1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Снова сесть за парты рады. Приступать к учебе надо. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь (Слайд 1) (мордашка) | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. | - Отгадайте загадку Его не видно, В руки не взять, Но зато слышно (звук) Запишите число, классная работа (Слайд 2) - Проверка д/з Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” -Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи). -Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию). - Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём? Сколько на свете звуков? Сколько в снегу – снежинок, Сколько в одежде – дождинок, Сколько в песке – песчинок. Сколько звуков у речи? Сколько струек у речки. На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! - Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? (Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.) - Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика.(слайд 3) (Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, суффикс, , звук, фонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа) Проверка. (слайд 4) -На какие группы делятся звуки речи? (Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.) -Какие звуки являются гласными? (Звуки, состоящие только из голоса, называются гласными.) -А какие мы ещё с вами не повторяли звуки? (согласные) (слайд5 )
-Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока | Отгадывают загадку Запись учащимися числа, «Классная работа» Отвечают на поставленные вопросы Формулируют и записывают тему урока Формулируют цель урока Работа с опорной схемой | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. Физ. минутка (пауза релаксации) | 1.Работа с опорными схемами -Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени. Попробуйте произнести звук д Затем звук т В каком случае слышен один шум? Правильно во 2 варианте Вывод: (слайд 6) Согласные звуки, состоящие из только из одного шума ( такие, как т, к, с, ф, п, ш ) называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса(такие, как б, в, г, д, ж, з ) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить. В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти - согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости .Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные - р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные).- сонорные. (слайд 5) 2.Работа с учебником -Теперь давайте посмотрим, как работает это правило на практике. Цель: уметь определять лексическое значение слова, изменяя его звуковой состав. Упр. Вывод: если в слове изменить звуковой состав, лексическое значение изменится 1. Озвончение и оглушение согласных Учитель | В жизни трудящихся звуков Разное может случиться. Могут они оказаться В слабой или сильной позиции. Гласные и согласные Бывают такие опасные: Звук очень ясно слышится, А буква другая пишется. Проникнув в тайны фонемы, Осилим эти проблемы. (А.Т. Арсирий) | --Обозначение звонких и глухих согласных на письме Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.(слайд 7) САДЫ САД ПОСАДКА [сады] [сат] [пасатка] (слайд 8) Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением. - С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться. просить просьба [прас , ит , ] [проз , ба](слайд 9) Вывод:- глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонкими согласными (слайд 10) | Несколько учащихся озвучивают свои примеры Работают у доски 4 ученика Остальные на местах 3 ученика у доски 2 ученика у доски Физкульт-минутка | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями). |
Закрепление изученного материала | | Итак, ребята, в потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков мы называем фонетическими процессами. О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке. Давайте прочитаем её по ролям. | | (Чтение сказки) | | | Сказка о глухих и звонких согласных. Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают. - Что случилось? – забеспокоился Алфавит.- Вы заболели? - Может и заболели, - проворчала буква Зэ. – Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается? На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными. Может, звук З простудился и голос теряет? - А вы на что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС. Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ: - Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай! Улыбнулся Алфавит: - Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга. О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке. Вывод: озвончение и оглушение. | Мы вооружились знаниями по фонетике. Давайте не будем терять ни минуты и скорее приступим к выполнению заданий. http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=cQCQSpDpBxg Послушайте стихотворение поэта XIX века И.С. Никитина «Тихо ночь ложится». - Определите тему текста (Ночная природа) - Какова на ваш взгляд его идея?(Показать красоту родной природы, её величие) - Как автор относится к своей родине? (с любовью, с восхищением, как к живому существу) Тихо ночь ложится На вершины гор, И луна глядится В зеркала озёр; Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Лес густой стоит; Светлые заливы В камышах блестят, Неподвижно нивы На полях стоят; Небо голубое Весело глядит, И село большое Беззаботно спит. И. С. Никитин - Какие звуки больше всего используются в словах для передачи явлений природы? Придают стихотворной речи музыкальное, поэтическое звучание? (Для передачи таинственной тишины автор использует повтор шипящих, глухих согласных [с], [х]. В стихотворении много звуков [л’], [л]. Это сонорные звуки. Они делают речь музыкальной, плавной. Звуковое впечатление движения воздуха, облаков, состояния создаётся за счёт гласных [у], [и]) А сейчас я предлагаю побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, выполняйте, а потом сможете оценить свои работы сами. 1 вариант 1. На какие две группы делятся гласные? А) Ударные и безударные; Б) парные и непарные; В) сильные и слабые 2Отметь слова, в которых все согласные - глухие: а ) писать, витрина, поклон; б ) капот(у машины), лошадь, кипит. 3.Укажите звонкие согласные: [ в ]; [ д ]; [ ц ]; [ ж ]; [ щ ]; [ ч ]. 4. Сколько букв в русском алфавите? А) 31; Б) 32; И) 33 5. найди четвёртое лишнее слово. А) Коробка; Б) дуб; В) пруд; Г) молодьба. 2 вариант 1.На какие две группы делятся гласные? А) Ударные и безударные; Б) парные и непарные; В) сильные и слабые 2.Отметь слова, в которых все согласные - звонкие: а ) говорил, поил, мешал; б ) теснота, говор, повар. 3.Укажите глухие согласные: [ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ]. 4. Сколько звуков в речи? А) 47; Б) 60; В) 42. 5. найди четвёртое лишнее слово. А) Мороз; Б) хоровод; В) варежка; Г) просьба. «Хитрые вопросы» - В каком слове сорок гласных? (сорока) - В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стон, стоп) | Работают в группах (информационные листы) | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |