kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен существительных по числам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытого урока по русскому языку

Класс: 2

Тема: «Изменение имен существительных по числам»

Цели урока:

Совершенствовать навык употребления имён существительных в речи. Расширять кругозор детей через информацию из дополнительных источников.

Задачи урока:

1. Учить изменять имена существительные по числам.

2. Развивать орфографическую зоркость через работу над словарными словами.

3. Воспитывать аккуратность, внимание, логическое мышление.

Оборудование: иллюстрация паровоза,  карточки со словарными словами, конвертики для гостей, письмо с пожеланиями.

Тип урока: Знакомство с новой темой. Урок-путешествие.

Время проведения урока: 45 минут

Ход урока

  1. Организация начала урока. Психологический настрой.

Итак, русский язык,  друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы  хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

  1. Коррекция настроения.

Посмотрите друг на друга.

Пожмите соседу руку.

И, конечно, улыбнитесь друг другу.

- Надеюсь, у вас хорошее настроение?

  Сегодня у нас гости.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу в нашей учебной лаборатории.

 4. Актуализация знаний.

- О какой части речи мы говорили на прошлом уроке? 
- Так вот оказывается, что у имен существительных есть и другие признаки. 
- И сегодня мы будем знакомиться с ними.

5.Минутка чистописания. Словарно-орфографическая работа.

В огромной стране «Русский язык» много красивых городов – частей речи. Мы сегодня побываем в гостях у жителей одного города. Но я вам не скажу, догадайтесь сами.

Прочитайте слова:    мороз

                                    ворона

                                    берёза

                                    лягушка

- Что слова могли рассказать о себе?   (словарные слова, имена сущ.)

Докажите.

- В какой же город мы отправимся?

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

- В этом городе все жители очень красиво пишут.

Вот и вы сейчас покажете, как умеете писать.

-А на чём же мы будем путешествовать?

Вот здесь спрятано слово, которое нужно разгадать.

На доске: з о в о р а п

- Какое же слово спряталось здесь?

        Паровоз

- Сформулируйте родовое понятие.   (это транспорт)

- Для чего он предназначен?  (для перевозки людей и грузов)

- Вы слышали слово паровоз?

- Какие сведения об этом виде транспорта вы можете дополнить?

Запишем слово в тетрадь.

Паровоз (Показываю на доске как писать это слово, ставим ударение)

4. Работа над темой урока.

- Ребята, паровоз нам привёз слова. Прочитайте их.

На доске:

                    флаг, страны, дорога, флаги, дороги, страна.

- Какой частью речи являются эти слова?  (имя сущ.)

Докажите.

- Какое задание вы предложите? (разделить на группы)

- Какие слова отнесёте в 1 группу? Докажите.

единственное число (ед.ч.)

          флаг

          страна

          город

- Какой вывод? Какие это имена существительные?

Имена существительные, которые обозначают 1 предмет, находятся в единственном числе.

 - Какие слова вы отнесёте в другую группу? Докажите.

множественное число (мн.ч.)

          флаги

          страны

          города

- Какой вывод?

Имена существительные, которые обозначают несколько предметов, находятся во множественном числе.

Прочитайте слова парами.

- Как же изменяются имена существительные? (по числам)

- Что изменяется в словах ед. и мн. числа? (окончание)

Давайте его выделим.  (учитель показывает на доске)

Изменение по числам – это 1 грамматический признак имён существительных.

 5.Работа по учебнику.

- Вот мы и в городе. А чтобы не заблудиться, нам нужно выполнить задания в учебнике. Откройте свои учебники на странице 156. Работаем устно.

Упр. 442.

-Посмотрите на картинки и назовите имена существительные которые обозначают один предмет, и существительные, которые обозначают несколько предметов.

- Итак, закрепим наши знания, прочитав правило в учебнике.

Групповая работа.

Упр.444

А теперь давайте покажем жителям города, как вы можете превращать имена существительные единственного числа в слова множественного числа, и наоборот.

- Приглашаю 2-ух путешественников к доске, а все остальные пассажиры работают в тетради.

1-й вариант.

Лес-леса

Дерево-деревья

Осина-осины

Береза-березы

Дуб-дубы

Ветка ветки

2-й вариант.

Лисы-лиса

Ягоды-ягода

Цветы-цветок

Ландыши-ландыш

Волки-волк

Поля-поле

Проверка.

- Какой делаем вывод?  (имена существительные изменяются по числам)

6. Физкультминутка.

Жители волшебной страны интересуются, а любите ли вы играть?

Давайте поиграем.

- Я буду называть имена существительные единственного и множественного числа.

Если услышите существительные единственного числа, вы хлопайте 1 раз.

Если услышите существительные множественного числа – нужно присесть и руки вытянуть вперёд.

Слова: дом, город, дома, улицы, загадка, снег, чайки, дети, кит, уроки.

7. Закрепление.

- Ребята, давайте поможем жителям леса определить в упр. 447 имена существительные в единственном и множественном числе.

Упр. 447 выполняем письменно.

8. Итог урока.

- Ребята, вот и пора паровозу отправляться назад. Да вот беда! Паровоз не сможет поехать, пока мы не передадим нашим гостям всю информацию, которую вам удалось узнать на уроке.

Расскажите, пожалуйста, что нового узнали на уроке.

- Кого бы вы отметили на уроке?

-Ребята, считаете ли вы, то что, мы сегодня учили на уроке, вам пригодится в жизни? 
-Почему? 
- Когда? 
-Зачем? 
- У существительного есть и другие признаки, с которыми мы будем знакомиться на следующих уроках.  В наших следующих путешествиях.

9. Краткое объяснение домашней работы.

10. Оценивание учащихся за работу на уроке.

11. Рефлексия. 

- Наши гости помогли нам вернуться обратно в нашу классную лабораторию, и поэтому я и маленькие ученые, которые так любят путешествовать по странам знаний, хотим сделать вам маленький сюрприз. Это волшебный мешок, который нам передала королева Морфология, когда мы путешествовали по городам частей речи.

-Ой, а здесь еще письмо. (Читает один из учеников)

Дорогие, мои друзья. В каждом конвертике символ нынешнего года. И каждый петушок принесет своему хозяину много радости, смеха и удачи.

-Спасибо! На этом наш урок закончен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен существительных по числам"»

План открытого урока по русскому языку

Класс: 2

Тема: «Изменение имен существительных по числам»

Цели урока:

Совершенствовать навык употребления имён существительных в речи. Расширять кругозор детей через информацию из дополнительных источников.

Задачи урока:

1. Учить изменять имена существительные по числам.

2. Развивать орфографическую зоркость через работу над словарными словами.

3. Воспитывать аккуратность, внимание, логическое мышление.

Оборудование: иллюстрация паровоза, карточки со словарными словами, конвертики для гостей, письмо с пожеланиями.

Тип урока: Знакомство с новой темой. Урок-путешествие.

Время проведения урока: 45 минут

Ход урока

  1. Организация начала урока. Психологический настрой.

Итак, русский язык,  друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы  хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!


  1. Коррекция настроения.


Посмотрите друг на друга.

Пожмите соседу руку.

И, конечно, улыбнитесь друг другу.

- Надеюсь, у вас хорошее настроение?

  Сегодня у нас гости.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.


  1. Сообщение темы и целей урока.


- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу в нашей учебной лаборатории.

4. Актуализация знаний.

- О какой части речи мы говорили на прошлом уроке? 
- Так вот оказывается, что у имен существительных есть и другие признаки. 
- И сегодня мы будем знакомиться с ними.

5.Минутка чистописания. Словарно-орфографическая работа.



В огромной стране «Русский язык» много красивых городов – частей речи. Мы сегодня побываем в гостях у жителей одного города. Но я вам не скажу, догадайтесь сами.

Прочитайте слова:  мороз

                                    ворона

                                    берёза

                                    лягушка

- Что слова могли рассказать о себе?   (словарные слова, имена сущ.)

Докажите.

- В какой же город мы отправимся?

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

- В этом городе все жители очень красиво пишут.

Вот и вы сейчас покажете, как умеете писать.

-А на чём же мы будем путешествовать?

Вот здесь спрятано слово, которое нужно разгадать.

На доске: з о в о р а п

- Какое же слово спряталось здесь?

        Паровоз

- Сформулируйте родовое понятие.   (это транспорт)

- Для чего он предназначен?  (для перевозки людей и грузов)

- Вы слышали слово паровоз?

- Какие сведения об этом виде транспорта вы можете дополнить?

Запишем слово в тетрадь.

Паровоз (Показываю на доске как писать это слово, ставим ударение)

4. Работа над темой урока.

- Ребята, паровоз нам привёз слова. Прочитайте их.

На доске:

                    флаг, страны, дорога, флаги, дороги, страна.

- Какой частью речи являются эти слова?  (имя сущ.)

Докажите.

- Какое задание вы предложите? (разделить на группы)

- Какие слова отнесёте в 1 группу? Докажите.

единственное число (ед.ч.)

          флаг

          страна

город

- Какой вывод? Какие это имена существительные?

Имена существительные, которые обозначают 1 предмет, находятся в единственном числе.

 - Какие слова вы отнесёте в другую группу? Докажите.

множественное число (мн.ч.)

          флаги

          страны

города

- Какой вывод?

Имена существительные, которые обозначают несколько предметов, находятся во множественном числе.

Прочитайте слова парами.

- Как же изменяются имена существительные? (по числам)

- Что изменяется в словах ед. и мн. числа? (окончание)

Давайте его выделим.  (учитель показывает на доске)

Изменение по числам – это 1 грамматический признак имён существительных.

5.Работа по учебнику.

- Вот мы и в городе. А чтобы не заблудиться, нам нужно выполнить задания в учебнике. Откройте свои учебники на странице 156. Работаем устно.

Упр. 442.

-Посмотрите на картинки и назовите имена существительные которые обозначают один предмет, и существительные, которые обозначают несколько предметов.

- Итак, закрепим наши знания, прочитав правило в учебнике.

Групповая работа.

Упр.444

А теперь давайте покажем жителям города, как вы можете превращать имена существительные единственного числа в слова множественного числа, и наоборот.

- Приглашаю 2-ух путешественников к доске, а все остальные пассажиры работают в тетради.



1-й вариант.

Лес-леса

Дерево-деревья

Осина-осины

Береза-березы

Дуб-дубы

Ветка ветки



2-й вариант.

Лисы-лиса

Ягоды-ягода

Цветы-цветок

Ландыши-ландыш

Волки-волк

Поля-поле



Проверка.

- Какой делаем вывод?  (имена существительные изменяются по числам)



6. Физкультминутка.

Жители волшебной страны интересуются, а любите ли вы играть?

Давайте поиграем.

- Я буду называть имена существительные единственного и множественного числа.

Если услышите существительные единственного числа, вы хлопайте 1 раз.

Если услышите существительные множественного числа – нужно присесть и руки вытянуть вперёд.

Слова: дом, город, дома, улицы, загадка, снег, чайки, дети, кит, уроки.

7. Закрепление.



- Ребята, давайте поможем жителям леса определить в упр. 447 имена существительные в единственном и множественном числе.

Упр. 447 выполняем письменно.

8. Итог урока.

- Ребята, вот и пора паровозу отправляться назад. Да вот беда! Паровоз не сможет поехать, пока мы не передадим нашим гостям всю информацию, которую вам удалось узнать на уроке.

Расскажите, пожалуйста, что нового узнали на уроке.

- Кого бы вы отметили на уроке?

-Ребята, считаете ли вы, то что, мы сегодня учили на уроке, вам пригодится в жизни? 
-Почему? 
- Когда? 
-Зачем? 
- У существительного есть и другие признаки, с которыми мы будем знакомиться на следующих уроках.  В наших следующих путешествиях.

9. Краткое объяснение домашней работы.

10. Оценивание учащихся за работу на уроке.

11. Рефлексия. 

- Наши гости помогли нам вернуться обратно в нашу классную лабораторию, и поэтому я и маленькие ученые, которые так любят путешествовать по странам знаний, хотим сделать вам маленький сюрприз. Это волшебный мешок, который нам передала королева Морфология, когда мы путешествовали по городам частей речи.

-Ой, а здесь еще письмо. (Читает один из учеников)

Дорогие, мои друзья. В каждом конвертике символ нынешнего года. И каждый петушок принесет своему хозяину много радости, смеха и удачи.

-Спасибо! На этом наш урок закончен.
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен существительных по числам"

Автор: Амутова Мадина Абдрашитовна

Дата: 07.04.2017

Номер свидетельства: 407537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект открытого урока по теме "Изменение имен существительных по числам""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_uroka_po_tiemie_izmienieniie_imien_sushchiestvitiel_nykh_po"
    ["file_id"] => string(6) "370332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481883235"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока на тему "Изменение имен существительных по вопросам (склонение). Названия падежей.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_izmienieniie_imien_sushchiestvitiel_nykh_po_voprosam_sk"
    ["file_id"] => string(6) "403591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490556744"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок русского  языка "Число имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-russkogho-iazyka-chislo-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "148210"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419611145"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка на тему "Винительный падеж одушевлённых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-vinitiel-nyi-padiezh-odushievlionnykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420742573"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства