Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: усвоение новых знаний
УМК: Русский язык 5 класс. Автор учебника Т.А.Ладыженская
Тема «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ».
Цель1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,
научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;
2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание; 3)тренировать умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность под руководством учителя
Задачи
Формируемые УУД:
Личностные : уважительное отношение к родному языку.
Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала.
Регулятивные: Развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности.
Познавательные : находить орфограммы в корнях по опознавательным признакам, правильно писать слова с названными в теме орфограммами.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация своего мнения .
Этап урока
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты УУД
1. Организацион-ный момент
Организовать направленное внимание на начало урока.
Создание положительного настроя учащихся на урок и проверка готовности рабочих мест. Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания
Приготовление к уроку.
Приветствие учителя.
Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Проявление познавательной активности
2. Актуализация знаний
3.Мотивация
Убедить детей в
возможности совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
- Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».
- С какой орфограммой мы познакомились на предыдущем уроке? (Буквы З и С на конце приставок)
- Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место).
-А для чего мы должны изучать орфограммы?
- Для чего нужно быть грамотным? Как вы думаете, пригодится ли вам это качество в – быть грамотным человеком? -Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне?
С правописанием каких согласных мы познакомились на предыдущем уроке? (букв З или С в приставках).
Предлагаю вам выполнить следующее задание: Записать слова под диктовку: расставить, разбить, раззадорить, испечь, избить, разложить, ниспадать, восхвалять, располагать.
Проверяем записанные слова, все ли было понятно?
Задает вопрос:
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Какую цель преследуем на уроке?
Что сегодня предстоит нам выяснить?
Вспоминают материал прошлого урока и отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся комментируют записанные слова
Возникли затруднения, не знают как пишутся слова с корнем –лаг- лож-
Метапредметные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
3. Постановка цели урока
Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Отвечают на вопрос и формулируют тему, цель урока.
Познавательные УУД:
Включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока,формулировка собственного мнения и аргументирование его.
4.Изучение нового.
5.Первичное усвоение новых знаний.
6. Закрепление знаний о написании корней ЛАГ-ЛОЖ.
Познание новых знаний.
Развитие умения применять новые знания.
Оценивание правильности выполнения заданий.
-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ?
Предлагаю следующее задание выполнить в парах.
1. Спишите, выделите корень.
Располагать, излагать, проложить, предложение, прилагательное,
изложение, предложение.
Выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Какой вывод можно сделать?
Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.
Сверьте свой ответ с учебником и прочитайте орф.12.
- Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило.
А-г О- ж
Выполним упражнение № 447 на новое правило из учебника. Провести взаимпроверку.
Отвечают на вопрос.
Читают орфограмму.
Записывают слова, выделяют корень.
Высказывают свое мнение
Контролируют свою деятельность по ходу выполнения задания.
Ученики говорят правило, затем сверяют его с учебником.
Дети проговаривают шаги алгоритма.
(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).
Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».
Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
7. Динамическая пауза (этап физической разрядки)
Смена вида деятельности
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке
Создает условия для снятия переутомления у детей.
Выполняют упражнения
8. Закрепление изученного.
9. Рефлексия деятельности
10. Домашнее задание.
Сообщение дополнительного материала по культуре речи.
Творческая работа.
Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от варианта корня. Корень обозначить графически. Пол..жить, распол..жение, предпол..гать, изл..гать, предпол..жить, пол..гать, изл..жение, изл..ожить, прил..гательное, пол..жить, предпол..жение, нал..гать, разл..жить, вл..жить.
Ребята,запомните, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться спать».Составьте с этим глаголом словосочетание и запишите его.
Задание: кто быстрее запишет как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить». Время пошло. Проверяем. Какой корень в написанных глаголах и почему?
Составить и записать мини-текст на тему «Поход в лес» по опорным словам: расположиться на опушке, разложили костер, сложили вещи, углубились в заросли.
Определить тип этого текста, свое мнение аргументировать.
Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ ( излагали, предполагали, проложили и т.д.).
Записывают дом. задание. 1.Упр. 448, графически обозначить орфограмму 12. 2) Составить карточку для соседа на изученное правило. (10 слов с пропущенными буквами в корнях);
Выполнение действий по заданию.
Ученики проверяют друг у друга работы.
Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Понимають личную ответственность за результаты деятельности. Оценивают свою деятельность на уроке.
Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют своё мнение.
Регулятивные: Развитие внимания учащихся, самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация своего мнения .
Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.
Урок по теме "Буквы О-А в корне -ЛАГ- -ЛОЖ- соответствует ФГОС, закрепляет написание корней с чередующейся гласной. На уроке формируются умения правописания корней -лаг- -лож-.,вырабатываются умения находить слова с изученной орфограммой, развивается память, образное мышление. В уроке используется презентация.