kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                           План - конспект урока.

 

           1 этап. Самоопределение к деятельности. (1-2 мин)

           Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте настроимся на урок, улыбнемся друг другу и пожелаем всем успеха. А для начала определите ваше настроение в начале урока .

 

          2 этап. Актуализация знаний. Мотивация. Возникновение проблемной ситуации. (4-5 мин)

         Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности.

  1. Фронтальная работа. Найдите четвертое лишнее.

Ра..считать, ..делать, бе..вкусный, ра..писание.

Пол..жить, изл..жение, предл..гать, выл..жишь.

Р..стение, р..сток, выр..стать, возр..ст.

Ч..рный, дириж..р, ж..нглер, ч..лка.

 

--Ребята, когда произнесли слово «жонглер», мне сразу вспомнилась наша с вами недавняя поездка. Какая? Да, в цирк. Вам нравится цирк? А как вы думаете, существует ли связь между двумя словами: «цирк» и «циркуль»?

--Молодцы!

--Обратите внимание на произношение этих трех слов. А как вы думаете, почему в этих словах при одинаковом произношении пишутся разные буквы?

---- Какова тема урока?

---Сформулируйте цель нашего урока.

 

 

         3 этап. «Открытие нового знания»(7-8 мин)

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.

 

Парная работа.

Для того чтобы разобраться в этом я вам предлагаю поработать в парах. Распределите слова с выделенными исконно-русскими и заимствованными морфемами по таблице:

на цыпочках, цитрус, цыпленок, лекция, сестрицын, дикция, куцый, цистерна, цирк, цыган, цыкнуть, молодцы.

 

                                                           МОРФЕМЫ

                 Исконно-русские

               Заимствованные

 

 

 

---Объясните, как вы распределяли слова?

---Сформулируйте правило написания букв И,Ы после Ц.

----Трудно ли будет применять это правило? Почему?

Есть еще одно правило. Может быть, вам легче покажется оно?

4 этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 мин).

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного конспекта.

 

--Прочитайте другой вариант правила в вашем учебнике на стр. 39. Составьте схему по этому правилу. Запишите в орфографическую тетрадь.

----Объясните написание слов из вашей таблицы по этому правилу.

                                                      После Ц

 

                           И                                                      Ы

  1. В корне слова                                    1) В суффиксе и окончании
  2. В словах на – ция                              2) В словах-исключениях:

                                                                 Цыган подошел к цыпленку на цыпочках

                                                                 И цыкнул ему: «Цыц!»   

 

 

 

 

Сенсорные касания + физкультминутка.

-Вы, наверное, устали? Давайте немного отдохнем. Как вы оцените работу класса на уроке? Тогда коснитесь друг друга ладошками и похвалите, пожелайте здоровья, поздравьте с успехом.  Пройдите по классу к тому, кого хотели бы тоже похвалить или подбодрить. Садимся по своим местам и продолжим работу.

 

 

5 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 мин)

Цель: осознание того, где могут пригодиться знания.

Групповая работа. Отгадайте слова по их лексическому значению. Объясните их правописание.

1.     Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).

2.     Плодовые деревья, к которым принадлежат мандарины, лимоны, апельсины (цитрусовые).

3.     Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция).

4.     Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).

5.     Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

6.     Дословная выдержка из текста (цитата).

7.     Твердый покров черепахи (панцирь).

8.     Пункт остановки ж/д поездов (станция).

9.     Детеныш курицы (цыпленок).

10.                                        Короткий, обрубленный хвост (куцый).

 

---Проверьте. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

-  Какая группа оказалась самой эрудированной?

 

6 этап. Контроль и самоконтроль.

 

Решите тест.

1.     Укажи слово, в котором после Ц пишется буква Ы:

А) ц..рк         Б) делегац..я          В) ц..ганочка..          Г) ц..фра

          2. Укажи слово, в котором в корне пишется буква И:

               А) ц..кнуть      Б) ц..новка           В) ц..пленок        Г) уц..питься

          3. В какой группе во всех словах пишется И?

              А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые

              Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц..

 

Проверьте.

 

1.     В           2. Б          3. А

 

7 этап. Домашнее задание (дифференцированное).

1.     П. 87 Упр.464 - всем

2.     Упр. 462 или

3.     Составить текст, в котором бы встретилось не менее 10 слов на изученную орфограмму

 

8 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей УУД, оценка своей деятельности и деятельности коллектива.

 

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ее? Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке? Оцените свою работу.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы И-Ы после Ц" »

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.  А.И.Куприн

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.И.Куприн

Парная работа (7 мин.) Распределите слова с выделенными исконно-русскими и заимствованными морфемами по таблице: на цып очках, цитрус , цыпл енок, лек ци я, сестриц ын , дик ци я, куц ый , цистерн а, цирк , цыган , цык нуть, молодц ы

Парная работа (7 мин.)

Распределите слова с выделенными исконно-русскими и заимствованными морфемами по таблице:

на цып очках, цитрус , цыпл енок, лек ци я, сестриц ын , дик ци я, куц ый , цистерн а, цирк , цыган , цык нуть, молодц ы

1. 1. 2. НА - ЦИЯ 2.

1.

1.

2.

НА - ЦИЯ

2.

Как легче запомнить?

Как легче запомнить?

Групповая работа (7 мин) Отгадайте слова по их лексическому значению. Объясните правописание этих слов . Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью . 2. Плодовые деревья, к которым принадлежат мандарины, лимоны, апельсины. 3. Систематическое собрание каких-либо предметов. 4. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой. 5. Род перчаток с отделением только для большого пальца. 6. Дословная выдержка из текста. 7. Твердый покров черепахи . 8. Пункт остановки ж/д поездов. 9. Детеныш курицы. 10. Короткий, обрубленный хвост.

Групповая работа (7 мин)

Отгадайте слова по их лексическому значению. Объясните правописание этих слов .

  • Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью .

2. Плодовые деревья, к которым принадлежат мандарины, лимоны, апельсины.

3. Систематическое собрание каких-либо предметов.

4. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой.

5. Род перчаток с отделением только для большого пальца.

6. Дословная выдержка из текста.

7. Твердый покров черепахи .

8. Пункт остановки ж/д поездов.

9. Детеныш курицы.

10. Короткий, обрубленный хвост.

Контроль и самоконтроль Решите тест (5 мин) 1 . Укажи слово, в котором после Ц пишется бу ква Ы : А) ц..рк Б) делегац..я В) ц..ганочка.. Г) ц..фра  2 . Укажи слово, в котором в корне пишется буква И : А) ц..кнуть Б) ц..ркуль В) ц..пленок Г) уц..питься  3 . В какой группе во всех словах пишется И ?  А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые  Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц..

Контроль и самоконтроль

Решите тест (5 мин)

  • 1 . Укажи слово, в котором после Ц пишется бу ква Ы :

А) ц..рк Б) делегац..я В) ц..ганочка.. Г) ц..фра

2 . Укажи слово, в котором в корне пишется буква И : А) ц..кнуть Б) ц..ркуль В) ц..пленок Г) уц..питься

3 . В какой группе во всех словах пишется И ?

А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые

Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц..

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ В  Б

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

  • В

  • Б

  • А
П. 87 (правило) Упр.464 (для всех)  (на выбор):
  • П. 87 (правило) Упр.464 (для всех)
  • (на выбор):

А) Упр. 462

Б) Составьте текст, в котором бы встретилось не менее 10 слов на изученную орфограмму.

В) Нарисуйте картинку с изображением слов-исключений.

Вспомни, какую цель ставили перед собой в начале урока? Достиг ли ты ее? Как на уроке работал класс? Как на уроке работал ты?
  • Вспомни, какую цель ставили перед собой в начале урока?
  • Достиг ли ты ее?
  • Как на уроке работал класс?
  • Как на уроке работал ты?
Урок полезен ,  Все понятно, Лишь кое-что чуть-чуть не ясно , Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!

Урок полезен ,

Все понятно,

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно ,

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Спасибо за урок!  Вы сегодня МО-ЛОД-Ц Ы !

Спасибо за урок!

Вы сегодня

МО-ЛОД-Ц Ы !

1. Ра..считать, ..делать, бе..вкусный, ра..писание  2. Пол..жить, изл..жение, предл..гать, выл..жишь  3 . Р..стение, р..сток, выр..стать, возр..ст  4. Ч..рный, дириж..р, ж..нглер, ч..лка
  • 1. Ра..считать, ..делать, бе..вкусный, ра..писание
  • 2. Пол..жить, изл..жение, предл..гать, выл..жишь
  • 3 . Р..стение, р..сток, выр..стать, возр..ст
  • 4. Ч..рный, дириж..р, ж..нглер, ч..лка


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Автор: Морозова Марина Владимировна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Технологическая карта урока русского языка  по теме  «Буквы Ы — И после приставок» 5 класс, ФГОС"
    ["seo_title"] => string(86) "tiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykapotiemiebukvyyiposliepristavok5klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "329264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463903508"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)» "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-glasnyie-v-suffiksakh-ghlagholov-ova-ieva-i-yva-iva"
    ["file_id"] => string(6) "152008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420796959"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Разработка урока по русскому языку на тему "Буква Ъ" (1 класс УМК Школа России)"
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_bukva_1_klass_umk_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "467619"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1524620260"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Урок русского языка по теме   «Закрепление изученного о видах предложений», 2 класс (УМК "Гармония") "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-zakrieplieniie-izuchiennogho-o-vidakh-priedlozhienii-2-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "145059"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418835176"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства