Тема. «Имя существительное».
Цели и задачи.
Образовательные:
Познакомить учащихся с грамматическими признаками имен существительных; формировать умения распознавать имена существительные, точно употреблять их в речи.
Развивающие:
развивать речь учащихся, учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
Учебные материалы: ( урок проводится с использованием мультимедийной установки) Учебник «Русский язык», 2 класс (авт. Рамзаева Т.Г.);. Предметные картинки, сигнальные диски, корзина с игрушками, магнитные карточки, большой конверт, презентация урока со слайдами.
Тип урока: получение новых знаний с применением технологии УДЕ
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний.
Учитель. Вчера, ребята, вы познакомились с частями речи. Какие части речи вы знаете?
Дети. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение.
Учитель. Ребята, одна из частей речи пригласила нас к себе в гости. Ученые подсчитали, что у этой части речи всех больше слов. И эта часть речи – имя существительное. Имена существительные называют людей, животных, вещи, явления природы.
( 1 слайд)
Поедем в страну имени существительного мы на таком красивом поезде.
(2 слайд)
Мы будем останавливаться в разных городах, и узнавать что-то новое об этой части речи.
Вы готовы к путешествию? Сели удобно, покажем машинисту сигналами, что можно отправляться, поезд отправляется.
( 3 слайд)
ІІІ. Знакомство с новым материалом.
( 4 слайд) Учитель. Мы прибыли в город Вопросов. Чтобы узнать о жителях этого города нам надо выполнить такое задание.
- Отгадать загадки, грамотно написать отгадки.
- Чтобы в цель попасть не раз,
Зоркий требуется …(глаз)
- Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. ( еж)
- Стоит Антошка на одной ножке. ( гриб)
- Просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в берлоге снеговой. (медведь)
Учитель. Проверьте, правильно ли вы написали. Покажите сигналами. ( зеленый - верно, красный – ошибка).
( слайд 5)
Ребята, а какую орфограмму мы с вами сейчас повторили?
Дети. Написание парных звонких и глухих согласных на конце слов.
Учитель. Посмотрите внимательно на слова, на какие две группы можно их разделить.
Дети. Живые и неживые предметы. Одни отвечают на вопрос кто? Другие - на вопрос что?
(слайд 6)
Учитель. Те слова, которые отвечают на вопрос кто?- одушевленные имена существительные, на вопрос что? – неодушевленные.
( слайд 7)
У вас на столах предметные картинки. Посмотрите внимательно, найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? Ребята 1 ряда покажите эти картинки, 3 ряда, 2 ряда. Молодцы!
Как называются имена существительные, которые живут в городе Вопросов?
Дети. Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевленные, на вопрос что? – неодушевленные.
Учитель. Ребята мы отправляемся с вами дальше, дадим машинисту сигнал.( дети поднимают зеленый сигнал) И вот мы прибываем в город Числовой.
Жители этого города просят вас написать проверочные слова к словам, которые написаны у вас в тетради.(дети пишут самостоятельно)
Прочитаем эти слова.
Дети. Глаза, ежи, грибы, медведи.
Учитель. Молодцы! Верно, проверили слова.
Запомните: если существительное обозначает один(единственный )предмет, то это существительное единственного числа, а если обозначает много предметов, то это существительное множественного числа. Посмотрите на свои предметные картинки и выйдите к доске, у кого имена существительные множественного числа.
Итак, что мы еще узнали об имени существительном?
( слайд 8)
ІV. Физминутка.
Учитель. Ребята, если я называю имя существительное во мн. ч., то вы приседаете, ед.ч. – встаете.
Двери, стол, доска, парты, книги, цветок, ручки.
Учитель. Продолжаем наше путешествие, сигнал машинисту, поехали. Мы прибываем в город Род. Давайте прочитаем, какие слова здесь живут на трех улицах.
( слайд 9)
Ребята, подумайте к каким словам можно подобрать слова он, мой? К каким - она, моя? Оно, мое?
( дети говорят свои варианты)
( слайд 10)
Учитель. Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя»
И запомню род мужской
И опять скажу: «он – мой»
Средний род: «Оно – мое!»
Это правило - твое.
Игра «Угадай род» Давайте поиграем. В корзине предметы. Ученик достает любой, определяет род.
Итак, на какие три группы делятся имена существительные?
Давайте потренируемся в определении рода имен существительных.
Откроем учебник, стр. 5, упр. 227.( в тетради, с комментированием)
М.р. – конь, кот, лев, лист.
Ж.р. – оса, ель, сова, девочка.
Ср.р. – ведро, окно, солнце, зеркало.
Учитель. Посмотрите, ребята, как много мы узнали сегодня об имени существительном.
(слайд11)
Давайте попробуем рассказать. Что мы с вами можем рассказать о существительном - кот.
( дети говорят, а учитель на доске выставляет карточки)
Кот – сущ., одуш., ед.ч., м.р.
?. Итог урока.
Учитель. Закончилось наше путешествие. Давайте соберем все наши знания в конверт и отправим Имени существительному. (Игра «Конверт». Ребята передают конверт и говорят, что узнали об имени существительном.)
?І. Домашнее задание.
1в. Ребята, попробуйте дома рассказать родителям о существительных – лиса, заяц, море.
2в. Стр.7, упр. 230.