
-Объясните, почему одно и то же слова, по-вашему, имеет несколько вариантов разбора по составу?
-Какая проблема встала перед нами?

 

 

 


Проблема: Какова последовательность разбора слова по составу? (предположения детей)
-Давайте проверим наши предположения по учебнику. ( Стр.159)

Зарядка для глаз. (Слайд 8)
 Ешё раз вспомним состав слова. Для этого прочитаем стихи  о частях слова.

1. Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
2. Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
3. Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
4. 3а корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.
5. Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи,
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.
5.Закрепление изученного   (Слайд 10) алгоритм разбора слова
1) Первичное закрепление
Выполнение упражнения 201.Работа по вариантам. 1 и 2 группы -1 вариант, 3 и 4 группы -2 вариант. Взаимопроверка
6. Физминутка.
Задание: если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня - присесть, кроме корня в слове есть другие части, т.е. приставка или суффикс, - встать.
Мороз, снеговик, лед, шубка, вьюга, следы, снежки, прокатиться, новый, год, заморозки.

 

 

2) Игра «Молчанка»
На доске записаны слова в 3 столбика (по количеству рядов в классе).
грязный                            часовой                                                      капустная
перегородка                     подорожник                                                побелка
листик                                мосты                                                       цепочка
Одновременно три ученика выходят к доске и выделяют окончания, молча садятся, другие ученики-основу, следующие - корень и.т.д.. Если допущены ошибки, их исправляет капитан команды.
7. Рефлексия (Слайд)
Лестница успеха
Нарисуйте на стикерах какое настроение было у вас в течение урока. Прикрепите стикеры на ступеньки. Если вам было всё понятно-на верхней ступеньке. Если что- то непонятно на второй супеньке., если ничего не поняли на первой ступеньке.
8. Домашнее задание.
-   Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:
1.Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;
2. Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова
-  Спасибо за урок.
9.  Ну и последнее задание «Составить слово по подсказкам»
1. В слове есть окончание и основа. Оно состоит из трёх частей.
2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).
3. В приставке две буквы "е" (пере-).
4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5. Окончание - первая буква алфавита (-а).
Ответ: "переменка".
А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока русского языка, презентация для урока..." »

Состав -  совокупность людей, предметов, образующих какое - нибудь целое Состав

Состав - совокупность людей, предметов, образующих какое - нибудь целое

Состав

Игра «Найди лишнее слово» приставка, корень, суффикс, глагол, окончание

Игра

«Найди лишнее слово»

приставка, корень, суффикс, глагол, окончание

Состав слова приставка, корень,  суффикс, окончание

Состав слова

приставка,

корень,

суффикс, окончание

1. Что такое? 2. Роль. 3. Место в слове. 4. Примеры.

1. Что такое?

2. Роль.

3. Место в слове.

4. Примеры.

Состав слова Порядок разбора слова по составу заморозки

Состав слова

Порядок разбора слова по составу

заморозки

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЁР   (зарядка для глаз)

ЗРИТЕЛЬНЫЙ

ТРЕНАЖЁР

(зарядка для глаз)

Часть слова, которая изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой.

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Корень слова - значимая часть. Над словами родственными Держит власть. Выясни умело линию родства - Однокоренные подбери слова.

Корень слова - значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства -

Однокоренные подбери слова.

Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставки Образуются слова.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

3а корнем суффиксу Нашлось местечко, Заняв его, конечно, Натворил он дел.

3а корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Заняв его, конечно,

Натворил он дел.

Помни при разборе слова: Окончанье и основу Первым делом находи, После корня будет суффикс, А приставка - впереди.

Помни при разборе слова:

Окончанье и основу

Первым делом находи,

После корня будет суффикс,

А приставка - впереди.

Игра «Молчанка»

Игра

«Молчанка»

Лестница успеха

Лестница успеха

Домашнее задание  Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово.  Придумайте и запишите 7 слов к схеме, в которой есть все части слова.

Домашнее задание

Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово.

Придумайте и запишите 7 слов к схеме,

в которой есть все части слова.

пере а к мен

пере

а

к

мен


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Конспект урока русского языка, презентация для урока..."

Автор: Харитонова Надежда Васильевна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130575

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока русского языка, презентация для урока "Склонение имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "116642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412561218"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока русского языка, презентация для урока "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "125075"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414894296"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка, презентация для урока. "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "111179"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407167476"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока." "Своя игра""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_priezientatsiia_dlia_uroka_svoia_ighra"
    ["file_id"] => string(6) "382470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485099698"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Конспект урока русского языка, презентация для урока  "Развитие умения определять склонение имен  существительных" "
    ["seo_title"] => string(131) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-razvitiie-umieniia-opriedieliat-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420702697"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства