Разработка урока по русскому языку на тему "Буква Ъ" (1 класс УМК Школа России)
Разработка урока по русскому языку на тему "Буква Ъ" (1 класс УМК Школа России)
Автор: Литвинцева Наталья Николаевна учитель начальной школы МБОУ г. Иркутска СОШ № 9
Разработка урока по русскому языку на тему "Буква Ъ" (1 класс УМК Школа России)
Буква Ъ
Задачи: познакомить учащихся с твердым знаком и особенностями использования этой буквы; совершенствовать навыки чтения, работы с текстом; развивать речь, память, внимание, воображение, любознательность, познавательные интересы.
Обучение УУД: умение озаглавливать тексты на основе выбор ключевых слов.
Пропедевтика: правописание твердого знака после приставки
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
-Сколько вы изучили гласных букв? согласных?
-Какая буква не обозначает звука? (Мягкий знак.)
-Для чего в русской азбуке нужен мягкий знак?
-Рассмотрите ленту букв на с. 73 «Азбуки». В клеточке какого цвета расположен мягкий знак?
-О чем это говорит? (Буква Ь не обозначает никакого звука.)
5. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока.
(Слайд №3)
- Прочитайте слова. Подумайте, чем они интересны.
Суббота, сорока, кросс, группа, тонна, масса
- Я считаю, что все эти слова двусложные.
- Кто считает, что я права?
- Почему ты считаешь, что я права (не права)?
- Какое задание можно выполнить со словами?
(Найти лишнее слово)
- Назовите тему урока
Физкультминутка.
6. Работа по теме урока.
1. Упражнение 7, стр. 77 – коллективно.
- Как произносится согласный звук на месте двойных согласных? (Долго.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку на тему "Буква Ъ" (1 класс УМК Школа России)»
Автор: Литвинцева Наталья Николаевна учитель начальной школы МБОУ г. Иркутска СОШ № 9
Разработка урока по русскому языку на тему "Буква Ъ" (1 класс УМК Школа России)
Буква Ъ
Задачи: познакомить учащихся с твердым знаком и особенностями использования этой буквы; совершенствовать навыки чтения, работы с текстом; развивать речь, память, внимание, воображение, любознательность, познавательные интересы.
Обучение УУД: умение озаглавливать тексты на основе выбор ключевых слов.
Пропедевтика: правописание твердого знака после приставки
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
-Сколько вы изучили гласных букв? согласных?
-Какая буква не обозначает звука? (Мягкий знак.)
-Для чего в русской азбуке нужен мягкий знак?
-Рассмотрите ленту букв на с. 73 «Азбуки». В клеточке какого цвета расположен мягкий знак?
-О чем это говорит? (Буква Ь не обозначает никакого звука.)
5. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока.
(Слайд №3)
- Прочитайте слова. Подумайте, чем они интересны.
Суббота, сорока, кросс, группа, тонна, масса
- Я считаю, что все эти слова двусложные.
- Кто считает, что я права?
- Почему ты считаешь, что я права (не права)?
- Какое задание можно выполнить со словами?
(Найти лишнее слово)
- Назовите тему урока
Физкультминутка.
6. Работа по теме урока.
1. Упражнение 7, стр. 77 – коллективно.
- Как произносится согласный звук на месте двойных согласных? (Долго.)
- Двойные согласные пишутся в словах там, где слышится долгий согласный звук. Прочитаем слова на доске: хоккей, теннис, троллейбус, антенна. В них согласный звук произносится быстро, но тоже обозначается на письме двумя одинаковыми буквами. Написание таких слов надо запомнить.
2. Постановка проблемы.
Отгадайте загадки и запишите их на отдельных листиках, а я на доске. (Cлайд №5)
Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два К, И мяч, шайбу клюшкой бей, А называюсь я … (Хоккей).
(Cлайд №6)
Вдоль дороги по бокам Липы, клены тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут …. (Аллея).
(Cлайд №7)
В магазин с сестрой ходили, Все, что надо, там купили. За батон, бутылку квасу Заплатили деньги в… (Кассу).
(Cлайд №8)
Водитель открывает двери, Кондуктор дает мне билет. А я не просто так катаюсь, Я важным словом называюсь. (Пассажир.)
(Cлайд №9)
По долинам, по оврагам Мчит широкая дорога. И она, как знают все, Называется… (Шоссе).
Слово не входит на строку.
- Что же делать?
- Что значит перенести?
Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?
- Какие у вас идеи?
Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.
Фиксирует на доске.
Алгоритм
1. Читаем слово.
2. Делим на слоги.
3. Вспоминаем правило.
4. Записываем.
- На что указывает эта схема?
3. Упражнение 8, стр.77 – списать любую группу слов.
II. Актуализация знаний
- Определи количество букв и звуков в слове.
III. Постановка целей и определение темы урока
- Как превратить слово «сел» в слово «съел»?
IV.Работа по теме урока
- Рассмотрите листья на с. 75 «Азбуки». Проведите фонетический анализ слова «листья».
- Начертите схему слова.
- Прочитайте слова: братья, сыновья, семья.
- Какую роль играет мягкий знак в словах?
- Проведите фонетический анализ слов обедал, объедал, Сёмка, съёмка
В том случае, когда согласный звук слышится твердо, а после него при произношении следует мягкий согласный звук [й’] и гласный звук, при написании, чтобы отделить согласную букву от гласной, используется буква Ъ — твердый знак.
- На что похожа буква Ъ?
(Обучение написанию разделительного твердого знака. Письмо в тетради.)
- Прочитайте с доски.
объявление изъян инъекция отъест
объезд подъезд объедки отъезд
съемка объем съест съезд
въехал объяснение объест съехал
- Ребята, Незнайка прислал письмо, в котором сообщаем о себе вот что: «Сел кашу. Пю воду. Веду семку. Забил коля. Обявил каникулы».
- В чем различие между разделительными твердым и мягким знаками?
- А что общего в их написании? (Пишем после согласной буквы перед гласной.)
- Проанализируйте и запишите предложение. Съежился взъерошенный воробей у подъезда.
- Прочитайте четверостишие, записанное на доске.
Твердый знак нам нужен очень,
Без него сказать не можем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
- Спишите с доски последние две строки стихотворения, подчеркните разделительный твердый знак.
- Проведите орфографическую работу по правописанию безударных гласных, проверяемых ударением, и парных звонких согласных.
Вывод. Твердый знак употребляется только в качестве разделительного в следующих случаях: после твердого согласного звука перед Е, Ё, Ю, Я (подъезд, объем, безъядерный, предъюбилейный); в иностранных словах (инъекция, объект, изъян); в сложных словах (двухъярусный, трехъярусный).
- На с. 74 «Азбуки» рассмотрите рисунок, на котором изображено рождение Иисуса Христа.
- Прочитайте пословицы на с. 74.
- Чему они нас учат?
- Прочитайте стихотворение К. Фофанова.
- Какую новую информацию вы получили из этого стихотворения?
- Прочитайте стихотворения о твердом и мягком знаках на с. 75.
- Как описывается их назначение?
- В каких словах стихотворений есть эти буквы?
- Прочитайте правило о Ъ и Ь. Что говорит нам правило?
- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (Перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я.)