kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение о глаголе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение о глаголе"

  • Баско Марина Афанасьевн аучитель начальных классов

Цели:

  1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.
  2. Углубить знания учащихся о данной части речи.
  3. Развивать монологическую речь учащихся.
  4. Формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  5. Развивать умение работать в группах.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • С.И. Ожегов Толковый словарь.
  • В.И. Даль. Толковый словарь.
  • Н.М. Шанский. Краткий этимологический словарь.
  • карточки с заданиями:
    а) текст «Как лук без земли вырастить»;
    б) фразеологические сочетания.
  • карточки со словами
    а) часто употребляемые глаголы
    б) глаголы, которые не употребляются в 1 лице ед.ч.

Ход урока

1. ПРИВЕТСТВИЕ (Презентация, слайд 2):

Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит, 
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс 
Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Что заметили?

2. Разыгрывается сценка.

-Я расскажу вам случай из жизни.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

-В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…

-Эх, ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

-А как сказать правильно?

- Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед.ч. (слайд 3)

Вот некоторые из них

  • ПОБЕДИТЬ
  • УБЕДИТЬ
  • ДЕРЗИТЬ
  • БОРОЗДИТЬ
  • ПЫЛЕСОСИТЬ
  • ШЕЛЕСТЕТЬ

-Однако, ситуация не безвыходная.

-Как можно сказать? (Одержать победу)

-Попробуйте составить предложение, раскрывая скобки (слайд 4).

Я (дерзить) учителю. (Я грубо разговариваю с учителем)

- Определите тему нашего урока. (Глагол. Обобщение знаний о глаголе.)

3. Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку. (Слайд 5).

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.
Алексей Югов

-Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)

4. Прочитайте тему урока. (Слайд 6).

Обобщение о глаголе.

Урок–семинар.

- Что такое семинар? Найдите в словаре Ожегова значение этого слова.

(Семинар – групповые практические занятия под руководством преподавателя. Из словаря С.И. Ожегова) (Слайд 7).

-Определите задачи урока (обобщить знания, выполнять различные задания, узнать новое).

5. Ознакомление с планом проведения семинара. (Слайд 8).

I. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА

1. Происхождение слова «глагол».

2. Роль глагола в речи:

   а) глагол – необыкновенная часть речи;

   б) самые употребляемые глаголы;

   в) образование глаголов;

   г) многозначность глаголов;

   д) глаголы – синонимы.

3. Практическая работа. Тестирование.

4. Итоги семинара.

II. Работа семинара. (Слайд 9).

1. Значение и происхождение слова «глагол».

- Что означает слово «глагол»?

Из словаря В.И. Даля: «Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.»

-Откуда произошло это слово? В этом нам поможет этимологический словарь.

     Глагол – греческого происхождения, означающее «речь».

У Пушкина «Глаголом жги сердца людей», т.е. словом.

2. Роль глагола в речи. (Слайд 10).

- Как вы думаете, какую роль играет глагол в речи?

(Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие, глагол выражает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность).

- На каком месте по употреблению стоит глагол? (на втором, после им.сущ.)

Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми глаголами являются:

  • МОЧЬ
  • СКАЗАТЬ
  • ГОВОРИТЬ
  • ЗНАТЬ
  • СТАТЬ
  • ВИДЕТЬ

3. Образование глаголов. (Слайд 11).

-Какие части слова участвуют в образовании слов?

-При помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы.

-Образуйте новые глаголы от одного из самых употребляемых глаголов ГОВОРИТЬ (работа в группах)

Проверка

- Я попросила провести исследование, сколько слов можно образовать от этого глагола. (По словарю А.Тихонова – около 100 слов)

Работа по карточке.

-Списать, употребив нужные приставки.

Как лук без земли вырастить.

Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

Проверка

- А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы? Зачем мы выполняли эту работу? (Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи.)

4. Многозначность глаголов. (Слайд 12).

-Что такое многозначность? (Многозначность – это когда слово имеет несколько значений).

РАЗЫГРЫВАНИЕ СЦЕНКИ

За столом сказала мать:
-Хватит языком болтать, 
А сынишка осторожно: 
- А болтать ногами можно?

- Объясните значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами».

-В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении? Что означает это выражение? (Болтать языком – разговаривать)

- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните, что означают эти фразеологизмы?(Работа в группах)

  • Вставлять палки в колёса.
  • Обвести вокруг пальца.
  • Ловить ворон.
  • Зарубить на носу.

- Зачем нужно знать фразеологические сочетания?

(Чтобы речь была яркой, образной)

5. Глаголы-синонимы. (Слайд 13).

-Что такое синонимы?

-Для чего они нужны? (Чтоб речь была образнее, точнее, ярче)

Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой:

Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мёрзн…т в жару.

- Назовите глаголы-синонимы.

-Что общего можем найти в этих синонимах? (наст.вр., 3 л., ед.ч.)

-Найдите лишнее. (дрожит)

-Запишите это предложение, расставьте знаки препинания.

-Каким членом предложения являются глаголы-синонимы в предложении?

-Какие орфограммы пропущены?

Проверка. (Слайд 14).

III. Практическая работа на комьютерах. (1 и 2 группы работают на компьютерах, а 3 и 4 группы заполняют тест. Затем меняются) (Слайд 15).

 Тестирование.

1. Что обозначает глагол?

а) Предмет.

б) Признак предмета.

в) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

а) Кто? что?

б) Какой? какая? какое? какие?

в) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

а) Главным членом.

б) Второстепенным членом.

4. Какое утверждение наиболее полное и верное? «Спряжение– это…»

а) изменение глагола по лицам

б) изменение глагола по числам

в) изменение глагола по временам

г) изменение глагола по лицам и числам

5. Сколько спряжений у глагола?

а) одно

б) два

в) три

6. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

а) к I спряжению;

б) ко II спряжению.

7. Запиши ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?

Чтобы____________________________________________________________________________

Проверка. (Слайд 16).

IV. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 17).

-Мы рассмотрели все запланированные вопросы семинара.

-Какое задание вызвало у вас интерес?

- Затруднение?

- Что нового узнали?

-Ответьте используя незаконченное предложение.

  • Для меня было важным и интересным…
  • По этому вопросу я получил разъяснение…
  • Мне было трудно ( почему)…
  • Моя оценка атмосферы на уроке…
  • Для меня было недостаточно…

Спасибо за урок! (Слайд 18).

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение о глаголе" »

Школа-лицей ИМ. Ю.А.Г агарина №16 УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 а КЛАССЕ Классный руководитель: Баско.М.А

Школа-лицей ИМ. Ю.А.Г агарина №16

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 4 а КЛАССЕ

Классный руководитель: Баско.М.А

Я рада видеть каждого из вас, И пусть зима прохладой в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. 17 Декабря  Русский язык

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

17

Декабря

Русский

язык

некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед.ч.  ПОБЕДИТЬ УБЕДИТЬ ДЕРЗИТЬ БОРОЗДИТЬ ПЫЛЕСОСИТЬ  ШЕЛЕСТЕТЬ

некоторые глаголы

не употребляются в 1 лице ед.ч.

ПОБЕДИТЬ

УБЕДИТЬ

ДЕРЗИТЬ

БОРОЗДИТЬ

ПЫЛЕСОСИТЬ ШЕЛЕСТЕТЬ

Составить предложение,   раскрывая скобки. Я (дерзить) учителю .

Составить предложение,

раскрывая скобки.

Я (дерзить) учителю .

Глагол – самая огнепышущая,  самая живая часть речи.

Глагол самая огнепышущая,

самая живая часть речи.

Обобщение о глаголе. Урок – семинар.

Обобщение о глаголе.

Урок семинар.

С.И. Ожегов  групповые практические занятия под руководством преподавателя. Семинар  –

С.И. Ожегов

групповые практические занятия под руководством преподавателя.

Семинар

ПЛАН СЕМИНАРА 1 Происхождение слова « глагол » . 2 Роль глагола в речи:  а) глагол – необыкновенная часть речи;  б) самые употребляемые глаголы;  в) образование глаголов;  г) многозначность глаголов;  д) глаголы – синонимы. 3 Практическая работа.  Тестирование. 4 Итоги семинара.

ПЛАН СЕМИНАРА

1 Происхождение слова « глагол » .

2 Роль глагола в речи:

а) глагол необыкновенная часть речи;

б) самые употребляемые глаголы;

в) образование глаголов;

г) многозначность глаголов;

д) глаголы синонимы.

3 Практическая работа.

Тестирование.

4 Итоги семинара.

1 Значение и происхождение слова « глагол » . В.И. Даль «ГЛАГОЛ» - слово, речь, мысль…  Глаголъ - название буквы Г в славянской и русской азбуке.

1 Значение и происхождение

слова « глагол » .

В.И. Даль

«ГЛАГОЛ» - слово, речь, мысль…

Глаголъ - название буквы Г в славянской и русской азбуке."

Толковый словарь живого великорусского языка.

2 Роль глагола в речи. МОЧЬ СКАЗАТЬ ГОВОРИТЬ  ЗНАТЬ  СТАТЬ  ВИДЕТЬ

2 Роль глагола в речи.

МОЧЬ

СКАЗАТЬ

ГОВОРИТЬ ЗНАТЬ СТАТЬ ВИДЕТЬ

3 Образование глаголов. ГОВОРИТЬ  Самостоятельная работа  Как лук без земли вырастить.  Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

3 Образование глаголов.

ГОВОРИТЬ

Самостоятельная работа

Как лук без земли вырастить.

Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

4 Многозначность глаголов. 1) Вставлять палки в колёса. 2) Обвести вокруг пальца. 3) Ловить ворон. 4) Зарубить на носу.

4 Многозначность глаголов.

1) Вставлять палки в колёса.

2) Обвести вокруг пальца.

3) Ловить ворон.

4) Зарубить на носу.

5 Глаголы-синонимы. Зябн … т осинка Дрож … т на ветру Стын … т на солнышке Мёрзн … т в жару.

5 Глаголы-синонимы.

Зябн т осинка

Дрож т на ветру

Стын т на солнышке

Мёрзн т в жару.

Зябн Е т осинка , Дрож И т на ветру , Стын Е т на солнышке , Мёрзн Е т в жару.

Зябн Е т осинка ,

Дрож И т на ветру ,

Стын Е т на солнышке ,

Мёрзн Е т в жару.

Тестирование. 1. Что обозначает глагол? а) Предмет. б) Признак предмета. в) Действие предмета. 2 . На какие вопросы отвечает глагол? а) Кто? что? б) Какой? какая? какое? какие? в) Что делает? что сделал? что будет делать? 3. Каким членом предложения выступает глагол? а) Главным членом. б) Второстепенным членом. 4. Какое утверждение наиболее полное и верное? « Спряжение – это …» а) изменение глагола по лицам б) изменение глагола по числам в) изменение глагола по временам г) изменение глагола по лицам и числам 5 Сколько спряжений у глагола? а) одно б) два в) три 6 Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся: а) к I спряжению; б) ко II спряжению. 7 Запиши ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола? Чтобы____________________________________________________

Тестирование.

1. Что обозначает глагол?

а) Предмет.

б) Признак предмета.

в) Действие предмета.

2 . На какие вопросы отвечает глагол?

а) Кто? что?

б) Какой? какая? какое? какие?

в) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

а) Главным членом.

б) Второстепенным членом.

4. Какое утверждение наиболее полное и верное? « Спряжение это …»

а) изменение глагола по лицам

б) изменение глагола по числам

в) изменение глагола по временам

г) изменение глагола по лицам и числам

5 Сколько спряжений у глагола?

а) одно

б) два

в) три

6 Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

а) к I спряжению;

б) ко II спряжению.

7 Запиши ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?

Чтобы____________________________________________________

1 в 2 в 3 а 4 а 5 б 6 а 7 Чтобы правильно писать б/гласную в окончаниях глаголов

1 в

2 в

3 а

4 а

5 б

6 а

7

Чтобы правильно писать

б/гласную в окончаниях глаголов

Рефлексия  Для меня было важным и  интересным…  По этому вопросу я   получил разъяснение…  Мне было трудно ( почему)…  Моя оценка атмосферы на  уроке…  Для меня было  недостаточно…

Рефлексия

Для меня было важным и

интересным…

По этому вопросу я

получил разъяснение…

Мне было трудно ( почему)…

Моя оценка атмосферы на

уроке…

Для меня было

недостаточно…

Спасибо за урок!

Спасибо

за

урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение о глаголе"

Автор: Баско Марина Афанасьевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170632

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов на -тся, -ться""
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-ghlagholov-na-tsia-t-sia"
    ["file_id"] => string(6) "310081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458921422"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка по теме:"Обобщение знаний о глаголе""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_obobshchieniie_znanii_o_ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "371038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482088349"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Презентация для урока русского языка по теме: "Сослагательное (условное) наклонение глагола". "
    ["seo_title"] => string(104) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-soslaghatiel-noie-uslovnoie-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "190227"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427123482"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок русского языка в 5 классе "Глагол. Повторение и систематизация изученного""
    ["seo_title"] => string(88) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-povtorieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "250048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447006313"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка по теме "1 и 2 српяжение глагола" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-1-i-2-srpiazhieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "106466"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403017685"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства