kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Род имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КГУ "Средняя школа имени Жамбыла с дошкольным мини-центром"

Молдахметова Маржан Турсуновна учитель русского языка и литературы

Тема: "Род имен существительных"

Цель: Познакомить с языковым явлением «род имён существительных».

Задачи:

Развивающие:

  • развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
  • формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
  • развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля;
  • развивать речь детей, словарный запас, мышление.

Образовательные:

  • научить определять род имён существительных;
  • продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;

Оборудование:

  • таблица (род имён существительных);
  • карточки для работы в парах;
  • схема-алгоритм;
  • карточки со словами;
  • план (города существительных).

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка, будем учиться, наблюдать, сравнивать, анализировать. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.

II. Орфографическая работа

На доске слова с пропущенными орфограммами. Подумайте, на какие группы их можно разделить.

СЕР_ЦЕ ТЕН_ИС Д_РОГА
СО_НЦЕ ТЕР_АСА ТР_ПИНКА
ЛЕС_НИЦА ГРИП_ Р_КА

Учитель:

  • найдите лишнее слово в каждом столбике? (лестница, дорога)
  • составьте предложение с этими словами.
  • запишите словарное слово.

III. Упражнение по чистописанию

Составьте цепочки из букв слова «дорога»

ДОР ОРД ОДР РОД РДО

Какую цепочку можно назвать словом? (РОД)

Подберите к слову РОД однокоренные слова.

Род – родня, родственный, родина родители, родной, родство, родственник, родословная.

IV. Сообщение темы и цели урока

В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.

Вы узнаете, на какие ещё группы и по какому признаку деляться имена существительные.

Сказка

Сначала все существительные были очень похожи. Даже Королева мать их путала. И однажды она издала УКАЗ. Кто придумает для моих слов-существительных различие, тот будет награждён.
Услышали про это МУЖ (папа) и ЖЕНА (мама) в другом королевстве.
МУЖ-мужчина набрал себе много слов и сказал пусть они будут мои – мужского рода.
ЖЕНА его собрала тоже много слов и сказала, а это слова женского рода.

Проблемный вопрос

Прочитайте слова, записанные на доске, и определите их род?

ОКНО, СОЛНЦЕ, ПОЛЕ, НЕБО, ЗЕРКАЛО, МОЛОКО, МОРЕ, ПАЛЬТО.

Какие слова-подсказки подставим к этим словам? (ОНО МОЁ).

V. Работа в тетрадях

Мальчики придумывают три слова мужского рода, а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.

VI. Взаимопроверка тетрадей

VII. Физкультминутка

Мы по городу шагаем
Мы науки познаём
И налево, и направо
И, конечно же кругом
Это – левая рука
Это – правая рука
Ох, наука нелегка
Это – левая нога
Это – правая нога
Ох, наука нелегка.

VIII. Путешествие по городу существительных

Учитель открывает план-схему. А путь свой начнём с центра, его название зашифровано здесь. Королева из города существительных дарит вам стихи:

Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!

IX. Работа по учебнику

(с. 63 упр. 33)

Какой вывод можно сделать?

X. Работа в группах

Класс делится на шесть групп по четыре человека. Каждой группе необходимо выполнить задание: расшифровать слово и определить род.

Задание: Из каждого слова возьми нужную часть, составь новое слово и определи род.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

Род

1

дымоход

травяной

дедушка

кисточкка

2

переход

лесной

островок

пирог

3

побелка

дорожка

грибник

луг

4

побег

ходики

краска

дочка

5

трава

местный

вода

дерево

XI. Рефлексия

 На уроке русского языка я:

  -узнал (а)_________

-  поняла (а)________

 - научилась________

Выставление оценок. Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.

XII. Домашнее задание

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Род имен существительных"»

КГУ "Средняя школа имени Жамбыла с дошкольным мини-центром"

Молдахметова Маржан Турсуновна учитель русского языка и литературы

Тема: "Род имен существительных"



Цель: Познакомить с языковым явлением «род имён существительных».

Задачи:

Развивающие:

  • развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

  • формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

  • развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля;

  • развивать речь детей, словарный запас, мышление.

Образовательные:

  • научить определять род имён существительных;

  • продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;

Оборудование:

  • таблица (род имён существительных);

  • карточки для работы в парах;

  • схема-алгоритм;

  • карточки со словами;

  • план (города существительных).

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка, будем учиться , наблюдать, сравнивать, анализировать. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.

II. Орфографическая работа

На доске слова с пропущенными орфограммами. Подумайте, на какие группы их можно разделить.

СЕР_ЦЕ ТЕН_ИС Д_РОГА
СО_НЦЕ ТЕР_АСА ТР_ПИНКА
ЛЕС_НИЦА ГРИП_ Р_КА

Учитель:

  • найдите лишнее слово в каждом столбике? (лестница, дорога)

  • составьте предложение с этими словами.

  • запишите словарное слово.

III. Упражнение по чистописанию

Составьте цепочки из букв слова «дорога»

ДОР ОРД ОДР РОД РДО

Какую цепочку можно назвать словом? (РОД)

Подберите к слову РОД однокоренные слова.

Род – родня, родственный, родина родители, родной, родство, родственник, родословная.

IV. Сообщение темы и цели урока

В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.

Вы узнаете, на какие ещё группы и по какому признаку деляться имена существительные.

Сказка

Сначала все существительные были очень похожи. Даже Королева мать их путала. И однажды она издала УКАЗ. Кто придумает для моих слов-существительных различие, тот будет награждён.
Услышали про это МУЖ (папа) и ЖЕНА (мама) в другом королевстве.
МУЖ-мужчина набрал себе много слов и сказал пусть они будут мои – мужского рода.
ЖЕНА его собрала тоже много слов и сказала, а это слова женского рода.

Проблемный вопрос

Прочитайте слова, записанные на доске, и определите их род?

ОКНО, СОЛНЦЕ, ПОЛЕ, НЕБО, ЗЕРКАЛО, МОЛОКО, МОРЕ, ПАЛЬТО.

Какие слова-подсказки подставим к этим словам? (ОНО МОЁ).

V. Работа в тетрадях

Мальчики придумывают три слова мужского рода , а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.

VI. Взаимопроверка тетрадей

VII. Физкультминутка

Мы по городу шагаем
Мы науки познаём
И налево, и направо
И, конечно же кругом
Это – левая рука
Это – правая рука
Ох, наука нелегка
Это – левая нога
Это – правая нога
Ох, наука нелегка.

VIII. Путешествие по городу существительных

Учитель открывает план-схему. А путь свой начнём с центра, его название зашифровано здесь. Королева из города существительных дарит вам стихи:

Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!

IX. Работа по учебнику

(с. 63 упр. 33)

Какой вывод можно сделать?

X. Работа в группах

Класс делится на шесть групп по четыре человека. Каждой группе необходимо выполнить задание: расшифровать слово и определить род.

Задание: Из каждого слова возьми нужную часть, составь новое слово и определи род.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

Род

1

дымоход

травяной

дедушка

кисточкка

 

 

2

переход

лесной

островок

пирог

 

 

3

побелка

дорожка

грибник

луг

 

 

4

побег

ходики

краска

дочка

 

 

5

трава

местный

вода

дерево

 

 

XI. Рефлексия

На уроке русского языка я:

-узнал (а)_________

- поняла (а)________

- научилась________

Выставление оценок. Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.

XII. Домашнее задание


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Род имен существительных"

Автор: Молдахметова Маржан Турсуновна

Дата: 17.02.2018

Номер свидетельства: 458040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "конспект урока "Род имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "179776"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425059023"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Открытый урок "Род имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(45) "otkrytyi-urok-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "142938"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418394618"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "315490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459883088"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_rod_imien_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "404705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490801293"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Род имен существительных. "
    ["seo_title"] => string(31) "rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420734413"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства