Программа факультативного курса
«Занимательный русский язык»
3 класс
Составители:
учителя начальных классов
СОШ № 18г. Павлодара
Ерубаева Турсынай Жаркебаевна
Исимова Алия Боранбаевна
Павлодар 2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Занимательный русский язык»
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Курс “Занимательный русский язык” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Изучение курса «Занимательный русский язык» на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
- расширение и углубление программного материала;
- воспитание любви к великому русскому языку;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- формирование учебно-познавательной и информационной компетенций
Курс изучения “Занимательный русский язык” для учащихся 3 - х классов ставит следующие задачи:
- Работать над совершенствованием общего языкового развития младших школьников;
- Расширить представления учащихся по темам «Части речи», «Морфология», «Грамматика»;
- Углубить знания учащихся об истории развития литературного языка; о закономерностях развития языка; о тесной связи его истории с историей развития народа.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному русскому языку”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательный русский язык” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого занятия обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательный русский язык” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательный русский язык” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Требования к знаниям и умениям
В ходе проведения занятий факультатива учащиеся должны овладеть умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
- решения разнообразных заданий из различных разделов курса, в том числе заданий требующих творческого поиска путей решения;
- исследовательской деятельности по истории русского языка, проведения экспериментов, обобщения;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
- творчески мыслить при составлении задач для занимательного русского языка, кроссвордов, загадок, шарад;
- поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь
Данный курс «Занимательный русский язык» изучается в 3 классе МОУ «Гимназия» и рассчитан на 29 часов. Программа состоит из 3 разделов:
Раздел 1
Знаешь ли ты свой язык? (Из истории развития письменности)
10 часов
Раздел 2
Словесные раскопки
10 часов
Раздел 3
Почему мы так говорим
9 часов
Текущий контроль знаний, умений и навыков включает практические работы, игры, состязания, олимпиады.
Содержание
1. Знаешь ли ты свой язык?(10ч.) Организационное занятие(1ч.) Наука о языке. Сколько языков на Земле? Можно ли писать без букв? Буквы понятные, потерянные, редкие буквы когда-то страшные. Загадочный папирус. Практикум. Викторина «Интересные буквы и звуки»- 1 ч.
2.Словесные раскопки (10ч.) (исследовательская деятельность по этимологии слов). Словесные раскопки. Увлекательное около нас (история географических названий). Бывают ли у слов родственники? «Тёзки наоборот». Сокровища родного языка. О словах разных, одинаковых, но разных.
Практикум. Игра “Лексическое лото”- 1 ч.
3.Почему мы так говорим (9ч.). Почему мы так говорим. Новые слова. Устаревшие слова. Незаменимые советчики. Мастерская. Решение заданий «Русский медвежонок».
Практикум. КВН «Занимательный русский язык» - 1 ч.
Итоговое занятие(1ч.) Интеллектуальная игра «Наш язык богат и могуч»
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема занятия
1
Организационное занятие.
Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” “Сколько слов ты знаешь?”
2
Наука о языке. Языкознание.
3
Сколько языков на Земле?
4
Можно ли писать без букв?
5
6
Буквы понятные, потерянные, редкие буквы когда-то страшные.
7
8
9
Загадочный папирус.
10
Практикум. Викторина «Интересные буквы и звуки»
11
Увлекательное около нас (история географических названий). Исследовательская работа
12-13
Словесные раскопки
14
Бывают ли у слов родственники?
15
16
17
«Тёзки наоборот».
18
Сокровища родного языка
19
20
21
О словах разных, одинаковых, но разных.
22
Мастерская. Решение заданий к интеллектуальному конкурсу «Акбота»
23
Практикум. Игра “Лексическое лото”
24
Почему мы так говорим
25
26
Новые слова
27
Устаревшие слова
28
Незаменимые советчики
29
30
31
Мастерская. Решение заданий «Русский медвежонок».
32
Практикум. КВН «Занимательный русский язык»
33
Итоговое занятие – выполнение тестовых заданий
34
Интеллектуальная игра «Наш язык богат и могуч»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная литература для учителя:
- Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
- Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
- Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.
Основная литература для ученика:
- Волина В. В, Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
- Волина В. В, Русский язык в рассказах, сказках, стихах. М.:АСТ,1996.
- Волина В. В, Русский язык. Учимся, играя. – Екатеринбург: ТОО «АРГО», 1996.
- Нефедова Е.А., Узорова О. В.Справочное пособие о русскому языку для начальной школы. – М.: Аквариум, 2006.