КГУ "Средняя школа имени Жамбыла с дошкольным мини-центром"
Молдахметова Маржан Турсуновна учитель русского языка и литературы
Тема: "Род имен существительных"
Цель: Познакомить с языковым явлением «род имён существительных».
Задачи:
Развивающие:
- развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
- формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
- развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля;
- развивать речь детей, словарный запас, мышление.
Образовательные:
- научить определять род имён существительных;
- продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
Оборудование:
- таблица (род имён существительных);
- карточки для работы в парах;
- схема-алгоритм;
- карточки со словами;
- план (города существительных).
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка, будем учиться, наблюдать, сравнивать, анализировать. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.
II. Орфографическая работа
На доске слова с пропущенными орфограммами. Подумайте, на какие группы их можно разделить.
СЕР_ЦЕ ТЕН_ИС Д_РОГА
СО_НЦЕ ТЕР_АСА ТР_ПИНКА
ЛЕС_НИЦА ГРИП_ Р_КА
Учитель:
- найдите лишнее слово в каждом столбике? (лестница, дорога)
- составьте предложение с этими словами.
- запишите словарное слово.
III. Упражнение по чистописанию
Составьте цепочки из букв слова «дорога»
ДОР ОРД ОДР РОД РДО
Какую цепочку можно назвать словом? (РОД)
Подберите к слову РОД однокоренные слова.
Род – родня, родственный, родина родители, родной, родство, родственник, родословная.
IV. Сообщение темы и цели урока
В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.
Вы узнаете, на какие ещё группы и по какому признаку деляться имена существительные.
Сказка
Сначала все существительные были очень похожи. Даже Королева мать их путала. И однажды она издала УКАЗ. Кто придумает для моих слов-существительных различие, тот будет награждён.
Услышали про это МУЖ (папа) и ЖЕНА (мама) в другом королевстве.
МУЖ-мужчина набрал себе много слов и сказал пусть они будут мои – мужского рода.
ЖЕНА его собрала тоже много слов и сказала, а это слова женского рода.
Проблемный вопрос
Прочитайте слова, записанные на доске, и определите их род?
ОКНО, СОЛНЦЕ, ПОЛЕ, НЕБО, ЗЕРКАЛО, МОЛОКО, МОРЕ, ПАЛЬТО.
Какие слова-подсказки подставим к этим словам? (ОНО МОЁ).
V. Работа в тетрадях
Мальчики придумывают три слова мужского рода, а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.
VI. Взаимопроверка тетрадей
VII. Физкультминутка
Мы по городу шагаем
Мы науки познаём
И налево, и направо
И, конечно же кругом
Это – левая рука
Это – правая рука
Ох, наука нелегка
Это – левая нога
Это – правая нога
Ох, наука нелегка.
VIII. Путешествие по городу существительных
Учитель открывает план-схему. А путь свой начнём с центра, его название зашифровано здесь. Королева из города существительных дарит вам стихи:
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!
IX. Работа по учебнику
(с. 63 упр. 33)
Какой вывод можно сделать?
X. Работа в группах
Класс делится на шесть групп по четыре человека. Каждой группе необходимо выполнить задание: расшифровать слово и определить род.
Задание: Из каждого слова возьми нужную часть, составь новое слово и определи род.
№ | Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово | Род |
1 | дымоход | травяной | дедушка | кисточкка | ||
2 | переход | лесной | островок | пирог | ||
3 | побелка | дорожка | грибник | луг | ||
4 | побег | ходики | краска | дочка | ||
5 | трава | местный | вода | дерево |
XI. Рефлексия
На уроке русского языка я:
-узнал (а)_________
- поняла (а)________
- научилась________
Выставление оценок. Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.
XII. Домашнее задание