Урок русского языка в 5-м классе по теме "Типы речи"
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Типы речи"
На уроке русского языка по теме "Типы речи" ребята знакомятся с понятием «типы речи» (повествование, описание, рассуждение), у них формируется умение составлять композиционную схему этих типов речи, определяя роль и значение каждой части. Работа с текстами разных типов формирует умение определять принадлежность текста к одному из трёх типов речи,а также редактировать и создавать тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. Вся работа на уроке, различные виды заданий способствуют развитию памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся; воспитывают интерес к языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5-м классе по теме "Типы речи"»
Урок русского языка в 5-м классе
Тема урока: Типы речи
Цели урока:
Ознакомление с понятием «типы речи» (повествование, описание, рассуждение), формирование умения составлять композиционную схему этих типов речи, определяя роль и значение каждой части.
Формирование умения определять принадлежность текста к одному из трёх типов речи, редактировать и создавать тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения.
3. Развитие памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся; воспитание интереса к языку.
Ход урока.
Мотивация. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока.
Как вы думаете, что мы должны узнать? Чему научиться?
2. Актуализация изученного материала.
- Посмотрите, что у меня в руках? (Ткань и текст)
- Что общего между этими предметами?
- Как по-другому называют ткань? (Текстиль) Корни этих слов созвучны, значит, между ними есть что-то общее. Как выдумаете, в чём их сходство? Маленькая подсказка: ткань состоит из нитей, которые связаны между собой. Так и текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу и грамматически. Но в этом слове зашифровано ещё одно понятие, связанное с текстом, с которым мы уже с вами знакомы.
Вы правильно догадались, это стили речи. Сегодня я пригласила их на урок, чтобы они помогли нам вспомнить эту тему.
- Стили речи, я попрошу вас выйти к доске. Каждый из вас расскажет о себе, а мы попробуем угадать ваши имена.
Выступления учащихся
Художественный стиль:
- Богат я словом, красотой!
Я выразительный, живой!
Живу в стихах и прозе я.
Поэты и писатели – моя семья!
Научный стиль:
- Я объективен, точен и логичен,
А термины – мои друзья,
Там, где учебник, там и я.
Мои товарищи– профессора, доценты
И их научные эксперименты.
Публицистический стиль:
- С экранов телевизора я каждый день вещаю
И в Интернет заглядывать не забываю.
Я главный в мире новостей,
Газет, журналов и других вестей.
Я в мире информации помощник ваш.
Такой вот у меня специальный репортаж.
Разговорный стиль:
- Привет, ребята! Что у вас?
Да это снова пятый класс!
Вы что, пришли все на урок?
А скоро прозвенит звонок?
Уж очень хочется гулять
И просто с кем-то поболтать.
Официально-деловой стиль
- Позвольте сделать небольшое объявление!
Я, принимая во внимание все ваши заявления,
Готов любому выдать справку и составить резюме.
Поэтому в конце урока – все ко мне!
Пятерки ваши занесу я в протокол
И положу сей документ учителю на стол.
- Ребята, вы хорошо справились с заданием, сумели вспомнить стили речи. Но тема нашего урока звучит по-другому: типы речи. В чём же здесь разница? А помочь нам разобраться в этом пришёл учёный-языковед.
История учёного-языковеда
Здравствуйте, ребята, я очень рад, что вы интересуетесь тайнами русского языка. Я тоже очень люблю узнавать что-то новое и интересное в стране Языкознании, где живут звуки и буквы, слова и словосочетания, предложения и тексты. Но однажды, изучая различные тексты, я вдруг обнаружил, что они хоть и расставлены у меня по разным стилям, но всё равно в каком- то странном беспорядке. И тогда я решил все тексты разделить ещё и на типы: повествование, описание, рассуждение. ( ученик прикрепляет на доске эти слова).
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Но теперь я хочу спросить у вас, ребята, по каким признакам я разделил все тексты на три типа?
Составление схемы ( на доске и в тетрадях)
Типы речи
повествование описание рассуждение
начало 1. впечатление 1. тезис
развитие события 2. признаки 2. доказательства
конец 3. оценка 3. вывод
Чтение теоретических сведений по учебнику.
- Итак, что мы ответим учёному-языковеду? (дополнение схемы на доске).
5. Игра «да-нет»
- Правда ли, что в текстах-описаниях рассказывается о событиях в определённой последовательности?
- Правда ли, что в текстах-повествованиях происходят какие-то события?
- Правда ли, что текстах-повествованиях что-либо доказывается, раскрывается причина события или явления?
- Правда ли, что главное в текстах-описаниях – это признаки предметов или явлений?
- Правда ли, что в текстах-рассуждениях приводятся доказательства какой либо мысли?
А теперь попробуем помочь учёному-языковеду: будем определять, к какому типу нам отнести тексты, при нужно доказать своё мнение.
б) Однажды в студёную зимнюю пору…( Н. А. Некрасов)
( Выписать последнее предложение с прямой речью, расставить знаки препинания)
« Ну, мёртвая!» – крикнул малюточка басом, рванул под уздцы и быстрей зашагал.
в) чтение подготовленными учениками текстов.
- Почему ни одна снежинка не похожа на другую?
( Записать вывод в виде сложного предложении. Учёные выяснили, что ни одна снежинка не повторяет другую.- подчеркнуть грамматические основы, составить схему.)
Редактирование текста-описания.
- А сейчас, ребята, я предложу вам стать учителями и прочитать сочинение, которое сдал на проверку один не очень прилежный ученик. Как вы его оцените? Чего в нём не хватает? Теперь ваша задача исправить текст, чтобы за него можно было поставить хорошую оценку.
Зимний лес
Зимой в лесу красиво. Деревья одеты в шубы. Их ветки разукрашены инеем. На земле лежит ковёр из снега. Шапками накрыты ветви елей.
8. Физкультминутка.
А теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь в зимнем лесу. Тихо, не колышутся деревья, всё спит. Но что это? Вдруг налетел ветер, покажите, как он колышет ветки деревьев, поднимает снежный вихрь. Оказывается, не все спят: вот прискакал на полянку зайчик, покажите, какой он маленький, вот тяжело ступает по сугробам лось, а вот прилетели на ветку дерева снегири. Авы в это время садитесь за парты.
Отдохнули, а теперь снова за работу.
9. Чтение текста( определить тип текста, выписать предложения с прямой речью, составить схемы):
Запасливая белка
Однажды я гулял на опушке зимнего леса. Вдруг на стволе одного из деревьев я заметил рыжий огонёк. «Да это же белка!» – догадался я и стал наблюдать.
Белка вела себя странно: она спускалась к земле, ныряла в сугроб, потом снова ловко поднималась на ствол дерева. «Что же ты делаешь, лесная проказница?» – спросил я вслух. Белка, конечно же, мне ничего не ответила, но продолжила свою странную работу.
Я присмотрелся внимательнее и увидел в лапках у зверька то гриб, то орешек, то жёлудь. Я удивился: «Неужели грибы под снегом растут?». И тут я понял, что белка сделала свои запасы ещё осенью. А сейчас она решила перенести свои сокровища в дупло на дереве, чтобы сохранить их на зиму.
10. Рефлексия.
- Используя разные типы речи, опишем наш сегодняшний урок, а помогут нам в этом такие слова:
Урок сегодня (какой? познавательный, интересный…)
Атмосфера на уроке ( какая? благоприятная, доброжелательная, рабочая, творческая…) ,
Настроение ( какое? радостное, спокойное….)
Мы все работали ( как? хорошо, творчески, с увлечением, напряжённо, плохо, вяло…) Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (описание)
Теперь вспомним, что мы делали на уроке?
Узнали…..
Учились…..
Стремились….
В конце урока мы пришли к заключению, что… (Мы все работали хорошо!)
Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (повествование)
Теперь докажем, что мы все работали хорошо. Это будет наш тезис.
Во-первых, мы узнали….( какие бывают типы речи и чем они отличаются )
Во-вторых, учились…..( определять типы речи на примерах разных текстов)
- Действительно, все вы сегодня молодцы, урок прошёл хорошо, многие хорошо усвоили новую тему. А теперь запишите домашнее задание: написать текст на одну из тем «Зимняя сказка», «Почему я люблю зиму?», Однажды в зимнем лесу». Ну и как вы догадались, у вас будут тексты разных типов речи.
Художественный стиль:
- Богат я словом, красотой!
Я выразительный, живой!
Живу в стихах и прозе я.
Поэты и писатели – моя семья!
Научный стиль:
- Я объективен, точен и логичен,
А термины – мои друзья,
Там, где учебник, там и я.
Мои товарищи– профессора, доценты
И их научные эксперименты.
Публицистический стиль:
- С экранов телевизора я каждый день вещаю
И в Интернет заглядывать не забываю.
Я главный в мире новостей,
Газет, журналов и других вестей.
Я в мире информации помощник ваш.
Такой вот у меня специальный репортаж.
Разговорный стиль:
- Привет, ребята! Что у вас?
Да это снова пятый класс!
Вы что, пришли все на урок?
А скоро прозвенит звонок?
Уж очень хочется гулять
И просто с кем-то поболтать.
Официально-деловой стиль
- Позвольте сделать небольшое объявление!
Я, принимая во внимание все ваши заявления,
Готов любому выдать справку и составить резюме.
Поэтому в конце урока – все ко мне!
Пятерки ваши занесу я в протокол
И положу сей документ учителю на стол.
История учёного-языковеда
Здравствуйте, ребята, я рад, что вы интересуетесь тайнами русского языка. Я тоже очень люблю узнавать что-то новое и интересное в стране Языкознании, где живут звуки и буквы, слова и словосочетания, предложения и тексты. Но однажды, изучая различные тексты, я вдруг обнаружил, что они хоть и расставлены у меня по разным стилям, но всё равно в каком- то странном беспорядке. И тогда я решил все тексты разделить ещё и на 3 типа: повествование, описание, рассуждение. ( ученик прикрепляет на доске эти слова).
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Но теперь я хочу спросить у вас, ребята, по каким признакам я разделил все тексты на три типа?
ТЕКСТ № 1
Зимний лес
Зимой в лесу красиво. Деревья одеты в шубы. Их ветки разукрашены инеем. На земле лежит ковёр из снега. Шапками накрыты ветви елей.
ТЕКСТ № 2
Запасливая белка
Однажды я гулял на опушке зимнего леса. Вдруг на стволе одного из деревьев я заметил рыжий огонёк. «Да это же белка!» – догадался я и стал наблюдать.
Белка вела себя странно: она спускалась к земле, ныряла в сугроб, потом снова ловко поднималась на ствол дерева. «Что же ты делаешь, лесная проказница?» – спросил я вслух. Белка, конечно же, мне ничего не ответила, но продолжила свою странную работу.
Я присмотрелся внимательнее и увидел в лапках у зверька то гриб, то орешек, то жёлудь. Я удивился: «Неужели грибы под снегом растут?». И тут я понял, что белка сделала свои запасы ещё осенью. А сейчас она решила перенести свои сокровища в дупло на дереве, чтобы сохранить их на зиму.
Урок сегодня (какой? познавательный, интересный, запоминающийся, необычный).
Атмосфера на уроке ( какая? благоприятная, доброжелательная, рабочая, творческая) .