kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе на тему: "Мастерская творческого письма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему:  "Мастерская творческого письма".  Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание к любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением-описанием. Урок построен на основе метапредметных связей (музыка со звуками дождя, шума леса, заканчивается урок рисованием - рефлексией  под  песню "Пусть падают капли, а мы веселимся"), активно используется рисование (как домашние заготовки, так и работа на уроке). Тип урока - урок развтия речи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему: "Мастерская творческого письма" »

Мастерская творческого письма ( 5 класс )


Тема: «Дождь»

Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание к любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением-описанием.



Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели.

  2. Звучит музыка со звуками дождя.

Ребята, давайте мы поделимся своими впечатлениями о музыкальной композиции. Похожи ли наши ассоциации (учащиеся представляют свои рисунки, сделанные под музыку).

Начните свое предложение словами: «Слушая эту музыку, я

представляю себе …»


Посмотрите на ваши рисунки и скажите: что же у них общего?

Правильно, мы сегодня будем говорить о дожде и постараемся закончить наши творческие работы и наполнить их своим представлением о дожде.


Вот скажите, почему у всех вас получились и разные рисунки, и разные дожди, да и музыку я вам подбирала не совсем похожую?

(потому что и дожди бывают разные). А чтобы это доказать я предлагаю вам два разных задания.

Денис с Аленой поработают над текстом стихотворения, но текстом разобранным по строчкам… Почувствуйте себя поэтом и соберите его заново. Подсказка: стихотворение написано с помощью парной рифмовки (вопрос: это как?)

Детям выдается стихотворение, разрезанное по строчкам.


В. Берестов

Тучка

Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.



3. А мы с вами познакомимся с текстом о дождях Константина Паустовского, который доказывает, что в каждом виде дождя есть своя прелесть. Давайте поработаем с его текстом.

(Текст раздать, вслух зачитываем.)

- Итак, ребята, какова же тема текста, о чем он? (разные виды дождей)

- О каких видах дождя говорит Паустовский? (спорый, грибной, слепой) Как он о них говорит? С чем сравнивает?

Вот такие дожди у Паустовского.

Названия дождей и связанные с ним впечатления.

1.    Сравнение спорого и грибного дождя.

а)   спорый дождь быстрый, шумный, особенно хорош на реке;

б)   грибной дождь сонный, тихий (не звенит, а шепчет), особенно хорош в лесу.

2.    Слепой дождь. Почему о нем говорят: «Царевна плачет»?

3.    Игра света и разнообразие звуков во время дождя.


- Ребята, а зачем вообще нужен дождь? Что было бы, если бы дождей совсем не было?





4. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей

– Ребята, у вас есть дома копилки?

- А что вы в них копите? Сейчас я тоже раздам вам копилки (листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку.… Как вы думаете – чем? Словами и мыслями.

- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое и является темой нашей мастерской. А опираясь на прослушанную музыку, выделим несколько смысловых частей: дождь, гроза, птицы, мое настроение.

Учитель раздает карточки, на которых написано по одному слову: дождь, гроза, птицы, мое настроение.

На доске и на карточках предлагается таблица:


Что ?

(существ.)

Какой?

(прил.)

Что делает?

(глаг.)

На что похоже?

(сравнение)

Что я вижу?

(образы)

Что я слышу?

(какие звуки)

Что я испытываю?

(мои ощущения)

дождь







гроза







птицы








(Звук скрипки, чистая вода, небесный ливень, грустное настроение. Страшный гром, темные тучи, сверкающая молния, большие капли, неожиданный страх, громадные лужи, свежий воздух, свирепый ветер, шелест деревьев, глубокая грязь, белая пена, мокрые птицы, серые лужи, печаль на душе, удивленная молния, синие тучи, летний холод…)


Это и есть наша «копилка» слов. Давайте наполним ее (в каждую колонку записать по 3слова). И на основе ваших впечатлений, ассоциаций, используя данные вашей «копилки», мы создадим свои миниатюры о дожде.


  1. Творческая работа в малых группах (пара).

А теперь представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную газету миниатюру на тему «Дождь». Выразите свое отношение к дождю. (5 – 7 минут.)

Затем учащиеся читают свои работы.



Давайте составим текст, используя богатства вашей копилки.

Дождь – это…

- Дождь – это послание Бога.

- Дождь – это плач неба.

- Дождь – это капельки, чистые прозрачные.

- Дождь – это природное явление. Солнце накапливает в облаках влагу. Тучи не выдерживают этой тяжести, и на землю падают капли воды.


«Оглушительный гром, ослепительная молния.… Так начинается сильный ливень. Пролагают свой извилистый путь грязные ручейки. Идти куда-то сложно: голубоокая непролазная грязь. Черные тучи затмевают теплое солнце, и опускается на землю страшная тьма. Омерзительно жутко. Я ненавижу дождь» (Максим К.)

«С неба падает чистая вода. Раздается такой звук, будто играют ангелы на скрипке. Посмотрев в окно, видишь неприятный свет, и от этого у тебя грустное настроение…» (Диана Р.).

«Начался неожиданный дождь. Настроение сразу изменилось. Захотелось выйти на улицу и посмотреть на страшную грозу, услышать оглушительный звук грома, потрогать капли дождя, ласкающие твои руки». (Наташа Т.).


7. Итоги урока.

- Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?

- Достигли ли мы цели урока?

- Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли?

- Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?

А выразить ваше отношение к уроку предлагаю в виде символов сегодняшнего урока:

Если вам было интересно на уроке – нарисуйте радугу, если сложно – тучку с дождем. (включаю музыку). Показать друг другу.


Домашнее задание - написать себе письмо от имени дождика.


« Здравствуй, Ирина. Ты знаешь, я на той неделе приходил к нам ночью, но ты меня не видела, спала. Мои друзья, гром и молния, передают тебе привет. Мне очень скучно. Может, я на днях скоро приду, но уже без грозы, я с ней поссорился» ( Ирина. К.)

« Здравствуй, Аня. Пишет тебе дождик. Я не обижаюсь на то, что ты меня не любишь. Следующий раз я приду к тебе утром и буду мелким, не то, что в прошлом году. И мы с тобой обязательно подружимся. (Аня. С.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка в 5 классе на тему: "Мастерская творческого письма"

Автор: Белогорохова Любовь Ивановна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Происхождение слов русского языка"
    ["seo_title"] => string(36) "proiskhozhdieniieslovrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "298584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456342194"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Урок в 6 классе "Имя числительное""
    ["seo_title"] => string(33) "urok_v_6_klasse_imia_chislitelnoe"
    ["file_id"] => string(6) "536582"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1579506266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства