kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)»

Автор: Потапова Эльмира Ибрагимовна

Место работы, должность:  МБОУ «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы высшей кв.категории

Класс: 5 класс

Предмет: Русский язык

Цель урока:

  • повторить материал по теме «Видовые пары глаголов»;
  • закрепить полученные знания;
  • формировать умения и навыки владеть способом действия по выбору гласной буквы в суффиксах глаголов прошедшего времени и инфинитива

 

 

Планируемые результаты

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников. 

Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования;(выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

 

Предметные:

распознавать переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, видовые пары, определять наклонение и время глагола, устанавливать связь вида и времени глагола; писать буквы гласных в суффиксах -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-), буквы гласных перед суффиксом -ва-,

 

Основные понятия:

Совершенный и несовершенный вид, видовые пары, суффиксы глаголов, орфограмма

Межпредметные связи:

Литература

Ресурсы:

Учебник  Русский язык. 5 класс.- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Под науч.ред.акад. РАО А.А.Леонтьева. Изд 2-е, перераб, М.: Баласс, 2012.- («Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум» ).)

Используемая методическая литература: "Методические рекомендации для учителя". Авторы Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова;

ЦОР: презентация Power Point.

Используемое оборудование: интерактивная доска, проектор.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Интернет-ресурсы

http://shkola.lv/index.php?mode=lesson&lsnid=571

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Организация пространства:

  • Работа групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.

 

Краткое описание: урок проводится в оборудованном кабинете с интерактивной доской. Ученик у доски заполняет таблицу при помощи инструмента (маркера). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)» »

Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)»

Автор: Потапова Эльмира Ибрагимовна

Место работы, должность:  МБОУ «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы высшей кв.категории

Класс: 5 класс

Предмет: Русский язык

Цель урока:

  • повторить материал по теме «Видовые пары глаголов»;

  • закрепить полученные знания;

  • формировать умения и навыки владеть способом действия по выбору гласной буквы в суффиксах глаголов прошедшего времени и инфинитива



Планируемые результаты

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников. 

Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования;(выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.


Предметные:

распознавать переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, видовые пары, определять наклонение и время глагола, устанавливать связь вида и времени глагола; писать буквы гласных в суффиксах -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-), буквы гласных перед суффиксом -ва-,


Основные понятия:

Совершенный и несовершенный вид, видовые пары, суффиксы глаголов, орфограмма

Межпредметные связи:

Литература

Ресурсы:

Учебник Русский язык. 5 класс.- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Под науч.ред.акад. РАО А.А.Леонтьева. Изд 2-е, перераб, М.: Баласс, 2012.- («Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум» ).)

Используемая методическая литература: "Методические рекомендации для учителя". Авторы Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова;

ЦОР: презентация Power Point.

Используемое оборудование: интерактивная доска, проектор.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Интернет-ресурсы

http://shkola.lv/index.php?mode=lesson&lsnid=571

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Организация пространства:

  • Работа групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.


Краткое описание: урок проводится в оборудованном кабинете с интерактивной доской. Ученик у доски заполняет таблицу при помощи инструмента (маркера).


Ход урока


1. Организационный момент.(Слайды №1,2)

2. Актуализация.

Проверка дом.зад. Упр.555 (по цепочке, с объяснением).

  1. Опрос.(Слайд №3)

  • Что такое видовая пара? (глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с близким лексическим значением)

  • Чем различаются глаголы в видовых парах? (суффиксами или приставками).

  • Вид глагола – постоянный или непостоянный признак? (Постоянный).

  • Какой из глаголов не образует видовой пары: бить, лить, читать, прыгать, бедствовать? (бедствовать).

  1. Словарный тренировочный диктант.

Узнайте слово, запишите его:

  1. Скрытое образное сравнение. (Метафора).

  2. Речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. (Монолог).

  3. Способность воспринимать и различать запахи. (Обоняние).

  4. Бодрое, жизнерадостное мироощущение. (Оптимизм).

  5. Изображение предмета в зеркале. (Отражение).

  6. Тот, кто наблюдал какое-либо событие. (Очевидец).

  7. Тот, кто обитает где-либо. (Обитатель)

  8. Жилое помещение в многоэтажном доме. (Квартира).

  9. Колючий садовый кустарник с кисло-сладкими ягодами. (Крыжовник).

  10. Поэтическое предание об истории, событии. (Легенда).

  11. Твердое тело с симметричным строением в форме многогранника. (Кристалл).

Самопроверка с доски. (Слайд 4)

  1. Синтаксическая разминка. Прослушать (прочитать) стих-е, выписать глаголы,определить вид.

(Стихотворение спроецировано на интерактивной доске). (Слайд №5)


Приходила осень, осень приходила.

В нашем доме окна дождиком помыла.

В нашем доме осень выдула все горе,

Золотых листочков разбросала море.

Золотила клены, лес и поле рядом,

Сдобрила, как сахаром, это мелким градом.

Мы так были рады, нежно улыбаясь,

Погрустив немного, ждать зимы остались.

После работы проводится беседа.

  • Для чего служат глаголы? (оживляют картину осени)

  • Составить схему третьего предложения. [ - =, =]

3. Основная часть урока. Введение в новую тему.

  1. Запишите глаголы, обозначьте в них суффиксы. Беседовать, рассказывать. (Слайд №6)

- О чем может рассказать – ть? (суффикс неопределенной формы глагола)

- Поставьте ударение

- В какой части слов есть орфограмма? (в суффиксе)

- Каков её опознавательный признак? (безударное положение гласной)

- Какая это орфограмма? Попробуйте сформулировать тему и цели урока. («Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)») (Слайд №7)

  1. Наблюдение.

Упражнение 556 выполнятся устно и письменно на доске и в тетрадях по «шагам» в задании. Вывод о написании букв ы-и и о-е в суффиксах глаголов в неопределенной форме и прошедшем времени учащиеся формулируют самостоятельно. Сравнение вывода учащихся с формулировкой правила в рамке на странице 120 учебника. (Слайд №8)

  1. Чтение правила в рамке.

  2. Приведение примеров.

  3. Задавание вопросов к смысловым частям текста, правила и ответы на них

  1. Составление алгоритма на вопрос «Как надо действовать, чтобы определить, какую гласную писать в –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) у глаголов?»

1. Поставь глагол в первое лицо ед.ч. наст. или буд. времени.

2. Если суффикс исчез, пиши в н.ф. и прош.вр. –ова-, -ева-

3. Если суффикс остался, пиши в н.ф. и прош.вр. –ыва-, -ива-

4. Начало формирования умений.

  1. Упр.557. Цель выполнения – научиться обозначать орфограмму, действовать по алгоритму. Упражнение выполняется под руководством учителя. Учитель дает образец выполнения: участвовать-участвую (несов.вид)

  2. Упр. 558. Задание «наоборот»: записать глаголы с орфограммой(действие по алгоритму). Учитель показывает образец выполнения: завидую-завидовать, завидовал. Далее-по «шагам» в задании с проговариванием действий.

  3. Творческий диктант. (Слайд №9)

Замените словосочетания глаголами с –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) по образцу:

Проводить беседу-беседовать (беседую)

Дал совет(посоветовал), подводить итог(подытожил), проводить расследование(расследовал),производить расчет(рассчитывал).

Проверка вслух с проговариванием алгоритма действий.

  1. Самостоятельная работа по таблице. (работа в парах) (Слайд №10)

Глаголы

Суффиксы

Примеры

Совет-ова-ть

-ова-


Гор-ева-ть

-ева-


Рас-сматр-ива-ть

-ива-


Рас-сказ-ыва-л

-ыва-


Ныр-ну-ть

-ну-


Брос-и-ть

-и-


Брос-а-ть

-а-


Да-ва-ть

-ва-


Вис-е-ть

-е-


Телеграф-ирова-ть

-ирова-


Сигнал - изирова-ть

-изирова-







  1. Знакомство с теоретическим материалом по теме http://shkola.lv/index.php?mode=lesson&lsnid=571


5. Закрепление. Работа с интерактивной доской (Слайд №11)

  1. Тренировочное упражнение.

Образовать необходимые для проверки глагольные формы, вставить пропущенные буквы.

Выздоравл…вать, исповед…вать, обветр…вать, отвоёв…вать, перебрас…вать, перекап…вать, перекле…вать, планир…вать, разрисов…вать, сортир…вать.


  1. Индивидуальная работа с интерактивной доской. (Слайд №12)

Один ученик выполняет задание маркером.

- Переписать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Начертить схемы предложений.

1) Он к нам подошел сказал мне несколько ласковых слов и стал опять команд…вать. 2) Тихон вылавл…вает березовые дрова склад…вает на берегу а речушка несет все новые и новые поленья.

Объяснить изученную орфограмму, используя алгоритм.

  1. Тест по пройденному материалу. (Слайд №13)

Тест по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)»

1 вариант.

1. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) заворач...вать
2) огранич...вать
3) отлаж...вать
4) потч...вать

2. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква О?

1) выпляс...вать
2) испыт...вал
3) попроб...вать
4) высчит...вать

3. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Ы?

1) команд...вать
2) использ...вала
3) преслед...вать
4) развед...вать

4. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква И?

1) врач...вать
2) выпяч...вать
3) корч...вать
4) окольц...вать


2 вариант

1. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) передёрг...вать
2) гор...вать
3) просматр...вать
4) подмиг...вать

2. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква О? 

1) адрес...вать
2) догад...ваться
3) насвист...вать
4) опазд...вать

3. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Ы?

1) обрад...ваться
2) оборуд...вать
3) наклад...вать
4) бесед...вать

4. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква И?

1) прицел...ваться
2) запечатл...вать
3) зашпакл...вать
4) размал...вать


  1. Проверка с экрана. (Слайд №14)

1 вариант

1. 4

2. 3

3. 4

  1. 2

2 вариант

  1. 2

  2. 1

  3. 3

  4. 1


6. Подведение итогов. (Слайд 15)

1) -Назовите ключевые слова урока.

-С какой орфограммой познакомились?

-Каков опознавательный признак орфограммы?

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные в –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)?

-Образуйте неопределенную форму глаголов, которые в первом лице ед.ч. наст.вр. имеют формы заведую, проповедую.

2) Рефлексия.

- Что получилось? Что показалось трудным? Какую оценку вы бы поставили за работу на уроке: себе? Соседу по парте? Учителю?

Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.


?

Научился определять способ выбора –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

Научился определять способ выбора –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), но не уверен, что самостоятельно смогу различить эти суффиксы. Скажу себе : «Я старался!»

!!!

Научился определять способ выбора –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Умница!»


3) Выставление оценок

7. Домашнее задание по группам.

Первая группа работает по указанному предложению:

Друзья рассказывали, что дом композитора похож на жилище дровосека.

  1. Обозначьте изученные орфограммы.

  2. Выполните синтаксический разбор этого предложения.

  3. Выпишите глагол и укажите его форму.( рассказывали-прош.вр., мн.ч., невозвр., неперех., несов.в.)

  4. Разберите этот глагол по составу: рас-сказ-ыва-л-и.

Вторая группа выполняет упражнение 560 по заданию учебника.

Правило на с.120 оформляем в справочник и учим.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)»

Автор: Потапова Эльмира Ибрагимовна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152008


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства