Урок русского языка в 5 классе на тему: "Мастерская творческого письма"
Урок русского языка в 5 классе на тему: "Мастерская творческого письма"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Мастерская творческого письма". Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание к любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением-описанием. Урок построен на основе метапредметных связей (музыка со звуками дождя, шума леса, заканчивается урок рисованием - рефлексией под песню "Пусть падают капли, а мы веселимся"), активно используется рисование (как домашние заготовки, так и работа на уроке). Тип урока - урок развтия речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему: "Мастерская творческого письма" »
Мастерская творческого письма ( 5 класс )
Тема: «Дождь»
Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание к любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением-описанием.
Ход урока:
Организационный момент. Сообщение темы и цели.
Звучит музыка со звуками дождя.
Ребята, давайте мы поделимся своими впечатлениями о музыкальной композиции. Похожи ли наши ассоциации (учащиеся представляют свои рисунки, сделанные под музыку).
Начните свое предложение словами: «Слушая эту музыку, я
представляю себе …»
Посмотрите на ваши рисунки и скажите: что же у них общего?
Правильно, мы сегодня будем говорить о дожде и постараемся закончить наши творческие работы и наполнить их своим представлением о дожде.
Вот скажите, почему у всех вас получились и разные рисунки, и разные дожди, да и музыку я вам подбирала не совсем похожую?
(потому что и дожди бывают разные). А чтобы это доказать я предлагаю вам два разных задания.
Денис с Аленой поработают над текстом стихотворения, но текстом разобранным по строчкам… Почувствуйте себя поэтом и соберите его заново. Подсказка: стихотворение написано с помощью парной рифмовки (вопрос: это как?)
Детям выдается стихотворение, разрезанное по строчкам.
В. Берестов
Тучка
Тучка с солнышком опять В прятки начали играть. Только солнце спрячется, Тучка вся расплачется. А как солнышко найдётся, Сразу радуга смеётся.
3. А мы с вами познакомимся с текстом о дождях Константина Паустовского, который доказывает, что в каждом виде дождя есть своя прелесть. Давайте поработаем с его текстом.
(Текст раздать, вслух зачитываем.)
- Итак, ребята, какова же тема текста, о чем он? (разные виды дождей)
- О каких видах дождя говорит Паустовский? (спорый, грибной, слепой) Как он о них говорит? С чем сравнивает?
Вот такие дожди у Паустовского.
Названия дождей и связанные с ним впечатления.
1. Сравнение спорого и грибного дождя.
а) спорый дождь быстрый, шумный, особенно хорош на реке;
б) грибной дождь сонный, тихий (не звенит, а шепчет), особенно хорош в лесу.
2. Слепой дождь. Почему о нем говорят: «Царевна плачет»?
3. Игра света и разнообразие звуков во время дождя.
- Ребята, а зачем вообще нужен дождь? Что было бы, если бы дождей совсем не было?
4. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей
– Ребята, у вас есть дома копилки?
- А что вы в них копите? Сейчас я тоже раздам вам копилки (листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку.… Как вы думаете – чем? Словами и мыслями.
- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое и является темой нашей мастерской. А опираясь на прослушанную музыку, выделим несколько смысловых частей: дождь, гроза, птицы, мое настроение.
Учитель раздает карточки, на которых написано по одному слову: дождь, гроза, птицы, мое настроение.
Это и есть наша «копилка» слов. Давайте наполним ее (в каждую колонку записать по 3слова). И на основе ваших впечатлений, ассоциаций, используя данные вашей «копилки», мы создадим свои миниатюры о дожде.
Творческая работа в малых группах (пара).
А теперь представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную газету миниатюру на тему «Дождь». Выразите свое отношение к дождю. (5 – 7 минут.)
Затем учащиеся читают свои работы.
Давайте составим текст, используя богатства вашей копилки.
Дождь – это…
- Дождь – это послание Бога.
- Дождь – это плач неба.
- Дождь – это капельки, чистые прозрачные.
- Дождь – это природное явление. Солнце накапливает в облаках влагу. Тучи не выдерживают этой тяжести, и на землю падают капли воды.
«Оглушительный гром, ослепительная молния.… Так начинается сильный ливень. Пролагают свой извилистый путь грязные ручейки. Идти куда-то сложно: голубоокая непролазная грязь. Черные тучи затмевают теплое солнце, и опускается на землю страшная тьма. Омерзительно жутко. Я ненавижу дождь» (Максим К.)
«С неба падает чистая вода. Раздается такой звук, будто играют ангелы на скрипке. Посмотрев в окно, видишь неприятный свет, и от этого у тебя грустное настроение…» (Диана Р.).
«Начался неожиданный дождь. Настроение сразу изменилось. Захотелось выйти на улицу и посмотреть на страшную грозу, услышать оглушительный звук грома, потрогать капли дождя, ласкающие твои руки». (Наташа Т.).
7. Итоги урока.
- Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?
- Достигли ли мы цели урока?
- Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли?
- Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?
А выразить ваше отношение к уроку предлагаю в виде символов сегодняшнего урока:
Если вам было интересно на уроке – нарисуйте радугу, если сложно – тучку с дождем. (включаю музыку). Показать друг другу.
Домашнее задание - написать себе письмо от имени дождика.
« Здравствуй, Ирина. Ты знаешь, я на той неделе приходил к нам ночью, но ты меня не видела, спала. Мои друзья, гром и молния, передают тебе привет. Мне очень скучно. Может, я на днях скоро приду, но уже без грозы, я с ней поссорился» ( Ирина. К.)
« Здравствуй, Аня. Пишет тебе дождик. Я не обижаюсь на то, что ты меня не любишь. Следующий раз я приду к тебе утром и буду мелким, не то, что в прошлом году. И мы с тобой обязательно подружимся. (Аня. С.)