kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку на тему "Буква Ъ" (1 класс УМК Школа России)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Литвинцева Наталья Николаевна учитель начальной школы МБОУ г. Иркутска СОШ № 9

Разработка урока по русскому языку на тему "Буква Ъ" (1 класс УМК Школа России)

Буква Ъ

Задачи: познакомить учащихся с твердым знаком и особенностями использования этой буквы; совершенствовать навыки чтения, работы с текстом; развивать речь, память, внимание, воображение, любознательность, познавательные интересы.

Обучение УУД: умение озаглавливать тексты на основе выбор ключевых слов.

Пропедевтика: правописание твердого знака после приставки

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

-Сколько вы изучили гласных букв? согласных?

-Какая буква не обозначает звука? (Мягкий знак.)

-Для чего в русской азбуке нужен мягкий знак?

-Рассмотрите ленту букв на с. 73 «Азбуки». В клеточке какого цвета расположен мягкий знак?

-О чем это говорит? (Буква Ь не обозначает никакого звука.)

5. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока.

(Слайд №3)

- Прочитайте слова. Подумайте, чем они интересны.

Суббота, сорока, кросс, группа, тонна, масса

- Я считаю, что все эти слова двусложные.

- Кто считает, что я права?

- Почему ты считаешь, что я права (не права)?

- Какое задание можно выполнить со словами?

(Найти лишнее слово)

- Назовите тему урока

Физкультминутка.

6. Работа по теме урока.

1. Упражнение 7, стр. 77 – коллективно.

- Как произносится согласный звук на месте двойных согласных? (Долго.)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку на тему "Буква Ъ" (1 класс УМК Школа России)»

Автор: Литвинцева Наталья Николаевна учитель начальной школы МБОУ г. Иркутска СОШ № 9

Разработка урока по русскому языку на тему "Буква Ъ" (1 класс УМК Школа России)

Буква Ъ

Задачи: познакомить учащихся с твердым знаком и особенностями использования этой буквы; совершенствовать навыки чтения, работы с текстом; развивать речь, память, внимание, воображение, любознательность, познавательные интересы.

Обучение УУД: умение озаглавливать тексты на основе выбор ключевых слов.

Пропедевтика: правописание твердого знака после приставки

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

-Сколько вы изучили гласных букв? согласных?

-Какая буква не обозначает звука? (Мягкий знак.)

-Для чего в русской азбуке нужен мягкий знак?

-Рассмотрите ленту букв на с. 73 «Азбуки». В клеточке какого цвета расположен мягкий знак?

-О чем это говорит? (Буква Ь не обозначает никакого звука.)

5. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока.

(Слайд №3)

- Прочитайте слова. Подумайте, чем они интересны.

Суббота, сорока, кросс, группа, тонна, масса

- Я считаю, что все эти слова двусложные.

- Кто считает, что я права?

- Почему ты считаешь, что я права (не права)?

- Какое задание можно выполнить со словами?

(Найти лишнее слово)

- Назовите тему урока

Физкультминутка.

6. Работа по теме урока.

1. Упражнение 7, стр. 77 – коллективно.

- Как произносится согласный звук на месте двойных согласных? (Долго.)

- Двойные согласные пишутся в словах там, где слышится долгий согласный звук. Прочитаем слова на доске: хоккей, теннис, троллейбус, антенна. В них согласный звук произносится быстро, но тоже обозначается на письме двумя одинаковыми буквами. Написание таких слов надо запомнить.

2. Постановка проблемы.

Отгадайте загадки и запишите их на отдельных листиках, а я на доске. (Cлайд №5)

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К,
И мяч, шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … (Хоккей).

(Cлайд №6)

Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут …. (Аллея).

(Cлайд №7)

В магазин с сестрой ходили,
Все, что надо, там купили.
За батон, бутылку квасу
Заплатили деньги в… (Кассу).

(Cлайд №8)

Водитель открывает двери,
Кондуктор дает мне билет.
А я не просто так катаюсь,
Я важным словом называюсь. (Пассажир.)

(Cлайд №9)

По долинам, по оврагам 
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все, 
Называется… (Шоссе).

Слово не входит на строку.

- Что же делать?

- Что значит перенести?

Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?

- Какие у вас идеи?

Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.

Фиксирует на доске.

Алгоритм

1. Читаем слово.

2. Делим на слоги.

3. Вспоминаем правило.

4. Записываем.

- На что указывает эта схема?

3. Упражнение 8, стр.77 – списать любую группу слов.

II. Актуализация знаний

- Определи количество букв и звуков в слове.

III. Постановка целей и определение темы урока

- Как превратить слово «сел» в слово «съел»?

IV. Работа по теме урока

- Рассмотрите листья на с. 75 «Азбуки». Проведите фонетический анализ слова «листья».

- Начертите схему слова.

- Прочитайте слова: братья, сыновья, семья.

- Какую роль играет мягкий знак в словах?

- Проведите фонетический анализ слов обедал, объедал, Сёмка, съёмка

В том случае, когда согласный звук слышится твердо, а после него при произношении следует мягкий согласный звук [й’] и гласный звук, при написании, чтобы отделить согласную букву от гласной, используется буква Ъ — твердый знак.

- На что похожа буква Ъ?

(Обучение написанию разделительного твердого знака. Письмо в тетради.)

- Прочитайте с доски.

объявление изъян инъекция отъест

объезд подъезд объедки отъезд

съемка объем съест съезд

въехал объяснение объест съехал

- Ребята, Незнайка прислал письмо, в котором сообщаем о себе вот что: «Сел кашу. Пю воду. Веду семку. Забил коля. Обявил каникулы».

- Каких помощников потерял Незнайка?

(Учащиеся исправляют ошибки, допущенные Незнайкой в письме: съел, пью, съемку, колья, объявил.)

- В чем различие между разделительными твердым и мягким знаками?

- А что общего в их написании? (Пишем после согласной буквы перед гласной.)

Проанализируйте и запишите предложение. Съежился взъерошенный воробей у подъезда.

- Прочитайте четверостишие, записанное на доске.

Твердый знак нам нужен очень,

Без него сказать не можем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

- Спишите с доски последние две строки стихотворения, подчеркните разделительный твердый знак.

- Проведите орфографическую работу по правописанию безударных гласных, проверяемых ударением, и парных звонких согласных.

Вывод. Твердый знак употребляется только в качестве разделительного в следующих случаях: после твердого согласного звука перед Е, Ё, Ю, Я (подъезд, объем, безъядерный, предъюбилейный); в иностранных словах (инъекция, объект, изъян); в сложных словах (двухъярусный, трехъярусный).

- На с. 74 «Азбуки» рассмотрите рисунок, на котором изображено рождение Иисуса Христа.

- Прочитайте пословицы на с. 74.

- Чему они нас учат?

- Прочитайте стихотворение К. Фофанова.

- Какую новую информацию вы получили из этого стихотворения?

- Прочитайте стихотворения о твердом и мягком знаках на с. 75.

- Как описывается их назначение?

- В каких словах стихотворений есть эти буквы?

- Прочитайте правило о Ъ и Ь. Что говорит нам правило?

- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (Перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я.)

- Приведите примеры. (Птичьи, сорочьи; лисьи, птичья, сорочья, лисья, птичье, сорочье, лисье, птичью, лисью, сорочью. Питье, совьет.)

- Прочитайте слова, записанные на доске: съезд, съемка, объявление. Сделайте вывод о написании разделительного твердого знака.

- После каких букв и перед какими буквами пишем разделительный твердый знак? (После согласных букв перед гласными буквами Е, Ё, Я.)

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

- Прочитайте по ролям стихотворение В. Орлова на с. 77 учебника.

- Найдите слова с мягким знаком. Подчеркните их.

- Какую роль он играет в словах? (Во всех словах он смягчает на конце слов согласный звук.)

- Прочитайте текст «Правда всего дороже».

- Почему Лев Николаевич Толстой дал тексту такое название?

Подведение итогов урока



9. Рефлексия.

Какое открытие мы сегодня сделали?

- Для чего нам понадобились эти правила?

- Как нам удалось открыть правила.

- Что понравилось на уроке?

10. Подведение итогов урока.

Оцените себя. Раскрасьте смайлик. Воспользуйтесь подсказками.

  • Я научился…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Для меня было открытием…
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Разработка урока по русскому языку на тему "Буква Ъ" (1 класс УМК Школа России)

Автор: Литвинцева Наталья Николаевна

Дата: 25.04.2018

Номер свидетельства: 467619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы Г,г.""
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-po-tiemie-bukvy-g-gh"
    ["file_id"] => string(6) "280047"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453310102"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "225088"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439390280"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов "
    ["seo_title"] => string(117) "formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "154419"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421157938"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок русского языка по теме "Заглавная буква в именах собственных" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "106757"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403081018"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства