конспект урока.
Организационная информация
Тема урока «Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного»
Предмет Русский язык
Класс 5
Методическая информация
Тип урока Урок развития речи
Цели урока
-
Прививать умение описывать животное;
-
Развивать речь, память, воображение;
-
Воспитывать любовь к животным.
Задачи урока
-
Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
-
Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
-
Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
-
Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут / закрепят / др. ученики в ходе урока
-
Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
-
Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное.
-
Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.
-
Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.
-
Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.
Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее.
Необходимое оборудование и материалы
Мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска, презентация
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
Для мотивации учащихся используются слайды презентации, через которые в игровой форме подаются загадки о животных.
Ход и содержание урока
1.Организационный момент. Добрый день, ребята! Рада видеть вас на моем уроке. Откройте рабочие тетради, запишите дату. (слайд)
2.Цели и задачи урока. Тема нашего урока – подготовка к сочинению-описанию животного.
3.АОЗ. Загадки о животных. (слайды) (показать повадки, изобразить). В какой сказке действуют все эти животные? («Теремок», слайд)
А о каком именно животном пойдёт речь, вы узнаете из стихотворения. (импровизированная сценка с игрушкой-кошкой)
Загрустил котёнок мой.
Я спросил: «Ну что с тобой?»
Он молчит, сидя в коробке.
Я сказал: «Какой ты робкий!
Ты, наверное, не спал?»
А котёнок вдруг ответил:
«Ты б не лез ко мне, Петрушка,
Я тебе ведь не игрушка!»
По этим строкам вы, конечно же, догадались, о каком животном пойдет речь. (О кошке) (слайд)
Перед вами, ребята, два текста. Определите стилевую принадлежность каждого текста и докажите, почему вы так считаете. А в этом вам поможет таблица. (Таблица «Стили речи») (слайд)
Текст № 1.
КОШКИ ДОМАШНИЕ (Felis catus), животные рода кошек. Принято отделять беспородную домашнюю кошку от породистых домашних кошек. Всего выделяют около двухсот пород, большинство из которых выведено в конце 19 – начале 20 веков. Изучением кошек занимается наука фелинология. Кошки разных пород различаются размерами и массой тела, формой туловища, цветом глаз, длиной и окрасом шерсти.
Текст № 2.
Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…
Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение).
Определите тип речи текста № 2. Аргументируйте свой ответ.
(А давайте посмотрим, ребята, что делает этот пушистый комок?)
Обратимся к учебнику.
Упражнение 587, текст № 2.
Определите тип речи текста, аргументируйте свой ответ.
Слова какой части речи помогли нам сделать описание кошки ярким и живым? (прилагательные)
Вывод: В тексте-описании преобладают имена прилагательные.
4.Весёлая физкультминутка.
Не отступая от темы, немного расслабимся.
Сегодня мы с вами – кошки, коты и котята.
1 упр.: Кошка заглядывается на какой-нибудь предмет, наклоняя голову то вправо, то влево. (Наклоны головы вправо и влево.)
2 упр.: Кошка ловит лапами мух. (Повороты туловища с хлопками).
3 упр.: Кошка прыгает. (Приседания и прыжки).
(слайд)
5.Продолжение работы по теме урока.
Чтобы сочинение получилось живым, давайте, ребята, заполним таблицу, которая лежит у вас на столе. (Что именно мы можем описать у кошки?)
Заполнение опорной таблицы
Лапы
Хвост
Шерсть
Характер
Окрас (цвет)
Глаза
Усы
Мордочка
Ушки
(слайд)
Ребята, давайте вместе опишем кошку и проведем заодно орфографическую минутку.
Ч…рный (цвет)
Б…льшие (глаза)
Дли…ые (усы)
Барх…тные (лапки)
Вн…мательный (взгляд)
Мя…кий (характер)
Пуш…стая (шерсть)
В ходе урока мы собрали много информации, необходимой для написания сочинения. А как же строится сочинение-описание?
(слайд)
План:
1.О каком животном я буду писать? (название)
2.Как животное появилось у нас в доме?
3.Описание животного (какое оно?)
4.Моё отношение к питомцу.
6.Итоги урока. Оценка работы учащихся.
Внимание на экран! (видеоролик «Такие разные кошки»)
7.Домашнее задание. По плану можно работать над описанием любого домашнего животного, домашней птицы.
Проверка и оценивание ЗУН
В течение всего хода урока
Рефлексия деятельности на уроке
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель - не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
-
рефлексия настроения и эмоционального состояния
-
рефлексия деятельности
-
рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Домашнее задание
Создать по плану сочинение-описание любого животного или птицы
Дополнительная необходимая информация
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются)
Т.А. Ладыженская. Учебник «Русский язык. 5 класс»
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Сам факт проведения урока в кабинете информатики либо с применением отдельного компьютера интригует детей, создаёт стихию заинтересованности, появляется неосознанная формальная мотивация. Ученикам интересно с помощью компьютера усваивать новый материал, проверять свои знания. Ребёнок чувствует потребность в знаниях, появляется интерес к предмету. В этом проекте используются звуковые возможности компьютера – мультимедиа технологии, которые способствуют созданию на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
Учитель вместе с детьми может использовать проект на последующих уроках, на этапе актуализации знаний.
Другое