Урок русского языка в 5 классе по теме "Тип речи- повествование"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Тип речи- повествование"
данная разработка предназначена для использования на уроке в пятом классе с целью закрепления знаний по построению текста типа повествование. здесь же развиваются навыки учащихся определять тему текста, выделять основную мысль, пропущенные буквы и знаки препинания позволяют по ходу урока повторить темы по орфографии и пунктуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Тип речи- повествование" »
Построение текста типа повествования.
Цель: закрепить особенности строения текста типа повествования, умение его опознавать, структурировать, распознавать средства, определяющие данный тип речи.
О чем мы с вами говорили на предыдущем уроке? ( о тексте типа повествования)
Напомните особенности текста-повествования. (говорится о последовательных действиях, следующих друг за другом, если фото-много).
Сегодня на уроке мы закрепим изученный материал. Обратимся к новому и поработаем с текстом
У каждого из вас на столе текст. Самост. Ознакомьтесь с ним, чтобы выразительно прочитать вслух.
(слайд1) «Орёл и кошка»
За деревней весело играла кошка со своими к_отятами. (2) Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счас_лива.
(3)Вдруг откуда ни возьмись – огромный ст_пной орёл. (4) Как молния, спустился он с вершины и схватил одного к_тёнка. (5) Но (не) успел ещё поднят_ся, как мать вцепилась уже в него. (6) Хищник бросил к_тёнка и схватился со старой кошкой. (7) Закипела битва насмерть.
(8) Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми к_гтями давали орлу б_льшое преимущество: он рвал кожу кошк_ и повредил ей один глаз. (9) Но кошка (не) потеряла мужества, крепко вцепилась в орла к_гтями и перекусила ему правое крыло.
(10) Теперь уже победа стала клонит_ся на сторону кошк_; но орёл всё ещё был силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала последний прыжок и повалили орла на землю. (11) В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного к_тёнка. (12) Молодец, кошка!
Работа по заданию.
Вставим в текст пропущенные буквы, раскроем скобки, объясним написание.
1 давайте подумаем(слайд 2): С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?
1) чтобы показать силу кошки,
2) чтобы предупредить о неожиданности атак орла- хищника,
3) чтобы показать силу материнской любви,
4) чтобы рассказать о жизни животных и птиц.
2. посмотрим, какой тип речи использовал автор? ( повествование). Докажите (автор рассказывает о последовательных событиях, можно сделать много фотографий)
Сегодня мы узнаем ещё об одной особенности повествования.
Работа с учебником. Стр.224. читаем, комментируем, записываем и находим слова в представленном тексте. запишем д\з упр.667. комментарии.
3. давайте в 3-м абзаце текста найдём глаголы совершенного вида, запишем и назовём их ( повредил, не потеряла, вцепилась, перекусила). Почему они сов.вида?(по вопросу)
4. найдем во 2-м абзаце глаголы прошедшего времени, запишем и назовём их (спустился, схватил, не успел (подняться), вцепилась, бросил, схватился, закипела). Каким образом вы определили, что это глаголы прош.времени? только ли по вопросу?
Физминутка.
Я называю действие, которое вы должны выполнить, вы преобразуете его в глагол неопределенной формы и указываете: возвратный он или нет.(пример: издать смех-засмеяться-возвр.)
Сделать прыжки- попрыгать-невозв.
Сделать потягивания – потянуться – возвр.
Сделать присединие- приседать –невозв.
Сделать наклоны – наклоняться –возвр.
5. поработаем в группах.
1гр. Во 2-м абзаце найти предложение с однородными членами, подчеркнуть их как члены предложения.
2гр. В 1-м абзаце найти сложное предложение, подчеркнуть грамматическую основу.
3гр. В тексте найти предложение с обращением, объяснить постановку знаков препинания.
Проверка у доски.
6. в нашем тексте есть кусочек другого типа речи, найдите его. Как называется .Вставьте (записано на доске мелом с пропусками) определения из текста в следующее описание.
Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился____________орёл. У хищника были _____крылья, ___________клюв, ______лапы с _____________когтями.
7. выводы. О чем говорили? (о тексте типа повествование)
Что нового узнали ? ( есть слова, подчеркивающие послед.действий, использ глаг. Сов.вида)
Что делаем дома? Вставл.временные слова.
Если осталось время, если нет- на следующий урок.
8. какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла?
(откуда ни возьмись, вдруг, как молния)
9.как автор описывает напряженность битвы кошки с орлом, найдём слова, фразы в тексте.(мать вцепилась уже в него, закипела битва насмерть, он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз, кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло, она собрала последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю).