Тема урока: «Прилагательные полные и краткие»
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Цель урока: Обеспечить открытие и усвоение новых знаний о кратком прилагательном.
Задачи урока:
- обучающие:
научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких формах;
формировать навыки грамотного написания кратких прилагательных с основой на шипящую.
- развивающие:
формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать навыки устной диалогической речи, умения работать с таблицей, текстом.
- воспитывающие:
воспитывать любовь к художественному слову.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, рабочие листы для учащихся, раздаточный материал
Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян и другие; Русский язык. 5 класс. (М.: Просвещение, 2011 год).
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Давайте, друзья. Улыбнёмся друг другу, улыбки подарим друзьям.
К уроку готовы?
Тогда за работу!
Удачи желаю я вам.
Проверьте, всё ли у вас готово к работе на уроке, а работать мы будем сегодня в рабочих листах.
Начать наш урок мне бы хотелось словами поэта и драматурга, жившего более 200 лет назад, А.П. Сумарокова о русском языке: « Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат».
А основоположником современного литературного языка является великий русский писатель А.С. Пушкин, сказки которого помогут открыть новые знания.
II. Актуализация знаний
-Ребята, Мудрец из сказки « О золотом Петушке» принёс вам задание. Прочитайте слова.
Тонкая , близкий, светлое, чистое, редкая, гибкий.
-Запишите в рабочем листе, разделив их на группы.
- На какие группы вы разделили?
1 столбик- имена прилагательные женского рода
2 столбик- имена прилагательные мужского рода
3 столбик- имена прилагательные среднего рода
-Что общего в этих группах?
-Чем различаются три столбика?
-Всё ли вы знаете об имени прилагательном?
III. Постановка учебной проблемы
- Прочитайте строки из сказки Пушкина « Сказка о попе и его работнике Балде»:
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив. (склонный придумывать хитрости- Словарь Ушакова)
-Поработайте над этими строчками.
-Определите часть речи.
-В каких словах в определении частей речи вы испытали затруднения?
1. Определения знания / незнания
-Предлагаю заполнить карточку « Я знаю, я умею, я могу» в первой графе. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?».
«Я знаю, я умею, я могу» (+ или ?)
- У кого не все знаки «+»? Что вы еще не знаете и не умеете?
2. Выведение темы и задачи урока.
-Попробуйте сформулировать тему урока (Прилагательные полные и краткие) (на доске открыть)
-Какую цель вы перед собой поставите?
- Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «?» превратились в «+». (Нарисовать вопрос + стрелка к плюсу) (на доске открыть)
3. Поиск решения проблемы
-Сравните слова догадлив, повадлив со словами в словосочетаниях.
Догадлив - Догадливый ум
Повадлив - Повадливый до хитростей
-Что заметили интересного? (Догадлив – догадливый; похожие слова)
-Какой частью речи являются слова догадливый?
- Имя прилагательное
Прилагательное? Поставьте вопрос (какой?) (на доске открыть)
-Поставьте вопрос к слову догадлив (мы изменили вопрос полного прилагательного в вопрос каков?)
- Что сделали с вопросом полного прилагательного?
- Предположите, какой частью речи является слово догадлив?
- Что произошло с прилагательным? (оно стало короче, не стало окончания)
- Так, каким оно стало? (кратким)
IV. «Открытие» нового знания
-Значит, качественные имена прилагательные могут быть как полными, так и краткими (на доске открыть)
Полные имена прилагательные | Краткие имена прилагательные |
-А теперь посмотрите, кто к вам пришёл в гости? (Белка)
-Из какой сказки? Как сказка называется полностью?
-Подскажите белочке, на какие вопросы отвечает полная форма имён прилагательных?
-А теперь помогите белочке и превратите вопрос полной формы в вопрос краткой формы.
- Первое превращение у нас уже есть. Кто назовет? (какой? – каков?)
Какой? Какая? Какое? Какие? | Каков? Какова? Каково? Каковы? |
-Как изменяются полные прилагательные? (по родам, числам, падежам - на доске открыть)
Изменяются по числам, родам, падежам. | |
-А хотите узнать, как изменяются краткие прилагательные?
- Предлагаю провести исследование. Прочитайте.
- Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
- Кто узнал сказку?
- Измените прилагательные прекрасный и ненастный по вопросам и запишите в таблицу на рабочих листах;
для первого варианта – прекрасный, для второго - ненастный.
Какой? | Каков? | Какова? | Каково? | Каковы? |
1в. | Прекрасен | прекрасна | прекрасно | прекрасны |
2в. | Ненастен | ненастна | ненастно | ненастны |
добрый | добр | добра' | до'бро | до'бры' |
легкий | лёгок | легка' | легко' | ле'гки' |
- Как изменили?
- Сделайте вывод. Как изменяются краткие прилагательные? (по числам и родам – на доске открыть)
Изменяется по числам и родам |
- Как вы думаете, имеют ли краткие прилагательные падежные формы?
Давайте разберемся.
- Прочитайте отрывок из Сказки о Мертвой Царевне и Семи Богатырях.
Царевна дверь тихонько заперла,
Под окном за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно.
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
- Какие краткие прилагательные использовал А.С. Пушкин для описания яблока?
- Составьте и вы предложение о яблоке, используя слова в рабочих листах (душисто, спелое, и, яблоко, свежо). Запишите.
Спелое яблоко свежо и душисто.
- Прочитайте предложение.
-Назовите краткие прилагательные. С каким словом они связаны в предложении? Каким членом предложения является слово яблоко?
-Так, какой член предложения в первую очередь поясняет краткое прилагательное? (подлежащее.)
- Значит, каким членом предложения являются краткие прилагательные? (сказуемым).
- Что мы можем добавить в нашу таблицу? + роль в предложении
Являются определениями и сказуемыми | Являются сказуемыми |
В Энциклопедическом справочнике юного филолога сказано, что «словосочетание существительного с полным прилагательным служит названием предмета с уточнением его признака, а сочетание существительного с кратким прилагательным выражает сообщение, поэтому краткое прилагательное в предложении является сказуемым».
- А может ли сказуемое изменяться по падежам? (нет)
- По таблице расскажите, что вы узнали о прилагательных в краткой форме.
Прилагательные |
полные | краткие |
Какой? Какая? Какое? Какие? | Каков? Какова? Каково? Каковы? |
Изменяются по падежам, родам, числам, т.е. склоняются | Изменяются только по родам и числам |
Являются определениями сказуемыми | Являются сказуемыми |
- Сравните свой вывод с правилом в учебнике на с.234. (выводы одинаковые)
- Ребята, когда я готовилась к уроку, нашла в учебнике «История русского языка» интересную информацию из истории кратких прилагательных. Оказывается, что в древнерусском языке краткие прилагательные изменялись по падежам. И следы падежных форм кратких прилагательных сохранились в литературных произведениях. Найдите их в отрывках из сказок Пушкина и определите падеж.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава:
Сладку речь-то (В.п.) говорит, (А какую речь можно назвать сладкой?)
Будто реченька журчит.
К красну солнцу (Д.п.) наконец (Какой смысл в эпитете красно солнце?)
Обратился молодец.
V.Физминутка
Ветер по морю гуляет (волнообразные движения руками)
И кораблик подгоняет. (толкаем руками вперед)
Он бежит себе в волнах (побежали)
На раздутых парусах. (Круговые движения руками)
Мимо острова крутого, (посмотреть по сторонам)
Мимо города большого. (развести руки в стороны, посмотреть друг на друга).
- Продолжим работу по теме урока.
VI. Первичное закрепление
1. И опять у нас в гостях Мудрец из сказки о « Золотом петушке». Он принёс нам задание. Хотите узнать какое? ( Упр. 589)
- Какие особенности, с точки зрения произношения, вы заметили? (У кратких прилагательных мужского и среднего рода ударение падает в основу, а у кратких прилагательных женского рода в окончание.)
Запишите:
1 ряд- задание 1
2 ряд- задание 2
- Прочитайте отрывок из Сказки о Царе Салтане.
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа…»
- Найдите прилагательное, измените его в краткой форме по числам и родам. Запишите в таблицу в рабочих листах.
Какой? | Каков? | Какова? | Каково? | Каковы? |
добрый | добр | добра' | до'бро | до'бры' |
легкий | лёгок | легка' | легко' | ле'гки' |
- Как образовалась краткая форма? (по вопросам)
- Что изменилось в составе слова? (отбросили целое окончание, часть окончания).
- Прочитайте отрывок. Кто узнал сказку?
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы.
- От выделенных прилагательных образуйте краткую форму и заполните оставшуюся строчку таблицы в рабочих листах.
-Что вы заметили в основе кратких прилагательных множественного числа?
2. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую
-Прочитайте правило на стр. 235. Что нового ещё вы узнали кратких прилагательных?
-Прочитайте отрывок.
Ветер, ветер! Ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч.
-В каком слове вы заметили изученную орфограмму?
- Почему в слове «могуч» нет мягкого знака?
- А как вы объясните написание слов- гоняешь, туч?
VII. Самостоятельная работа (В парах на листах желтого цвета).
- Заменить полное прилагательное на краткое, указать число, род, синтаксическую роль в предложении.
1)Правду молвить, молодица
Высокая/Высока, стройная/стройна, белая/бела,
И умом и всем взяла.
2)Для меня вы все равные/равны,
Все удалые/удалы, все умные/умны…
3).Жил- был славный царь Дадон.
Смолоду был грозный/грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело…
- Проверьте самостоятельно. Кто не допустил ошибок? Кому еще нужно поработать?
- А теперь помогите золотой рыбке: образуйте и запишите рядом с полной формой краткую. ( Упр. 592) (взаимопроверка)
VIII. Рефлексия учебной деятельности
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.
- Вернемся к таблице «Я знаю, я умею, я могу». Заполните, пожалуйста, пустые клеточки.
Опираясь на таблицу, закончите предложения.
Сегодня я убедился в том, что…
Теперь я умею определять…
Было трудно…
Было интересно…
- Вспомните, с каких слов мы начали урок? Выскажите свое мнение о том, почему именно эти слова стали эпиграфом к нашему уроку?
(1. В высказывании встречаются прилагательные в краткой форме. 2. На примере отрывков из сказок А.С. Пушкина убедились, что словами можно передать всю красоту окружающего мира).
IX. Рефлексия урока
- Ребята, дайте свою оценку сегодняшнему уроку, выберите и прикрепите смайлик на рабочий лист.
Веселый – вы замечательно потрудились, вам всё удалось.
Грустный – не все понятно, нужно еще потрудиться, требуется помощь.
- Поднимите рабочие листы, покажите их.
- Спасибо за урок!
X. Домашнее задание (открыть на доске)
- Запишите домашнее задание:
1) Упр. 2, с. 109; правило, с. 108-110.
2) По выбору (по желанию) домашнее задание на карточках можно взять у доски. (Составить предложения, используя краткие прилагательные, об одном из героев сказок А.С. Пушкина.)