КГУ "Средняя школа имени Жамбыла с дошкольным мини-центром"
Молдахметова Маржан Турсуновна учитель русского языка и литературы
Тема: "Род имен существительных"
Цель: Познакомить с языковым явлением «род имён существительных».
Задачи:
Развивающие:
развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля;
развивать речь детей, словарный запас, мышление.
Образовательные:
научить определять род имён существительных;
продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
Оборудование:
таблица (род имён существительных);
карточки для работы в парах;
схема-алгоритм;
карточки со словами;
план (города существительных).
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка, будем учиться, наблюдать, сравнивать, анализировать. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.
II. Орфографическая работа
На доске слова с пропущенными орфограммами. Подумайте, на какие группы их можно разделить.
найдите лишнее слово в каждом столбике? (лестница, дорога)
составьте предложение с этими словами.
запишите словарное слово.
III. Упражнение по чистописанию
Составьте цепочки из букв слова «дорога»
ДОР ОРД ОДР РОД РДО
Какую цепочку можно назвать словом? (РОД)
Подберите к слову РОД однокоренные слова.
Род – родня, родственный, родина родители, родной, родство, родственник, родословная.
IV. Сообщение темы и цели урока
В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.
Вы узнаете, на какие ещё группы и по какому признаку деляться имена существительные.
Сказка
Сначала все существительные были очень похожи. Даже Королева мать их путала. И однажды она издала УКАЗ. Кто придумает для моих слов-существительных различие, тот будет награждён. Услышали про это МУЖ (папа) и ЖЕНА (мама) в другом королевстве. МУЖ-мужчина набрал себе много слов и сказал пусть они будут мои – мужского рода. ЖЕНА его собрала тоже много слов и сказала, а это слова женского рода.
Проблемный вопрос
Прочитайте слова, записанные на доске, и определите их род?
ОКНО, СОЛНЦЕ, ПОЛЕ, НЕБО, ЗЕРКАЛО, МОЛОКО, МОРЕ, ПАЛЬТО.
Какие слова-подсказки подставим к этим словам? (ОНО МОЁ).
V. Работа в тетрадях
Мальчики придумывают три слова мужского рода, а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.
VI. Взаимопроверка тетрадей
VII. Физкультминутка
Мы по городу шагаем Мы науки познаём И налево, и направо И, конечно же кругом Это – левая рука Это – правая рука Ох, наука нелегка Это – левая нога Это – правая нога Ох, наука нелегка.
VIII. Путешествие по городу существительных
Учитель открывает план-схему. А путь свой начнём с центра, его название зашифровано здесь. Королева из города существительных дарит вам стихи:
Женский род запомню я И скажу: она, моя И запомню род мужской И опять скажу: он, мой Средний род – оно моё Это правило твоё!
IX. Работа по учебнику
(с. 63 упр. 33)
Какой вывод можно сделать?
X. Работа в группах
Класс делится на шесть групп по четыре человека. Каждой группе необходимо выполнить задание: расшифровать слово и определить род.
Задание: Из каждого слова возьми нужную часть, составь новое слово и определи род.
№
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
Новое слово
Род
1
дымоход
травяной
дедушка
кисточкка
2
переход
лесной
островок
пирог
3
побелка
дорожка
грибник
луг
4
побег
ходики
краска
дочка
5
трава
местный
вода
дерево
XI. Рефлексия
На уроке русского языка я:
-узнал (а)_________
- поняла (а)________
- научилась________
Выставление оценок. Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.
XII. Домашнее задание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Род имен существительных"»
КГУ "Средняя школа имени Жамбыла с дошкольным мини-центром"
Молдахметова Маржан Турсуновна учитель русского языка и литературы
Тема: "Род имен существительных"
Цель: Познакомить с языковым явлением «род имён существительных».
Задачи:
Развивающие:
развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля;
развивать речь детей, словарный запас, мышление.
Образовательные:
научить определять род имён существительных;
продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
Оборудование:
таблица (род имён существительных);
карточки для работы в парах;
схема-алгоритм;
карточки со словами;
план (города существительных).
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка, будем учиться , наблюдать, сравнивать, анализировать. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.
II. Орфографическая работа
На доске слова с пропущенными орфограммами. Подумайте, на какие группы их можно разделить.
найдите лишнее слово в каждом столбике? (лестница, дорога)
составьте предложение с этими словами.
запишите словарное слово.
III. Упражнение по чистописанию
Составьте цепочки из букв слова «дорога»
ДОР ОРД ОДР РОД РДО
Какую цепочку можно назвать словом? (РОД)
Подберите к слову РОД однокоренные слова.
Род – родня, родственный, родина родители, родной, родство, родственник, родословная.
IV. Сообщение темы и цели урока
В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.
Вы узнаете, на какие ещё группы и по какому признаку деляться имена существительные.
Сказка
Сначала все существительные были очень похожи. Даже Королева мать их путала. И однажды она издала УКАЗ. Кто придумает для моих слов-существительных различие, тот будет награждён. Услышали про это МУЖ (папа) и ЖЕНА (мама) в другом королевстве. МУЖ-мужчина набрал себе много слов и сказал пусть они будут мои – мужского рода. ЖЕНА его собрала тоже много слов и сказала, а это слова женского рода.
Проблемный вопрос
Прочитайте слова, записанные на доске, и определите их род?
ОКНО, СОЛНЦЕ, ПОЛЕ, НЕБО, ЗЕРКАЛО, МОЛОКО, МОРЕ, ПАЛЬТО.
Какие слова-подсказки подставим к этим словам? (ОНО МОЁ).
V. Работа в тетрадях
Мальчики придумывают три слова мужского рода , а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.
VI. Взаимопроверка тетрадей
VII. Физкультминутка
Мы по городу шагаем Мы науки познаём И налево, и направо И, конечно же кругом Это – левая рука Это – правая рука Ох, наука нелегка Это – левая нога Это – правая нога Ох, наука нелегка.
VIII. Путешествие по городу существительных
Учитель открывает план-схему. А путь свой начнём с центра, его название зашифровано здесь. Королева из города существительных дарит вам стихи:
Женский род запомню я И скажу: она, моя И запомню род мужской И опять скажу: он, мой Средний род – оно моё Это правило твоё!
IX. Работа по учебнику
(с. 63 упр. 33)
Какой вывод можно сделать?
X. Работа в группах
Класс делится на шесть групп по четыре человека. Каждой группе необходимо выполнить задание: расшифровать слово и определить род.
Задание: Из каждого слова возьми нужную часть, составь новое слово и определи род.
№
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
Новое слово
Род
1
дымоход
травяной
дедушка
кисточкка
2
переход
лесной
островок
пирог
3
побелка
дорожка
грибник
луг
4
побег
ходики
краска
дочка
5
трава
местный
вода
дерево
XI. Рефлексия
На уроке русского языка я:
-узнал (а)_________
- поняла (а)________
- научилась________
Выставление оценок. Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.
XII. Домашнее задание
КГУ "Средняя школа имени Жамбыла с дошкольным мини-центром"
Молдахметова Маржан Турсуновна учитель русского языка и литературы
Тема: "Мягкий знак на конце слов"
Разделы:Русский язык, Начальная школа
Цели:
Предметные:
научить писать слова с мягким знаком на конце слова,
выработать орфографическую зоркость,
расширять знания о животных нашего леса.
Деятельно – коммуникативные:
закреплять навык работы в паре, группе,
закреплять навык работы с книгой, тетрадью.
Ценностно – ориентированные:
воспитывать бережное отношение к природе, прививать желание изучать русское народное творчество,
через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.
I. Валеологический масаж.
– Поднимите плечи вверх, стараясь достать до ушей. – Опустите свободно. – Теперь поочерёдно одно плечо вверх, другое – вниз. – Разотрите шейный отдел позвоночника. – Погладьте себя по головке и кажите: “Какие мы хорошие. Всё сможем”.
II. Первичное введение нового материала.
– Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами сами сочиним сказку.
– Сказка по лесу идёт, Сказка за руку ведёт, Сказка умница и прелесть, С нами рядышком живёт.
Путь у нас не близкий, дорога трудная – чистописание. Для того, чтобы начать писать, надо повторить правила посадки.
Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу, Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
– Записали число, классная работа, чистописание. Как вы думаете, для чего мы учимся писать безотрывно? – С нами идёт наш постоянный спутник. Кто? Почемучка. И как всегда он приготовил для нас вопрос. (Учебник с.68.) – Что мы знаем уже об обозначении мягкости? – Как вы думаете еще можно обозначать мягкость?
III. Сообщение темы и цели.
– Какая задача урока? (Узнать, как еще можно обозначать мягкость согласного). – Мы не только будем учиться обозначать мягкость согласного, но больше узнаем о животных нашего края, будем учиться работать в паре и группе, правильно работать с книгой и тетрадью, учиться следить за своим здоровьем.
IV. Первичное введение нового материала.
Учитель: Ребята, слышите, кто-то стрекочет, Сорока новость для нас несёт, уже растрезвонила по всему лесу.
Выбегает ученик в маске.
Сорока: В.р.на в.р.нёнка выучила верёвки вить. – Ребята, вы узнали меня? Поняли, какую новость я вам принесла? Я умею не только говорить, но и писать. Свою новость я записала на доску.(На доске чистоговорка).
Учитель: Что записала сорока? Произношение какого звука отрабатываем?( [В’] [В] ) – Какие гласные пропущены? – Почему вы это утверждаете? (Запись чистоговорки). – В названии каких птиц ещё пишется –оро-? – Что это за птицы? – Как вы считаете, легко ли живётся птицам зимой? – Как вы можете им помочь?
В тетради: сорока, воробей.
– Покажите ту гласную, которую надо запомнить? (Используется веер гласных). – Назовите слово с мягким знаком на конце. (Вить). – Назовите согласные в этом слове. – Дайте их характеристику. – Сколько букв? – Сколько звуков? – Почему?
Вывод: как может обозначаться мягкость согласных? (Делают вывод учащиеся).
Чтение упражнения страница 68.
– Насколько важно правильно писать слова с мягким знаком расскажет Ксюша.
Мягкий знак, Мягкий знак, Без него нельзя никак. Без меня не написать Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо шесть получим шест, Вместо есть получим ест, Станут пенками пеньки, Уголками - угольки Банька в банку превратится. Вот что может получиться Если будете забывать мягкий знак в словах писать.
– Как вы поняли, что может произойти, если в слове забыли написать мягкий знак? (Изменится смысл). – Разберём это на примере. – Назовите пару слов, где меняется смысл, только из-за одной буквы.
– Поднимите зелёный сигнал, кто считает, что очень важно научиться правильно писать слова с мягким знаком,
V. Первичное закрепление нового материала.
– Продолжаем сочинять сказку. Действующие лица мы с вами. И ещё с нами попросилась девочка. – Кто она? (Белоснежка) – Как она попала в лес? – Все вместе заходим в лес. Идём тихо, тихо. – Почему? (Повторение правил поведения). – Идём мы по лесу и увидели красивый домик. – Как вы думаете, кто там живёт? – Гномы доделывают свой дом, хотите помочь?
Дин, дон, Дин, дон, Гномы строят новый дом, Красят стены, крышу, пол, Прибирают всё кругом, Пока в доме убирали, В школу чуть не опоздали, Торопились и успели, Со звонком за парты сели.
– Гномики всё время трудились, но не умели читать и писать. Белоснежка решила их научить. Сейчас у них такой же урок русского языка, как и у нас. – Повторите задачу урока. – У каждого гномика своё задание, которое мы будем выполнять вместе с ними. – Что бы помочь первому гномику выполнить задание нужно вспомнить зимние месяцы. (Декабр., январ., феврал.). – Посмотрите внимательно, правильно я записала? – Почему? (Один ученик исправляет на доске, другие записывают в тетрадь).
Упражнение 146, страница 68.
– Подумайте, о каком месяце говорится в предложении? – Чем является это предложение? (Пословицей).
Разбор смысла пословиц. Запись по выбору учащихся одной пословицы.
VI. Контроль результатов первичного запоминания.
Второй гномик хочет нам что-то рассказать: "Ребята, я недавно гулял по лесу и повстречал там…Кого вы думаете?"
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой
Показ игрушки из природного материала. Работа со словом из словаря.
– Медведь – какой звук слышится? – Как обозначается мягкий согласный? – Как вы думаете, почему медведя так называют? – А вот я из словаря “Откуда пришли слова” узнала, что у греков и у многих других народов медведь назывался арктос. Медведь был самым грозным врагом человека в лесу. Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным на их взгляд. (Медоед – медведь, мёд едящий). – Составьте предложение со словом “медведь”. (Медведица, медвежата). – Чем интересны слова? (Смысл, общая часть). – Как вы думаете, будет писаться общая часть одинаково? – Покажите гласную на веере.
Упражнение для глаз.
Постреляем глазками вверх, вниз, вправо, влево, круговые движения, похлопали.
Третий гномик задаёт задание:
Групповая работа по карточкам. Содержание карточки: медведь, ухо, на, наступил. Составить поговорку и подумать, когда так говорят.
Упражнение 147.
Задание. Выписать слова с мягким знаком на конце.
Взаимопроверка.
– Что написали в конце слова? – Для чего?
VII. Домашнее задание.
– В школе гномов Белоснежка тоже задаёт домашнее задание. Оно написано на карточке у пятого гнома.
Упражнение 149. Записать пословицу, поговорку о медведе (I группа). Записать загадку о медведе.
Задание шестого гнома. Приглашает на прогулку. Там мы повстречали кого? (Отгадывание ребуса).
VIII. Физкультминутка.
Заяц серенький сидит И ушами шевелит, Вот так, вот так, Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапоньки согреть, Вот так, вот так, Надо лапоньки согреть.
– Назовите слова, где на конце слышали мягкий звук.
IХ. Контроль на уровне знания, понимания, применения.
– Вот и заканчивается урок в школе гномов, и наше путешествие в сказку подходит к концу. – Седьмой гном предлагает нам игру “Поймай мягкий знак”. – Хлопайте в ладоши, если на конце услышите мягкий знак.