План - конспект урока.
1 этап. Самоопределение к деятельности. (1-2 мин)
Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте настроимся на урок, улыбнемся друг другу и пожелаем всем успеха. А для начала определите ваше настроение в начале урока .
2 этап. Актуализация знаний. Мотивация. Возникновение проблемной ситуации. (4-5 мин)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности.
- Фронтальная работа. Найдите четвертое лишнее.
Ра..считать, ..делать, бе..вкусный, ра..писание.
Пол..жить, изл..жение, предл..гать, выл..жишь.
Р..стение, р..сток, выр..стать, возр..ст.
Ч..рный, дириж..р, ж..нглер, ч..лка.
--Ребята, когда произнесли слово «жонглер», мне сразу вспомнилась наша с вами недавняя поездка. Какая? Да, в цирк. Вам нравится цирк? А как вы думаете, существует ли связь между двумя словами: «цирк» и «циркуль»?
--Молодцы!
--Обратите внимание на произношение этих трех слов. А как вы думаете, почему в этих словах при одинаковом произношении пишутся разные буквы?
---- Какова тема урока?
---Сформулируйте цель нашего урока.
3 этап. «Открытие нового знания»(7-8 мин)
Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.
Парная работа.
Для того чтобы разобраться в этом я вам предлагаю поработать в парах. Распределите слова с выделенными исконно-русскими и заимствованными морфемами по таблице:
на цыпочках, цитрус, цыпленок, лекция, сестрицын, дикция, куцый, цистерна, цирк, цыган, цыкнуть, молодцы.
МОРФЕМЫ
Исконно-русские
Заимствованные
---Объясните, как вы распределяли слова?
---Сформулируйте правило написания букв И,Ы после Ц.
----Трудно ли будет применять это правило? Почему?
Есть еще одно правило. Может быть, вам легче покажется оно?
4 этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 мин).
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного конспекта.
--Прочитайте другой вариант правила в вашем учебнике на стр. 39. Составьте схему по этому правилу. Запишите в орфографическую тетрадь.
----Объясните написание слов из вашей таблицы по этому правилу.
После Ц
И Ы
- В корне слова 1) В суффиксе и окончании
- В словах на – ция 2) В словах-исключениях:
Цыган подошел к цыпленку на цыпочках
И цыкнул ему: «Цыц!»
Сенсорные касания + физкультминутка.
-Вы, наверное, устали? Давайте немного отдохнем. Как вы оцените работу класса на уроке? Тогда коснитесь друг друга ладошками и похвалите, пожелайте здоровья, поздравьте с успехом. Пройдите по классу к тому, кого хотели бы тоже похвалить или подбодрить. Садимся по своим местам и продолжим работу.
5 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 мин)
Цель: осознание того, где могут пригодиться знания.
Групповая работа. Отгадайте слова по их лексическому значению. Объясните их правописание.
1. Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).
2. Плодовые деревья, к которым принадлежат мандарины, лимоны, апельсины (цитрусовые).
3. Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция).
4. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).
5. Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).
6. Дословная выдержка из текста (цитата).
7. Твердый покров черепахи (панцирь).
8. Пункт остановки ж/д поездов (станция).
9. Детеныш курицы (цыпленок).
10. Короткий, обрубленный хвост (куцый).
---Проверьте. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
- Какая группа оказалась самой эрудированной?
6 этап. Контроль и самоконтроль.
Решите тест.
1. Укажи слово, в котором после Ц пишется буква Ы:
А) ц..рк Б) делегац..я В) ц..ганочка.. Г) ц..фра
2. Укажи слово, в котором в корне пишется буква И:
А) ц..кнуть Б) ц..новка В) ц..пленок Г) уц..питься
3. В какой группе во всех словах пишется И?
А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые
Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц..
Проверьте.
1. В 2. Б 3. А
7 этап. Домашнее задание (дифференцированное).
1. П. 87 Упр.464 - всем
2. Упр. 462 или
3. Составить текст, в котором бы встретилось не менее 10 слов на изученную орфограмму
8 этап. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: осознание учащимися своей УУД, оценка своей деятельности и деятельности коллектива.
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ее? Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке? Оцените свою работу.