Урок русского языка в 5 классе
Тема: Спряжение глаголов. Личные окончания.
Дата: 06.05.14.
Цели: познакомить со способами определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределённой форме); сформировать навык определения спряжения глагола, определения личных окончаний глагола.
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
Синтаксическая пятиминутка.
Запишите предложение, сделайте синтаксический разбор, составьте схему предложения.
Солнце уже начинает опускаться за лес, незаметно наступает ночь.
III. Объяснение новой темы.
Слово учителя в сопровождении презентации.
- По традиции, тему сегодняшнего урока вам объяснит и расскажет сказка. Послушайте ее внимательно.
Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, чем-то занимался. Было у царя два сына: I Спряжение и II Спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
- Стар я стал, дети мои, трудно управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как нам царствовать.
И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: II Спряжение будет править глагольным людом, который в неопределённой форме заканчивается на -ить, а I Спряжение – всем остальным. Пришли сыновья к отцу и рассказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть, обидеть. Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам!
- Что случилось?
- По твоему указу оказались мы в царстве I Спряжения, а наши старые родители – в царстве II Спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы помочь, но не могу нарушить свой указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не мог устоять добрый царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II Спряжения, хотя они и не оканчивались на -ить.
И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко второму спряжению.
- Запомните их, ребята! А для этого выучим стихотворение «Второе спряжение».
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть.
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с § 87.
Распределительный диктант.
Выпишите в две колонки глаголы I спряжения и глаголы II спряжения:
Сеять, терпеть, доверять, стоять, гладить, каркать, квакать, вскочить, слышать, брить, клеить, вертеть, зависеть.
Тренировочные упражнения.
Упр. 661
I спряжение
II спряжение
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
- А сейчас давайте проспрягаем глагол «спасти».
- Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола.
- Теперь предлагаю вам поработать в парах и проспрягать рядом глагол «лететь»
- Проанализируйте, как изменяются личные окончания глаголов.
- Сравните личные окончания этих глаголов.
- Ребята, а вам понятно, что значит личные окончания!
Выпишем в тетрадь окончания глаголов, заполнив таблицу.
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО
I спряжение
II спряжение
1 лицо
2 лицо
3 лицо
1 лицо
2 лицо
3 лицо
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание: выучить стихотворение в тетради, упр. 658.