kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное" (обобщение).Урок-практикум.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум по теме «Имя существительное». 5класс

Знать: что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщённо. Что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительного (род, число, падеж), синтаксическая роль существительных в предложении.

Уметь: определять падеж существительного; находить начальную форму и определять склонение существительных; правильно писать О – Е после шипящих и Ц в разных частях слова; видеть орфографические ошибки.

Оборудование: запись песни «Этот город» (Браво), экран, раздаточный материал

Ход урока.

Слово учителя:

-Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие по Стране Знаний. В нём много городов. Я приветствую вас в городе Существительное. Перед вами листки бумаги, в которых вы будете выполнять задания во время «путешествия». В конце путешествия сдаёте маршрутный лист. В добрый путь! (Звучит песня «Этот город», гр. Браво).

Итак, вы заняли места в комфортабельном автобусе. Мы выезжаем на центральную улицу.

1. Из букв слова весна составить существительные в форме ед. числа, Им. падежа. ( ветер, ель, солнце, небо, апрель)

- Мы въезжаем на Падежный проспект. Можем ли мы получить пропуск на этот проспект.                                                                                 - Назовите падежи русского языка. На какие вопросы отвечают падежи?

2. В каком падеже употреблено слово дело в данных пословицах, укажите.

Жизнь дана на добрые дела. Языком не спеши, а делами не смеши. Умён на словах, да глуп на делах. Спешите делать добрые дела.  По твоим делам о тебе судят. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

3. Зажигается зелёный свет. Пора ехать. Впереди у нас встреча на площади Склонений.

На этой площади вас ждёт учёный-медведь, он директор лесной академии. Он очень прыгучий, называет существительное, а вы должны определить склонение: весна, солнце, небо, дождь, ручей, свежесть, синь, грач, вода, скворечник, роща, парк, ветер, вдохновение, берёза

4. Пора двигаться дальше. Внимание! Чтобы не попасть в тупик ошибок, нам нужно проявить орфографическую зоркость в правописании О-Е после шипящих и Ц. Распределите данные слова по столбикам; чертежом, пальцем, шёпот, шёлк, огурцов, черствый, улицей, борщом, со свечой, жёлтый, крыжовник, шорох, щёлочь, капюшон, полотнищем, жёлудь

О

Е (Ё)

. Кто хочет писать грамотно, необходимо «опознавать» орфограммы.  Попробуем и мы «разгадать» текст, чтобы ехать дальше по городу. ( текст заранее написан на доске). Запишите безошибочно.

Как харош и привлекательен висенний парк! Пафсюду мелкают белые берёски, завут напится ароматнво сока.

5.Физкультминутка. Чтоб здоровым, сильным быть, со спортом надо всем дружить.

На разминку выходите, свою ловкость покажите -      ходьба на месте

Делай –РАЗ, делай-  ДВА, спорту скажем мы УРРА!-            рывки руками в стороны

Вправо-влево повернитесь, быть красивыми стремитесь!-       повороты, руки  на поясе

Вправо-влево и вперёд, раз присели, два присели, наклониться захотели.

Мы до пяток дотянулись, распрямились, улыбнулись                                                                                                                                                     

- А теперь мы должны выполнить небольшое задание, чтобы не застрять в пути: запишите слова, определите количество букв и звуков: веснянка, дождь, …

6. А теперь выйдем из автобуса и пройдёмся по бульвару Предложений.

Составить предложение, выполнив ряд условий:

  1. Из предложения «С приходом весны в городском парке появились скворцы» взять имя прилагательное с предлогом;
  2. Из предложения «В саду белочки прыгают с дерева на дерево» взять обстоятельство;
  3. Из «Дружно поют птицы весёлые песни» взять грамматическую основу;
  4. Из «Торжественно звучит гимн Солнцу» взять с имя существительное мужского рода»
  5. Из «Прощай, зима! Весне – дорогу!» взять имя существительное в дательном падеже.

Получилось: В городском саду птицы поют гимн весне. Разберите по членам, сделайте вывод о синтаксической роли имени существительного. В каком случае существительное не является членом предложения? Пример.

- Вот на этой площади и завершится наше путешествие. Город Существительное – это пространство, которое всегда готово нас принять при условии, что мы очень бережно будем относиться к нашей речи, любить свой язык и уважать язык других людей и народов (звучит «Этот город»). Спасибо всем участникам путешествия.

7. Домашнее задание.

Учитель достаёт из сумки бутылку, которую будто нашла в ближайшем водоёме, или привёз знакомый из дальнего плавания. В бутылке лежит записка (слегка потрёпанная) в трубочку.

-В каких случаях кладут записку в бутылку? Наверное, с кем-то случилась беда. Оказалось, послание было написано путешественником Вильямом Баумом.

Задание: Чтобы помочь Вильяму и его товарищам вернуться домой, надо отыскать все существительные в этом письме и придумать окончание или продолжение истории.

«Милый Джим! Милый мой сыночек!

7сентября мы увидели землю, которая не обозначена на картах! Похоже, наша экспедиция сделала открытие! Какая радость! Какое счастье! Здесь неизвестные растения и насекомые! Восторг!

Неожиданно испортилась погода. Дождь, ветер, холод. мрак. Темнота. Особенно пугала неизвестность. Вдруг я почувствовал толчок и услышал шум. Началось землетрясение! Стал отчётливо слышен вой ветра, треск веток, грохот падающих камней, крик зверей и птичий писк. Нам грозила опасность! В любой момент могло начаться извержение вулкана! Но мы победили испуг.

Мы погрузились на корабль и отчалили. На наших глазах остров погрузился в океан. Какая жалость!

В сердце моём живёт надежда, что мы скоро увидимся, сынок!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное" (обобщение).Урок-практикум. »

Урок-практикум по теме «Имя существительное». 5класс

Знать: что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщённо. Что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительного (род, число, падеж), синтаксическая роль существительных в предложении.

Уметь: определять падеж существительного; находить начальную форму и определять склонение существительных; правильно писать О – Е после шипящих и Ц в разных частях слова; видеть орфографические ошибки.



Оборудование: запись песни «Этот город» (Браво), экран, раздаточный материал

Ход урока.

Слово учителя:

-Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие по Стране Знаний. В нём много городов. Я приветствую вас в городе Существительное. Перед вами листки бумаги, в которых вы будете выполнять задания во время «путешествия». В конце путешествия сдаёте маршрутный лист. В добрый путь! (Звучит песня «Этот город», гр. Браво).

Итак, вы заняли места в комфортабельном автобусе. Мы выезжаем на центральную улицу.

1. Из букв слова весна составить существительные в форме ед. числа, Им. падежа. ( ветер, ель, солнце, небо, апрель)

- Мы въезжаем на Падежный проспект. Можем ли мы получить пропуск на этот проспект. - Назовите падежи русского языка. На какие вопросы отвечают падежи?

2. В каком падеже употреблено слово дело в данных пословицах, укажите.

Жизнь дана на добрые дела. Языком не спеши, а делами не смеши. Умён на словах, да глуп на делах. Спешите делать добрые дела. По твоим делам о тебе судят. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

3. Зажигается зелёный свет. Пора ехать. Впереди у нас встреча на площади Склонений.

На этой площади вас ждёт учёный-медведь, он директор лесной академии. Он очень прыгучий, называет существительное, а вы должны определить склонение: весна, солнце, небо, дождь, ручей, свежесть, синь, грач, вода, скворечник, роща, парк, ветер, вдохновение, берёза

4. Пора двигаться дальше. Внимание! Чтобы не попасть в тупик ошибок, нам нужно проявить орфографическую зоркость в правописании О-Е после шипящих и Ц. Распределите данные слова по столбикам; чертежом, пальцем, шёпот, шёлк, огурцов, черствый, улицей, борщом, со свечой, жёлтый, крыжовник, шорох, щёлочь, капюшон, полотнищем, жёлудь

О

Е (Ё)





. Кто хочет писать грамотно, необходимо «опознавать» орфограммы. Попробуем и мы «разгадать» текст, чтобы ехать дальше по городу. ( текст заранее написан на доске). Запишите безошибочно.

Как харош и привлекательен висенний парк! Пафсюду мелкают белые берёски, завут напится ароматнво сока.

5.Физкультминутка. Чтоб здоровым, сильным быть, со спортом надо всем дружить.

На разминку выходите, свою ловкость покажите - ходьба на месте

Делай –РАЗ, делай- ДВА, спорту скажем мы УРРА!- рывки руками в стороны

Вправо-влево повернитесь, быть красивыми стремитесь!- повороты , руки на поясе

Вправо-влево и вперёд, раз присели, два присели, наклониться захотели.

Мы до пяток дотянулись, распрямились, улыбнулись

- А теперь мы должны выполнить небольшое задание, чтобы не застрять в пути: запишите слова, определите количество букв и звуков: веснянка, дождь, …

6. А теперь выйдем из автобуса и пройдёмся по бульвару Предложений.

Составить предложение, выполнив ряд условий:

  1. Из предложения «С приходом весны в городском парке появились скворцы» взять имя прилагательное с предлогом;

  2. Из предложения «В саду белочки прыгают с дерева на дерево» взять обстоятельство;

  3. Из «Дружно поют птицы весёлые песни» взять грамматическую основу;

  4. Из «Торжественно звучит гимн Солнцу» взять с имя существительное мужского рода»

  5. Из «Прощай, зима! Весне – дорогу!» взять имя существительное в дательном падеже.

Получилось: В городском саду птицы поют гимн весне. Разберите по членам, сделайте вывод о синтаксической роли имени существительного. В каком случае существительное не является членом предложения? Пример.

- Вот на этой площади и завершится наше путешествие. Город Существительное – это пространство, которое всегда готово нас принять при условии, что мы очень бережно будем относиться к нашей речи, любить свой язык и уважать язык других людей и народов (звучит «Этот город»). Спасибо всем участникам путешествия.

7. Домашнее задание.

Учитель достаёт из сумки бутылку, которую будто нашла в ближайшем водоёме, или привёз знакомый из дальнего плавания. В бутылке лежит записка (слегка потрёпанная) в трубочку.

-В каких случаях кладут записку в бутылку? Наверное, с кем-то случилась беда. Оказалось, послание было написано путешественником Вильямом Баумом.

Задание: Чтобы помочь Вильяму и его товарищам вернуться домой, надо отыскать все существительные в этом письме и придумать окончание или продолжение истории.

«Милый Джим! Милый мой сыночек!

7сентября мы увидели землю, которая не обозначена на картах! Похоже, наша экспедиция сделала открытие! Какая радость! Какое счастье! Здесь неизвестные растения и насекомые! Восторг!

Неожиданно испортилась погода. Дождь, ветер, холод. мрак. Темнота. Особенно пугала неизвестность. Вдруг я почувствовал толчок и услышал шум. Началось землетрясение! Стал отчётливо слышен вой ветра, треск веток, грохот падающих камней, крик зверей и птичий писк. Нам грозила опасность! В любой момент могло начаться извержение вулкана! Но мы победили испуг.

Мы погрузились на корабль и отчалили. На наших глазах остров погрузился в океан. Какая жалость!

В сердце моём живёт надежда, что мы скоро увидимся, сынок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное" (обобщение).Урок-практикум.

Автор: Мацала Фаина Алексеевна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218474


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства