Представленный на конкурс урок завершает изучение темы «Имя существительное» в 5 классе по программе Т.А. Ладыженской, поэтому является уроком повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков, что определяет его цели и задачи, реализация которых происходит в процессе постоянно сменяющихся учебных ситуаций (это отражено в предложенной структуре урока).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в город Существительное»
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Путешествие в город Существительное (Повторение по теме «Имя существительное»)
Цель: Систематизировать изученное по теме.
Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, внимание, память, навыки работы с тестами.
Воспитывать культуру учебного труда.
Тип урока: систематизация и обобщениематериала.
Форма проведения урока: Практикум.
Оборудование: : 1. Мультимедиа.
2.Учебник русского языка 5кл. под ред. Т.А. Ладыженской
Структура урока:
Вводная часть.
Систематизация материала по блокам. Каждому блоку предшествовала актуализация изученного по разделу на теоретическом уровне, а потом уже выполнялись практические задания.
Практическая работа
Контроль знаний с помощью тестирования
Обобщение по теме
Сообщение домашнего задания.
Ход урока:
1.Слово учителя.
Сегодняшний наш урок – это еще одно путешествие, путешествие в сказочную страну «Морфология». На карте этой большой страны много разных городов: больших и маленьких, с колоколенками, трамвайчиками, с огромными площадями и узенькими улочками и переулками. Всё обойти трудно. Поэтому сегодня мы побываем лишь в одном городе под названием Существительное.
Запись даты, темы урока.
Итак, собираемся в дорогу.
Кого и что мы возьмем в дорогу? (одноклассников и гостей, знания)
Действительно, чтобы не заблудиться в незнакомом городе, нужно о нем побольше разузнать.
2.Актуализация изученного через блиц-опрос.
На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? Что?)
На что указывает вопрос кто? что? (одушевленные - неодушевленные)
На какие группы можно разделить существительные по значению? (живые существа, вещества, предметы и т.п.)
Итак, мы приготовились к путешествию, а теперь возьмем в дорогу необходимые предметы.
3.Тренировочные упражнения.
Распределительное письмо.
1 ряд - предметы
2 ряд – явления природы
3 ряд - настроение
Итак, проверим, что мы собрали с собой в дорогу.
С каким чувством мы будем преодолевать препятствия? Назовите их, используя имена существительные (радость, надежда, удовольствие, бодрость и т.п.)
Какие явления природы нас подстерегают на пути? (снег, вьюга, буран, изморозь, заносы и т.п.)
Ну вот. Теперь мы и морально готовы к трудному путешествию. Итак, отправляемся в путь. У вас на столах есть маршрутные листы – наши правила. Они пригодятся в нашем путешествии.
Музыкальная заставка «Вместе весело шагать по просторам…»
Сл. Станция 1. Лексическая. (Ы – И после Ц)
Рассмотрим карту Ы-И после Ц и выполним задание. По лексическому значению узнать слова и записать их в тетрадь. Сл.
1.Крупномасштабшый атмосферный вихрь с осадками 2.Здание с ареной в центре и амфитеатром для зрителей
3.Знак, обозначающий число 4.Род плодовых деревьев, к которым относятся апельсины 5.Дословная выдержка из какого-нибудь текста 6.Инструмент для вычерчивания окружности 7.Начальные буквы имени, отчества, фамилии 8.Торжественная церемония возложения короны на монарха, вступившего на престол 9.Двух- или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания, может иметь прицепную коляску
Мы хорошо потрудились. Подошло время сделать привал.
Физминутка под музыку (Песня Львенка из м/ф «Я на солнышке лежу»)
Что ж, отдохнули, пора продолжать путь. Вот уже и город виднеется.
Сл. Станция На подступах к городу. (Осложненное списывание – дифференцированная работа)
А теперь пришло время осмотреть окрестности, ведь мы уже на подступах к городу. Разделимся на группы и выполним задания.
Упр.561, с.223 или работа со слайда (вставить вместо картинок существительные в нужной форме)
Самостоятельная работа.
Как вы справились с поставленной задачей, посмотрят жители города.
Но прежде чем нам вынесут ключи от города, нужно решить последнюю задачу.
Сл. Тесты с проверкой по ключу
1.На какие вопросы отвечает существительное?
А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Кто? Что?
2. Что обозначает существительное?
А) Предмет
Б) Признак предмета
В) Действие предмета
3. Каким членом предложения является слово ТАНК в предложении Игрушечный танк подарил мне брат?
А) Подлежащим
Б) Определением
В) Дополнением
4.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается
Б) Склоняется
В) Не изменяется
5.Укажите существительное 3 склонения
А) В степи В) У дерева
Б) На солнце Г) На краю
6.Укажите существительное мужского рода
А) Горечь В) Тюль
Б) Впечатление Г) Сталь
7. Укажите существительное, имеющее только форму единственного числа
А) Темнота В) Стена
Б) Пустыня Г) Мороз
8.Укажите существительное, имеющее только форму множественного числа
А) Прятки В) Солдатики
Б) Игрушки Г) Книжки
9.В каких существительных надо поставить букву И?
А) На станци… В) На перрон…
Б) На вокзал… Г) В отъезд…
10. В каком случае надо поставить букву Ь?
А) Плащ… В) С пастбищ…
Б) Овощ… Г) Брош..
11. В каком случае надо поставить букву Е?
А) С отц..м В) Ключ..ком
Б) Замоч..к Г) Девч..нка
12. В каком случае надо поставить букву И?
А) Ц..ркуль В) Молодц..
Б) Ц..ган Г) Синиц..н
Ответы
1 – В 5 – А 9 - А
2 – А 6 – В 10 - Г
3 – В 7 – А 11 - Б
4 – Б 8 – А 12 - А
4. Итог урока.
Итак, наше путешествие в город Существительное завершилось. Нас встречают представители этого города, важные персоны.
1. Добро пожаловать в сказочный город Существительное. Он откроет вам много тайн. А знаете ли вы, что языковеды древнего мира полагали, что слова, называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело с сущностью мира. Во многих грамматиках имя существительное обозначалось словом, происходящим от латинского СУБСТАНТИВИУМ, которое значило: СУЩНОСТЬ, СУЩЕСТВО.
У русских при переводе этого слова получилось СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, тоже означающее СУЩНОСТЬ, СУЩЕСТВО. Вот откуда берет начало название нашего города.
2.Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, растений, явлений природы, города, реки, озера, горы, государства, события, качества, действия – всё названо, всё имеет свое имя, и все эти имена – существительные. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
1.Вот вам КЛЮЧ от города. Пусть ваша жизнь в нем будет приятной.
2.А чтобы вы прижились в нашем городе, вам нужно выполнить следующее задание.
5. Домашнее задание.
§ 88 – 101, упр. 562. Готовиться к диктанту.
Оценки за урок.
4
Бабенкова Любовь Алексеевна, учитель русского языка и литературы,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан»