Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием". Урок - объяснение нового материала. Учащиеся на данном уроке самостоятельно приходят к выводу, как пишутся слова с чередующимися гласными. В уроке присутствуют занимательные моменты: сказка, игра "Хлопок", загадки, игра "Третий лишний", работа с сигнальными карточками. Помимо этого учащиеся работают самостоятельно, выполняют работу по вариантам, выборочный диктант. В конце урока интересно проводится подведение итогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием" »
Тема урока: Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Цели урока:
Объяснить правописание Е - И в корнях с чередованием;
Развивать умение определять выбор букв Е – И в корнях;
Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование урока:
Раздаточный материал, презентация.
Тип урока:
Объяснение нового материала.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Взгляните на этот красивый цветок. Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.
- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).
В словах главной частью является что?
-Почему?
( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение).
Актуализация ранее изученного.
- Сегодня мы с вами будем говорить об орфограмме в корне слова, о буквах Е-И в корнях с чередованием.
- Вспомним, какие орфограммы-гласные в корне слов нам известны?
(Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне)
- Какие корни с чередованием изучили?
- От чего зависело правописание гласных в корне -лаг- - -лож-?
А -раст (ращ)- - -рос?
Сообщение темы
- Сегодня вам предстоит узнать, от чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием е-и.
Целеполагание
- Давайте подумаем, какова цель урока?
-А что мы должны уметь в конце урока?
Работа по теме
На доске:
СобИрать-собЕру
ЗапИрать-запЕреть
ОтдИрать-отдЕру
ЗамИрать-замЕреть
БлИстать-блЕстеть
ЗастИлать-застЕлить
-Прочтем слова, назовем корни и чередующиеся в них гласные.
-Сделаем вывод о написании корней с чередованием.
- Сравним наш вывод с формулировкой учебника.
Я вам расскажу сказку, послушайте.
Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга». Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья. И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом суффикс -А. «Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие. Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.
- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне? (от последующего согласного или суффикса А)
Я раздам вам памятки, вы их вклейте себе в словарик, и ими пользуйтесь!
Запись под диктовку, через запятую.
Натирать пол,
Убирать квартиру,
Запереть дверь,
Вытереть посуду,
Замер от ужаса,
Протирать стол,
Уберешь посуду,
Вытирать окна,
Собирать грибы,
Запирать на замок.
Выборочный диктант.
- Выпишите слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с е и и в корнях. Графически обозначьте условия выбора орфограммы.
На девичниксобираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.
А хозяюшкой она в терему меж тем однаприберет и приготовит.
Прибежал бесенок, задыхаясь, весь мокрехонек, лапкойутираясь…
Видишь ли ты палку эту?Выбери любую мету.
Но где Людмила? Он один! В нем сердце, вспыхнув,замирает.
Фарлаф с боязнию глядит; в тумане ведьма исчезает, в нем сердцезамерло, дрожит.
Коньупирается, дрожит…
Месяц под косойблестит, а во лбу звезда горит.
Лингвистическая физминутка.
«Хлопок». Слово с И – хлопок.
Смелый умирает один раз, а трус каждый день.
Смерть чинов не разбирает.
Солдат службы не выбирает.
Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.
Кто детям потакает, сам слезы вытирает.
Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
Не силой дерутся – умением.
Не задирай нос высоко – споткнешься.
Давайте выполним упражнение 654
А теперь под цифрой 2 –самостоятельно.
Давайте проверим!
Давайте обратимся к слайду, игра- третий лишний.
- Чему учились?
- Что вспомнили?
Я читаю вам загадки, ваша задача, найти слово с чередующейся гласной.
а)Постелю рогожку, посею горошку,
положу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.)
б)Где пробегает – ковром устилает. (Снег.)
в) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)
г) Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)
Обратите внимание на слайд, написаны глаголы. От данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой Е в корне. Графически обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы:
Расстилать – расстелить ( нет а)
Зажигать –
Натирать –
Замирать –
Опираться –
Перестилать–
На столе лежат карточки с гласными Е-И. Учитель называет слова – ученик поднимает карточку с правильным вариантом ответа: