Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)»
Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)»
Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)»
Автор: Потапова Эльмира Ибрагимовна
Место работы, должность: МБОУ «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы высшей кв.категории
Класс: 5 класс
Предмет: Русский язык
Цель урока:
повторить материал по теме «Видовые пары глаголов»;
закрепить полученные знания;
формировать умения и навыки владеть способом действия по выбору гласной буквы в суффиксах глаголов прошедшего времени и инфинитива
Планируемые результаты
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.
Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования;(выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Предметные:
распознавать переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, видовые пары, определять наклонение и время глагола, устанавливать связь вида и времени глагола; писать буквы гласных в суффиксах -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-), буквы гласных перед суффиксом -ва-,
Основные понятия:
Совершенный и несовершенный вид, видовые пары, суффиксы глаголов, орфограмма
Межпредметные связи:
Литература
Ресурсы:
Учебник Русский язык. 5 класс.- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Под науч.ред.акад. РАО А.А.Леонтьева. Изд 2-е, перераб, М.: Баласс, 2012.- («Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум» ).)
Используемая методическая литература: "Методические рекомендации для учителя". Авторы Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова;
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)» »
Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)»
Автор: Потапова Эльмира Ибрагимовна
Место работы, должность: МБОУ «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы высшей кв.категории
Класс: 5 класс
Предмет: Русский язык
Цель урока:
повторить материал по теме «Видовые пары глаголов»;
закрепить полученные знания;
формировать умения и навыки владеть способом действия по выбору гласной буквы в суффиксах глаголов прошедшего времени и инфинитива
Планируемые результаты
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.
Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования;(выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Предметные:
распознавать переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, видовые пары, определять наклонение и время глагола, устанавливать связь вида и времени глагола; писать буквы гласных в суффиксах -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-), буквы гласных перед суффиксом -ва-,
Основные понятия:
Совершенный и несовершенный вид, видовые пары, суффиксы глаголов, орфограмма
Межпредметные связи:
Литература
Ресурсы:
Учебник Русский язык. 5 класс.- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Под науч.ред.акад. РАО А.А.Леонтьева. Изд 2-е, перераб, М.: Баласс, 2012.- («Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум» ).)
Используемая методическая литература: "Методические рекомендации для учителя". Авторы Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова;
Работа групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
Краткое описание: урок проводится в оборудованном кабинете с интерактивной доской. Ученик у доски заполняет таблицу при помощи инструмента (маркера).
Ход урока
1. Организационный момент.(Слайды №1,2)
2.Актуализация.
Проверка дом.зад. Упр.555 (по цепочке, с объяснением).
Опрос.(Слайд №3)
Что такое видовая пара? (глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с близким лексическим значением)
Чем различаются глаголы в видовых парах? (суффиксами или приставками).
Вид глагола – постоянный или непостоянный признак? (Постоянный).
Какой из глаголов не образует видовой пары: бить, лить, читать, прыгать, бедствовать? (бедствовать).
Словарный тренировочный диктант.
Узнайте слово, запишите его:
Скрытое образное сравнение. (Метафора).
Речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. (Монолог).
Способность воспринимать и различать запахи. (Обоняние).
Бодрое, жизнерадостное мироощущение. (Оптимизм).
Изображение предмета в зеркале. (Отражение).
Тот, кто наблюдал какое-либо событие. (Очевидец).
Тот, кто обитает где-либо. (Обитатель)
Жилое помещение в многоэтажном доме. (Квартира).
Колючий садовый кустарник с кисло-сладкими ягодами. (Крыжовник).
Поэтическое предание об истории, событии. (Легенда).
Твердое тело с симметричным строением в форме многогранника. (Кристалл).
Самопроверка с доски. (Слайд 4)
Синтаксическая разминка. Прослушать (прочитать) стих-е, выписать глаголы,определить вид.
(Стихотворение спроецировано на интерактивной доске). (Слайд №5)
Приходила осень, осень приходила.
В нашем доме окна дождиком помыла.
В нашем доме осень выдула все горе,
Золотых листочков разбросала море.
Золотила клены, лес и поле рядом,
Сдобрила, как сахаром, это мелким градом.
Мы так были рады, нежно улыбаясь,
Погрустив немного, ждать зимы остались.
После работы проводится беседа.
Для чего служат глаголы? (оживляют картину осени)
Составить схему третьего предложения. [ - =, =]
3. Основная часть урока. Введение в новую тему.
Запишите глаголы, обозначьте в них суффиксы. Беседовать, рассказывать. (Слайд №6)
- О чем может рассказать – ть? (суффикс неопределенной формы глагола)
- Поставьте ударение
- В какой части слов есть орфограмма? (в суффиксе)
- Каков её опознавательный признак? (безударное положение гласной)
- Какая это орфограмма? Попробуйте сформулировать тему и цели урока. («Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)») (Слайд №7)
Наблюдение.
Упражнение 556 выполнятся устно и письменно на доске и в тетрадях по «шагам» в задании. Вывод о написании букв ы-и и о-е в суффиксах глаголов в неопределенной форме и прошедшем времени учащиеся формулируют самостоятельно. Сравнение вывода учащихся с формулировкой правила в рамке на странице 120 учебника. (Слайд №8)
Чтение правила в рамке.
Приведение примеров.
Задавание вопросов к смысловым частям текста, правила и ответы на них
Составление алгоритма на вопрос «Как надо действовать, чтобы определить, какую гласную писать в –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) у глаголов?»
1. Поставь глагол в первое лицо ед.ч. наст. или буд. времени.
2. Если суффикс исчез, пиши в н.ф. и прош.вр. –ова-, -ева-
3. Если суффикс остался, пиши в н.ф. и прош.вр. –ыва-, -ива-
4. Начало формирования умений.
Упр.557. Цель выполнения – научиться обозначать орфограмму, действовать по алгоритму. Упражнение выполняется под руководством учителя. Учитель дает образец выполнения: участвовать-участвую (несов.вид)
Упр. 558. Задание «наоборот»: записать глаголы с орфограммой(действие по алгоритму). Учитель показывает образец выполнения: завидую-завидовать, завидовал. Далее-по «шагам» в задании с проговариванием действий.
Творческий диктант. (Слайд №9)
Замените словосочетания глаголами с –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) по образцу:
Проводить беседу-беседовать (беседую)
Дал совет(посоветовал), подводить итог(подытожил), проводить расследование(расследовал),производить расчет(рассчитывал).
Проверка вслух с проговариванием алгоритма действий.
Самостоятельная работа по таблице. (работа в парах) (Слайд №10)
Глаголы
Суффиксы
Примеры
Совет-ова-ть
-ова-
Гор-ева-ть
-ева-
Рас-сматр-ива-ть
-ива-
Рас-сказ-ыва-л
-ыва-
Ныр-ну-ть
-ну-
Брос-и-ть
-и-
Брос-а-ть
-а-
Да-ва-ть
-ва-
Вис-е-ть
-е-
Телеграф-ирова-ть
-ирова-
Сигнал - изирова-ть
-изирова-
Знакомство с теоретическим материалом по теме http://shkola.lv/index.php?mode=lesson&lsnid=571
5. Закрепление. Работа с интерактивной доской (Слайд №11)
Тренировочное упражнение.
Образовать необходимые для проверки глагольные формы, вставить пропущенные буквы.
Индивидуальная работа с интерактивной доской. (Слайд №12)
Один ученик выполняет задание маркером.
- Переписать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Начертить схемы предложений.
1) Он к нам подошел сказал мне несколько ласковых слов и стал опять команд…вать. 2) Тихон вылавл…вает березовые дрова склад…вает на берегу а речушка несет все новые и новые поленья.
Объяснить изученную орфограмму, используя алгоритм.
Тест по пройденному материалу. (Слайд №13)
Тест по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)»
1 вариант.
1.В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные в –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)?
-Образуйте неопределенную форму глаголов, которые в первом лице ед.ч. наст.вр. имеют формы заведую, проповедую.
2) Рефлексия.
- Что получилось? Что показалось трудным? Какую оценку вы бы поставили за работу на уроке: себе? Соседу по парте? Учителю?
Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
?
Научился определять способ выбора –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился определять способ выбора –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), но не уверен, что самостоятельно смогу различить эти суффиксы. Скажу себе : «Я старался!»
!!!
Научился определять способ выбора –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Умница!»
3) Выставление оценок
7. Домашнее задание по группам.
Первая группа работает по указанному предложению:
Друзья рассказывали, что дом композитора похож на жилище дровосека.
Обозначьте изученные орфограммы.
Выполните синтаксический разбор этого предложения.
Выпишите глагол и укажите его форму.( рассказывали-прош.вр., мн.ч., невозвр., неперех., несов.в.)
Разберите этот глагол по составу: рас-сказ-ыва-л-и.
Вторая группа выполняет упражнение 560 по заданию учебника.