Тема урока: Предложения с обращениями
- Цель урока:
- 1. Дать понятие обращения, рассмотреть способы его выражения, роль в предложении.
- 2. Формировать навык постановки знаков препинания при обращении.
- 3. обучать уместному употреблению обращений в речи, звательной интонации, выражению различных чувств с помощью обращений.
Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Ба(сс,с)ейн, ф .. нтан, б .. лкон, (по) пруду, (в) мелу, то(нн,н)ель, р .. гул .. ровщик, ст .. ляр, алф..вит, д..г..вор, ..така.
Проверка
- Ба сс ейн, ф о нтан, б а лкон, п о п руду, в м елу, то нн ель, р е гул и ровщик, ст о ляр, а лф а вит, д о г о вор, а така. ( за каждое слово 1 балл. макс. 11б)
Выпишите номера простых предложений с однородными членами. Учтите, что запятые не проставлены.
1 . В тайге водятся волки и рыси.
2. В березовых рощах сосновых борах растут белые грибы.
3. Море бушует и волны разбиваются о берег.
4. Солнце поднялось но греет неласково.
5. С утра реку затянуло туманом но рыбаков это не испугало.
Правильный ответ 1. В тайге водятся волки и рыси. 2. В березовых рощах, сосновых борах растут белые грибы. 4. Солнце поднялось, но греет неласково.
Критерии:
1 ошибка- 4 б.
2 ошибки – 3 б.
3 ошибки – 2б.
4 ошибки – 1 б.
5 ошибок – 0 б.
Общий итог: 15-16 б.- оценка -«5»
13 - 14 б. – «4»
12 - 7 б. – «3»
Списать предложения, выделить грамматическую основу.
1). Мой сын – лётчик.
2). Лётчик, скоро мы полетим?
3). Лётчик представился и подал свои документы.
Запомни!
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можешь смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
Обращение –
слово или сочетание слов, называющие того, к кому обращаются с речью.
Обращение имеет форму именительного падежа, поэтому его нужно отличать от подлежащего.
Обращение не является членом предложения.
Оно произносится с особой звательной интонацией, после него нужно делать паузу.
Условное обозначение обращения:
в предложении –
ˇˇˇˇˇˇˇˇˇˇˇˇˇˇˇ
в схеме предложения
–
О
ˇˇˇ
Внимание! От этого зависит ваша грамотность!
На письме обращения
ВСЕГДА
обособляются,
то есть выделяются знаками препинания.
Внимание!
От этого зависит ваша грамотность!
[ О , … ] . [ О , … ] !
ˇˇ ˇˇ
Маша, полей цветы. Маша, немедленно
полей цветы!
[ О , … ] ?
ˇˇ
Маша, ты полила цветы?
Внимание!
От этого зависит ваша грамотность!
[ О ! … ] . [ О ! … ] !
ˇˇ ˇˇ
Степь! Ты Родина! Люблю
прекрасна. тебя всем сердцем!
[ О ! … ] ?
ˇˇ
Ребята! Вы куда собрались?
Внимание!
От этого зависит ваша грамотность!
[ … , О , … ] . [ … , О , … ] !
ˇˇ ˇˇ
Пойдём, Лена, в кино. Посмотри, Лена, как
здесь красиво!
[ … , О , … ] ?
ˇˇ
Мы, Лена, пойдём сегодня в кино?
Внимание!
От этого зависит ваша грамотность!
[ … , О ] . [ … , О ] !
ˇˇ ˇˇ
Шуми, весенний ветер. Постойте, друзья!
[ … , О ] ?
ˇˇ
О чём ты задумался, Сергей?
Образец письменного разбора простого предложения:
с. м. п. м. с.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
ˇ ˇ ˇ ˇ ˇ ˇ ˇ ˘˘˘
( Предл. пов., воскл., простое, двусост., распр., осложнено обращением).
[ О , ]!
ˇ ˇ ˇ
Рефлексия. Подведение итогов. Продолжи фразу
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…
- Домашнее задание мне кажется (легким / трудным)
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…