kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Типы речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    На уроке русского языка по теме "Типы речи" ребята знакомятся  с  понятием «типы речи» (повествование, описание, рассуждение),  у них формируется умение составлять композиционную схему этих типов речи, определяя роль и значение каждой части. Работа с текстами разных типов формирует умение определять принадлежность текста к одному из трёх типов речи,а также редактировать и создавать тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения.  Вся работа на уроке, различные виды заданий способствуют развитию памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся; воспитывают интерес к языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5-м классе по теме "Типы речи"»

Урок русского языка в 5-м классе

Тема урока: Типы речи

Цели урока:

  1. Ознакомление с понятием «типы речи» (повествование, описание, рассуждение), формирование умения составлять композиционную схему этих типов речи, определяя роль и значение каждой части.

  2. Формирование умения определять принадлежность текста к одному из трёх типов речи, редактировать и создавать тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения.

3. Развитие памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся; воспитание интереса к языку.


Ход урока.

  1. Мотивация. Постановка целей и задач урока.

- Ребята, посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока.

Как вы думаете, что мы должны узнать? Чему научиться?

2. Актуализация изученного материала.

- Посмотрите, что у меня в руках? (Ткань и текст)

- Что общего между этими предметами?

- Как по-другому называют ткань? (Текстиль) Корни этих слов созвучны, значит, между ними есть что-то общее. Как выдумаете, в чём их сходство? Маленькая подсказка: ткань состоит из нитей, которые связаны между собой. Так и текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу и грамматически. Но в этом слове зашифровано ещё одно понятие, связанное с текстом, с которым мы уже с вами знакомы.

Вы правильно догадались, это стили речи. Сегодня я пригласила их на урок, чтобы они помогли нам вспомнить эту тему.

- Стили речи, я попрошу вас выйти к доске. Каждый из вас расскажет о себе, а мы попробуем угадать ваши имена.

Выступления учащихся

Художественный стиль:

- Богат я словом, красотой!

Я выразительный, живой!

Живу в стихах и прозе я.

Поэты и писатели – моя семья!

Научный стиль:

- Я объективен, точен и логичен,

А термины – мои друзья,

Там, где учебник, там и я.

Мои товарищи– профессора, доценты

И их научные эксперименты.

Публицистический стиль:

- С экранов телевизора я каждый день вещаю

И в Интернет заглядывать не забываю.

Я главный в мире новостей,

Газет, журналов и других вестей.

Я в мире информации помощник ваш.

Такой вот у меня специальный репортаж.


Разговорный стиль:

- Привет, ребята! Что у вас?

Да это снова пятый класс!

Вы что, пришли все на урок?

А скоро прозвенит звонок?

Уж очень хочется гулять

И просто с кем-то поболтать.

Официально-деловой стиль

- Позвольте сделать небольшое объявление!

Я, принимая во внимание все ваши заявления,

Готов любому выдать справку и составить резюме.

Поэтому в конце урока – все ко мне!

Пятерки ваши занесу я в протокол

И положу сей документ учителю на стол.


- Ребята, вы хорошо справились с заданием, сумели вспомнить стили речи. Но тема нашего урока звучит по-другому: типы речи. В чём же здесь разница? А помочь нам разобраться в этом пришёл учёный-языковед.

История учёного-языковеда

Здравствуйте, ребята, я очень рад, что вы интересуетесь тайнами русского языка. Я тоже очень люблю узнавать что-то новое и интересное в стране Языкознании, где живут звуки и буквы, слова и словосочетания, предложения и тексты. Но однажды, изучая различные тексты, я вдруг обнаружил, что они хоть и расставлены у меня по разным стилям, но всё равно в каком- то странном беспорядке. И тогда я решил все тексты разделить ещё и на типы: повествование, описание, рассуждение. ( ученик прикрепляет на доске эти слова).

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.


Но теперь я хочу спросить у вас, ребята, по каким признакам я разделил все тексты на три типа?

  1. Составление схемы ( на доске и в тетрадях)

Типы речи

повествование описание рассуждение

  1. начало 1. впечатление 1. тезис

  2. развитие события 2. признаки 2. доказательства

  3. конец 3. оценка 3. вывод

  1. Чтение теоретических сведений по учебнику.

- Итак, что мы ответим учёному-языковеду? (дополнение схемы на доске).


5. Игра «да-нет»

- Правда ли, что в текстах-описаниях рассказывается о событиях в определённой последовательности?

- Правда ли, что в текстах-повествованиях происходят какие-то события?

- Правда ли, что текстах-повествованиях что-либо доказывается, раскрывается причина события или явления?

- Правда ли, что главное в текстах-описаниях – это признаки предметов или явлений?

- Правда ли, что в текстах-рассуждениях приводятся доказательства какой либо мысли?



  1. А теперь попробуем помочь учёному-языковеду: будем определять, к какому типу нам отнести тексты, при нужно доказать своё мнение.

-Чтение стихотворений подготовленными учениками наизусть:

а) Чародейкою зимою И стоит он околдован, –

Околдован, лес стоит – Не мертвец и не живой –

И под снежной бахромою, Сном волшебным очарован,

Неподвижною, немою, Весь опутан, весь окован

Чудной жизнью он блестит. Лёгкой цепью пуховой. ( Ф. И. Тютчев)

( Выписать сложное предложение, подчеркнуть грамматическую основу, составить схему)

б) Однажды в студёную зимнюю пору…( Н. А. Некрасов)

( Выписать последнее предложение с прямой речью, расставить знаки препинания)

« Ну, мёртвая!» – крикнул малюточка басом, рванул под уздцы и быстрей зашагал.

в) чтение подготовленными учениками текстов.

- Почему ни одна снежинка не похожа на другую?

( Записать вывод в виде сложного предложении. Учёные выяснили, что ни одна снежинка не повторяет другую.- подчеркнуть грамматические основы, составить схему.)

  1. Редактирование текста-описания.

- А сейчас, ребята, я предложу вам стать учителями и прочитать сочинение, которое сдал на проверку один не очень прилежный ученик. Как вы его оцените? Чего в нём не хватает? Теперь ваша задача исправить текст, чтобы за него можно было поставить хорошую оценку.

Зимний лес

Зимой в лесу красиво. Деревья одеты в шубы. Их ветки разукрашены инеем. На земле лежит ковёр из снега. Шапками накрыты ветви елей.

8. Физкультминутка.

А теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь в зимнем лесу. Тихо, не колышутся деревья, всё спит. Но что это? Вдруг налетел ветер, покажите, как он колышет ветки деревьев, поднимает снежный вихрь. Оказывается, не все спят: вот прискакал на полянку зайчик, покажите, какой он маленький, вот тяжело ступает по сугробам лось, а вот прилетели на ветку дерева снегири. Авы в это время садитесь за парты.

Отдохнули, а теперь снова за работу.

9. Чтение текста ( определить тип текста, выписать предложения с прямой речью, составить схемы):

Запасливая белка

Однажды я гулял на опушке зимнего леса. Вдруг на стволе одного из деревьев я заметил рыжий огонёк. «Да это же белка!» – догадался я и стал наблюдать.

Белка вела себя странно: она спускалась к земле, ныряла в сугроб, потом снова ловко поднималась на ствол дерева. «Что же ты делаешь, лесная проказница?» – спросил я вслух. Белка, конечно же, мне ничего не ответила, но продолжила свою странную работу.

Я присмотрелся внимательнее и увидел в лапках у зверька то гриб, то орешек, то жёлудь. Я удивился: «Неужели грибы под снегом растут?». И тут я понял, что белка сделала свои запасы ещё осенью. А сейчас она решила перенести свои сокровища в дупло на дереве, чтобы сохранить их на зиму.

10. Рефлексия.

- Используя разные типы речи, опишем наш сегодняшний урок, а помогут нам в этом такие слова:

Урок сегодня (какой? познавательный, интересный…)

Атмосфера на уроке ( какая? благоприятная, доброжелательная, рабочая, творческая…) ,

Настроение ( какое? радостное, спокойное….)

Мы все работали ( как? хорошо, творчески, с увлечением, напряжённо, плохо, вяло…) Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (описание)

Теперь вспомним, что мы делали на уроке?

Узнали…..

Учились…..

Стремились….

В конце урока мы пришли к заключению, что… (Мы все работали хорошо!)

Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (повествование)

Теперь докажем, что мы все работали хорошо. Это будет наш тезис.

Во-первых, мы узнали….( какие бывают типы речи и чем они отличаются )

Во-вторых, учились…..( определять типы речи на примерах разных текстов)

В-третьих, настроение на уроке….

Вывод: урок сегодня… ( познавательный, интересный, запоминающийся, необычный).


11. Подведение итогов урока.

- Действительно, все вы сегодня молодцы, урок прошёл хорошо, многие хорошо усвоили новую тему. А теперь запишите домашнее задание: написать текст на одну из тем «Зимняя сказка», «Почему я люблю зиму?», Однажды в зимнем лесу». Ну и как вы догадались, у вас будут тексты разных типов речи.














































Художественный стиль:

- Богат я словом, красотой!

Я выразительный, живой!

Живу в стихах и прозе я.

Поэты и писатели – моя семья!


Научный стиль:

- Я объективен, точен и логичен,

А термины – мои друзья,

Там, где учебник, там и я.

Мои товарищи– профессора, доценты

И их научные эксперименты.


Публицистический стиль:

- С экранов телевизора я каждый день вещаю

И в Интернет заглядывать не забываю.

Я главный в мире новостей,

Газет, журналов и других вестей.

Я в мире информации помощник ваш.

Такой вот у меня специальный репортаж.


Разговорный стиль:

- Привет, ребята! Что у вас?

Да это снова пятый класс!

Вы что, пришли все на урок?

А скоро прозвенит звонок?

Уж очень хочется гулять

И просто с кем-то поболтать.

Официально-деловой стиль

- Позвольте сделать небольшое объявление!

Я, принимая во внимание все ваши заявления,

Готов любому выдать справку и составить резюме.

Поэтому в конце урока – все ко мне!

Пятерки ваши занесу я в протокол

И положу сей документ учителю на стол.











История учёного-языковеда

Здравствуйте, ребята, я рад, что вы интересуетесь тайнами русского языка. Я тоже очень люблю узнавать что-то новое и интересное в стране Языкознании, где живут звуки и буквы, слова и словосочетания, предложения и тексты. Но однажды, изучая различные тексты, я вдруг обнаружил, что они хоть и расставлены у меня по разным стилям, но всё равно в каком- то странном беспорядке. И тогда я решил все тексты разделить ещё и на 3 типа: повествование, описание, рассуждение. ( ученик прикрепляет на доске эти слова).

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Но теперь я хочу спросить у вас, ребята, по каким признакам я разделил все тексты на три типа?





























ТЕКСТ № 1

Зимний лес

Зимой в лесу красиво. Деревья одеты в шубы. Их ветки разукрашены инеем. На земле лежит ковёр из снега. Шапками накрыты ветви елей.








ТЕКСТ № 2

Запасливая белка

Однажды я гулял на опушке зимнего леса. Вдруг на стволе одного из деревьев я заметил рыжий огонёк. «Да это же белка!» – догадался я и стал наблюдать.

Белка вела себя странно: она спускалась к земле, ныряла в сугроб, потом снова ловко поднималась на ствол дерева. «Что же ты делаешь, лесная проказница?» – спросил я вслух. Белка, конечно же, мне ничего не ответила, но продолжила свою странную работу.

Я присмотрелся внимательнее и увидел в лапках у зверька то гриб, то орешек, то жёлудь. Я удивился: «Неужели грибы под снегом растут?». И тут я понял, что белка сделала свои запасы ещё осенью. А сейчас она решила перенести свои сокровища в дупло на дереве, чтобы сохранить их на зиму.













Урок сегодня (какой? познавательный, интересный, запоминающийся, необычный).


Атмосфера на уроке ( какая? благоприятная, доброжелательная, рабочая, творческая) .

Настроение ( какое? радостное, спокойное, увлечённое)

Мы все работали ( как? хорошо, творчески, с увлечением, напряжённо)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Типы речи"

Автор: Новославская Нина Иосифовна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 251077

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Урок русского языка по теме   «Закрепление изученного о видах предложений», 2 класс (УМК "Гармония") "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-zakrieplieniie-izuchiennogho-o-vidakh-priedlozhienii-2-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "145059"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418835176"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка по теме  «Пунктуация в простом предложении, осложнённом  однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»."
    ["seo_title"] => string(140) "urokrusskoghoiazykapotiemiepunktuatsiiavprostompriedlozhieniioslozhnionnomodnorodnymichlienamipriedlozhieniiavvodnymislovamiobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "323240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461781873"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Мастер-класс по русскому языку по теме"Части речи (общее понятие)" "
    ["seo_title"] => string(77) "mastier-klass-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-chasti-riechi-obshchieie-poniatiie"
    ["file_id"] => string(6) "138217"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417515395"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока русского языка по теме "Части речи""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_chasti_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "381335"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484837497"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства