Конспект урока по русскому языку на тему" Парные и непарные согласные звуки.Запись звуков условными значками"
Конспект урока по русскому языку на тему" Парные и непарные согласные звуки.Запись звуков условными значками"
Урок по русскому языку
Тема: Парные и непарные согласные звуки.
Запись звуков условными значками.
Цели:
Восстановить в памяти детей знания о парных и непарных согласных звуках ( по твердости –мягкости, звонкости-глухости), тренировать в составлении пар.
Учить обозначать отдельные звуки условными значками.
Закреплять разграничение понятий «звук» и «буква».
Провести короткое повторение освоенной классификации слов.
План урока.
1.Орг. момент.
2.Введение в тему урока.
3.Словарная работа.
4.Повторение согласных звуков, парных и непарных по твердости-мягкости. Упражнение в записи звуков условными значками.
5.Повторение группы слов. Тренировка в обозначении звуков.
6.Работа над каллиграфией и запись слов. Составление предложений.
7.Подведение итогов урока.
Оборудование.
Учебник-тетрадь по русскому языку 1 класс автор М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко « К тайнам нашего языка»;демонстрационные карточки, схемы звуков и предложений, раздаточный материал.
Тема: Парные и непарные согласные звуки.
Запись звуков условными значками.
Цели:
Восстановить в памяти детей знания о парных и непарных согласных звуках ( по твердости –мягкости, звонкости-глухости), тренировать в составлении пар.
Учить обозначать отдельные звуки условными значками.
Закреплять разграничение понятий «звук» и «буква».
Провести короткое повторение освоенной классификации слов.
Ход урока.
Орг. момент.
Сейчас урок русского языка. Тема нашего урока «Парные и непарныесогласные звуки Запись звуков условными значками».
На сегодняшнем уроке мы научимся обозначать звуки особенными значками, повторим ранее изученный материал.
2.Введение в тему урока.
- Что нового вы узнали на прошлом уроке русского языка?( Новый способ обозначения звуков речи).
-по каким приметам вы различили буквы и значки звуков?
-Сегодня мы продолжим учиться слушать звуки речи, давать им характеристику и записывать их условными значками.
3.Словарная работа.
1). Разминка для пальцев.
Вот помощники мои
Их как хочешь поверни.
Этот пальчик самый толстый,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик –безымянный, он избалованный самый.
А мизинец , хоть и мал-
Зато ловок и удал.
2).Работа со словами .
Слова спокойно жили в книжке.
Но книжку утащили мышки.
От слов кусочек откусили
И книжку в норку утащили.
- Попробуем утащить откушенные слова. Поможет вам в этом « Портфель».
4.Повторение согласных звуков. Упражнение в записи звуков условными значками.
1)Что это за значок , какие звуки он обозначает? Вы знаете, что многие согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости, и поэтому их называют парными.В парах у твердого согласного есть
мягкий «брат», а у мягкого –твердый. Давайте перечислим все пары. Посмотрите на доску. Что перед вами?(лента букв, в которой представлены все согласные ).
-Лента букв не случайно так называется-в ней показаны БУКВЫ. Но наша задача –назвать ЗВУКИ, твердые и мягкие , которые этими буквами обозначаются. Я буду указывать на буквы, а вы хором произносите звуки, сначала твердый согласный , а потом парный мягкий.
На буквах Ж, Ш, Ц, Ч, Щ происходит заминка т.к. пары составить не удается.
Вывод: Среди звуков есть непарные по твердости-мягкости.
-А теперь потренируемся не только в подборе парных звуков , но и в записи условными значками.
2).Работа с учебником.
-Что записано в столбиках упражнения №74?(значки звуков).
-Почему вы решили , что это значки звуков, а не буквы? ( есть «ушки» , квадратные скобки, а также значки мягкости).
-Нам нужно подобрать к этим звукм пары: к мягкому-твердый, а к твердому- мягкий и записать условными значками.
Вы молодцы, хорошо справились с заданием и не попались в ловушку.
Проверим, нет ли ловушки в следующем упражненииучебника-№75.
-В нем мы тоже должны подобрать к указанным звукам парные согласные, но парные по глухости-звонкости. Появляется карточка
- Смотрим на буквы. А называем звуки-пары по
глухости-звонкости. При встрече с непарными по глухости-звонкости согласными дети испытывают затруднения. Лента букв помогает уточнить состав парных звонких и непарных глухих.
Вывод: Среди звуков есть непарные по звонкости-глухости.
5.Повторение групп слов. Продолжение тренировки в обозначении звуков.
-Посмотрите на карточки.
-Что на них изображено? (цифры)
-Что обозначают эти цифры? (числа)
-Прочитайте , что на них написано?
Написаны цифры. А что вы сказали ,называя их?(слова)
-Вспомните , какие группы слов вы знаете? (названия, указатели, помощники).Дети работают по таблице.
-К какой группе слов вы отнесете те, которые только что произносили? ( к словам названиям).
-Что называют наши слова? (количество).Найдите карточку с вопросом, на который они отвечают, и поставьте ее в нужное место таблицы.
-На карточках запишите условными значками первый и последний звуки слов-названий.
6.Работа над каллиграфией и запись слов. Составление предложений.
-Рассмотрите рисунок на стр.57.
-Что на нем изображено? Что учитель начертил на доске?
-Посчитайте, сколько нарисовано кругов и треугольников? Что называют эти слова? На какой вопрос они отвечают?
-Давайте запишем в тетради эти слова-названия буквами.
-Как вы думаете, почему для повторения выбраны именно эти буквы?( Они похожи, у них есть общие элементы. Их иногда некрасиво пишут.
-Какой элемент у них общий? Давайте потренируемся в красивом написании этих букв Ш, Т.При записи слов постарайтесь сделать все буквы красивыми.
-Давайте составим предложение по этой картинке. Запишем предложение в тетрадь с помощью черточек.
Учитель начертил на доске шесть треугольников и семь кругов.
- А теперь запишем предложение буквами и выделим слова –помощники в кружок.
-Назовите границы предложения. Почему вы так думаете?
7.Подведение итогов урока.
-Мы сегодня многое повторили, многому научились.
-Что мы повторили о согласных звуках?
-Чему мы учились?
-На этом наш урок окончен.Всем спасибо
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему" Парные и непарные согласные звуки.Запись звуков условными значками" »
Открытый урок по русскому языку
Тема: Парные и непарные согласные звуки.
Запись звуков условными значками.
Цели:
Восстановить в памяти детей знания о парных и непарных согласных звуках ( по твердости –мягкости, звонкости-глухости), тренировать в составлении пар.
Учить обозначать отдельные звуки условными значками.
Закреплять разграничение понятий «звук» и «буква».
Провести короткое повторение освоенной классификации слов.
План урока.
1.Орг. момент.
2.Введение в тему урока.
3.Словарная работа.
4.Повторение согласных звуков, парных и непарных по твердости-мягкости. Упражнение в записи звуков условными значками.
5.Повторение группы слов. Тренировка в обозначении звуков.
6.Работа над каллиграфией и запись слов. Составление предложений.
7.Подведение итогов урока.
Оборудование.
Учебник-тетрадь по русскому языку 1 класс автор М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко « К тайнам нашего языка»;демонстрационные карточки, схемы звуков и предложений, раздаточный материал.
Открытый урок по теме: «Парные и непарные согласные звуки. Запись звуков условными значками» проведен учителем Филипповой Э.О. и проанализирован на МО учителей начальных классов.Председатель : Беланова Л.Ф. 2007-2008уч.год.
Тема: Парные и непарные согласные звуки.
Запись звуков условными значками.
Цели:
Восстановить в памяти детей знания о парных и непарных согласных звуках ( по твердости –мягкости, звонкости-глухости), тренировать в составлении пар.
Учить обозначать отдельные звуки условными значками.
Закреплять разграничение понятий «звук» и «буква».
Провести короткое повторение освоенной классификации слов.
Ход урока.
Орг. момент.
Сейчас урок русского языка. Тема нашего урока «Парные и непарныесогласные звуки Запись звуков условными значками».
На сегодняшнем уроке мы научимся обозначать звуки особенными значками, повторим ранее изученный материал.
2.Введение в тему урока.
- Что нового вы узнали на прошлом уроке русского языка?( Новый способ обозначения звуков речи).
-по каким приметам вы различили буквы и значки звуков?
-Сегодня мы продолжим учиться слушать звуки речи, давать им характеристику и записывать их условными значками.
3.Словарная работа.
1). Разминка для пальцев.
Вот помощники мои
Их как хочешь поверни.
Этот пальчик самый толстый,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик –безымянный, он избалованный самый.
А мизинец , хоть и мал-
Зато ловок и удал.
2).Работа со словами .
Слова спокойно жили в книжке.
Но книжку утащили мышки.
От слов кусочек откусили
И книжку в норку утащили.
- Попробуем утащить откушенные слова. Поможет вам в этом « Портфель».
4.Повторение согласных звуков. Упражнение в записи звуков условными значками.
1)
Что это за значок , какие звуки он обозначает? Вы знаете, что многие согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости, и поэ-
тому их называют парными.В парах у твердого согласного есть
мягкий «брат», а у мягкого –твердый. Давайте перечислим все пары. Посмотрите на доску. Что перед вами?(лента букв, в которой представлены все согласные ).
-Лента букв не случайно так называется-в ней показаны БУКВЫ. Но наша задача –назвать ЗВУКИ, твердые и мягкие , которые этими буквами обозначаются. Я буду указывать на буквы, а вы хором произносите звуки, сначала твердый согласный , а потом парный мягкий.
На буквах Ж, Ш, Ц, Ч, Щ происходит заминка т.к. пары составить не удается.
Вывод: Среди звуков есть непарные по твердости-мягкости.
-А теперь потренируемся не только в подборе парных звуков , но и в записи условными значками.
2).Работа с учебником.
-Что записано в столбиках упражнения №74?(значки звуков).
-Почему вы решили , что это значки звуков, а не буквы? ( есть «ушки» , квадратные скобки, а также значки мягкости).
-Нам нужно подобрать к этим звукм пары: к мягкому-твердый, а к твердому- мягкий и записать условными значками.
Вы молодцы, хорошо справились с заданием и не попались в ловушку.
Проверим, нет ли ловушки в следующем упражненииучебника-№75.
-В нем мы тоже должны подобрать к указанным звукам парные согласные, но парные по глухости-звонкости. Появляется карточка
- Смотрим на буквы. А называем звуки-пары по
глухости-звонкости. При встрече с непарными по глухости-звонкости согласными дети испытывают затруднения. Лента букв помогает уточнить состав парных звонких и непарных глухих.
Вывод: Среди звуков есть непарные по звонкости-глухости.
5.Повторение групп слов. Продолжение тренировки в обозначении звуков.
-Посмотрите на карточки.
-Что на них изображено? (цифры)
-Что обозначают эти цифры? (числа)
-Прочитайте , что на них написано?
Написаны цифры. А что вы сказали ,называя их?(слова)
-Вспомните , какие группы слов вы знаете? (названия, указатели, помощники).Дети работают по таблице.
-К какой группе слов вы отнесете те, которые только что произносили? ( к словам названиям).
-Что называют наши слова? (количество).Найдите карточку с вопросом, на который они отвечают, и поставьте ее в нужное место таблицы.
-На карточках запишите условными значками первый и последний звуки слов-названий.
6.Работа над каллиграфией и запись слов. Составление предложений.
-Рассмотрите рисунок на стр.57.
-Что на нем изображено? Что учитель начертил на доске?
-Посчитайте, сколько нарисовано кругов и треугольников? Что называют эти слова? На какой вопрос они отвечают?
-Давайте запишем в тетради эти слова-названия буквами.
-Как вы думаете, почему для повторения выбраны именно эти буквы?( Они похожи, у них есть общие элементы. Их иногда некрасиво пишут.
-Какой элемент у них общий? Давайте потренируемся в красивом написании этих букв Ш, Т.При записи слов постарайтесь сделать все буквы красивыми.
-Давайте составим предложение по этой картинке. Запишем предложение в тетрадь с помощью черточек.
Учитель начертил на доске шесть треугольников и семь кругов.
- А теперь запишем предложение буквами и выделим слова –помощники в кружок.
-Назовите границы предложения. Почему вы так думаете?
7.Подведение итогов урока.
-Мы сегодня многое повторили, многому научились.
-Что мы повторили о согласных звуках?
-Чему мы учились?(записывать звуки условными значками.).Какими?, -На этом наш урок окончен.Всем спасибо.
Конспект урока
по русскому языку.
Тема :Парные и непарные согласные звуки. Запись звуков условными значками.