Цели: познакомить со способами определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределённой форме); сформировать навык определения спряжения глагола, определения личных окончаний глагола.
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
Солнце уже начинает опускаться за лес, незаметно наступает ночь.
III. Объяснение новой темы.
Слово учителя в сопровождении презентации.
- По традиции, тему сегодняшнего урока вам объяснит и расскажет сказка. Послушайте ее внимательно.
Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, чем-то занимался. Было у царя два сына: I Спряжение и II Спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
- Стар я стал, дети мои, трудно управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как нам царствовать.
И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: II Спряжение будет править глагольным людом, который в неопределённой форме заканчивается на -ить, а I Спряжение – всем остальным. Пришли сыновья к отцу и рассказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть, обидеть. Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам!
- Что случилось?
- По твоему указу оказались мы в царстве I Спряжения, а наши старые родители – в царстве II Спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы помочь, но не могу нарушить свой указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не мог устоять добрый царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II Спряжения, хотя они и не оканчивались на -ить.
И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко второму спряжению.
- Запомните их, ребята! А для этого выучим стихотворение «Второе спряжение».
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть.
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с § 87.
Распределительный диктант.
Выпишите в две колонки глаголы I спряжения и глаголы II спряжения:
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Не с глаголами" »
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Спряжение глаголов. Личные окончания.
Дата: 06.05.14.
Цели: познакомить со способами определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределённой форме); сформировать навык определения спряжения глагола, определения личных окончаний глагола.
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
Солнце уже начинает опускаться за лес, незаметно наступает ночь.
III. Объяснение новой темы.
Слово учителя в сопровождении презентации.
- По традиции, тему сегодняшнего урока вам объяснит и расскажет сказка. Послушайте ее внимательно.
Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, чем-то занимался. Было у царя два сына: I Спряжение и II Спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
- Стар я стал, дети мои, трудно управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как нам царствовать.
И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: II Спряжение будет править глагольным людом, который в неопределённой форме заканчивается на -ить, а I Спряжение – всем остальным. Пришли сыновья к отцу и рассказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть, обидеть. Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам!
- Что случилось?
- По твоему указу оказались мы в царстве I Спряжения, а наши старые родители – в царстве II Спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы помочь, но не могу нарушить свой указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не мог устоять добрый царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II Спряжения, хотя они и не оканчивались на -ить.
И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко второму спряжению.
- Запомните их, ребята! А для этого выучим стихотворение «Второе спряжение».
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть.
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с § 87.
Распределительный диктант.
Выпишите в две колонки глаголы I спряжения и глаголы II спряжения: