Питенина Людмила Федоровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 5 г. Боготола, Красноярского края
Проект урока русского языка в 6 классе с использованием
компьютерных презентаций по теме : « Имя числительное».
Тема урока : Имя числительное.
Педагогические цели: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме «Имя числительное»; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Результаты изучения темы:
Предметные: понимают роль языка в интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщения; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в письменной форме, соблюдать основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.
Личностные: осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
Познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
Регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
Коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока: обобщение материала.
Оборудование: ▪ цифровой проектор;
▪ экран;
▪ презентация в среде, разработанная к данному уроку,
▪ дидактический материал( путевой лист), материалы из
истории города.
Урок проходит в форме экскурсии по городу. При организации такого урока положительным является не только то, что повторяемая часть речи анализируется комплексно, но и то, что канву урока составляют учебные тексты, позволяющие сочетать задачи повторения с задачами развития устной и письменной речи учащихся, с задачами воспитания.
В начале урока спрашиваю: «Что такое экскурсия?» Дети пытаются дать определение; ответ на поставленный вопрос завершаю заранее подготовленным сообщением ученика, использовавшего материал толкового словаря:
Экскурсия. 1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем либо. 2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
- Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по нашему родному городу. Экскурсию образовательную. Мы вспомним историю города, проедем по современным улицам. И вы еще раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись. Нашу экскурсию мы совершим на автобусе. В ходе экскурсии мы будем заполнять путевой лист. Он перед вами.
Числительные | Количественные | Порядковые |
Целые | Дробные | Собирательные | |
Простые | | | | |
Составные | | | | |
- Давайте вспомним стихотворение о городе нашего земляка И. Екимова
1 слайд.
Начинаем наше путешествие.
2 слайд (текст читает учитель).
Вы обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Исходя из определения, что называется числительным, докажите, что некоторые слова в этом тексте являются именами числительными.
( Учащиеся доказывают).
- Какие числительные называются простыми? Составными?
- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
- Начинаем заполнять путевой лист.
3 слайд.
Сейчас мы поедем по улицам города со скоростью 50 км. в час, чтобы успеть многое рассмотреть. Максимальная скорость в городе 60 км. час, на трассе – 80 км.час. Скажите, пожалуйста, какой вопрос спрятан в тексте, который я произнесла.
(Учащиеся отвечают).
- Как склоняются числительные от 50 до 80?
Просклоняйте в тетради по рядам эти числительные.
4 слайд.
- Давайте посмотрим на карту-схему города. Улицы, площади, переулки. Наш город быстро рос и развивался.
5 слайд.
-Мы продолжаем наше путешествие по современным улицам. (Читается текст слайда)
Заполняем путевой лист.
- Как пишется числительное двести?
6 слайд.
Мы подъезжаем к памятнику героям Великой Отечественной войны.
(Читается текст слайда)
Заполняем путевой лист.
- Как пишутся числительные 300, 900?
Просклонять по вариантам числительные 355- Р.Д.пад и 900- Т.П.пад.
( Учащиеся читаю варианты ответов)
7 слайд
И вот мы подъезжаем к нашей школе. (Читается текст слайда)
-Как пишется числительное 11?
- Расскажите об употреблении собирательных числительных.
Произведите морфологический разбор числительного на тренажере. (У каждого ученика на столе тренажер)
Образец тренажера.
1. Часть речи признак предмета
Общее значение
2. Морфологические признаки:
1. Начальная форма --------------------------
2. Постоянные признаки:
----------- ------------ ------------ ------------
простое составное количественное порядковое
3. Непостоянные признаки:
------------- ------------------- --------------------
падеж число(если есть) род (если есть)
3. Синтаксическая роль.
-Наша экскурсия подошла к концу. Вы убедились, что без числительных наша жизнь немыслима. А сейчас я могу угадать день и месяц вашего рождения. Дату рождения умножьте на 2, результат умножьте на 10, прибавьте 73, умножьте на 5, прибавьте месяц рождения. Называйте мне числа, которые у вас получились. Я угадываю очень просто, из названного вами числа вычитаю 365, в полученном числе последние две цифры обозначают месяц, а первые - число месяца.
- Путевые листы мы сдаем диспетчеру экскурсионного бюро.
Спасибо всем за работу.