Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100»
Тема: Происхождение слов русского языка.
Цель урока:
- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять на практике полученные знания;
- развивающие: развивать умение производить этимологический анализ слова, умение работать с текстовой информацией, умение делать выводы;
- воспитательные: развивать умение работать в группах, умение слушать друг друга.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, этимологический словарь, карточки для индивидуальной работы, оценочные листы.
Использована технология педагогических мастерских.
Ход урока.
1 этап – индукция.
Учитель.
Организационный момент:
Добрый день, дорогие ребята! Рада всех вас видеть! Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок русского языка! По традиции прежде, чем сесть за парту, предлагаю купить у меня входной билет на урок, ответив правильно на вопросы. Итак, назовите слова с корнем ХОД, БЕГ, ВОД, ПАР, РАСТ, СТРОЙ. (учитель выдаёт кружочки). Молодцы, вот все и на своих местах. Для начала я бы хотела увидеть ваше выполненное домашнее задание. У вас было два задания: одно по теме предыдущего урока, а другое творческое. Откройте тетради и назовите мне пожалуйста слова – жаргонизмы, связанные со школьной тематикой. (Дети отвечают). Многие из вас, я надеюсь, после школы пойдут учиться в институты, получать высшее образование. Я попросила студентку 5 курса филологического факультета САФУ подобрать жаргонизмы из студенческой жизни, давайте послушаем, что получилось. (Дарья Юрьевна называет жаргонизмы). А теперь поднимите, пожалуйста, над головой свои творческие работы. Отлично! К ним мы вернёмся чуть позже.
Объяснение нового материала:
Мы продолжаем с вами изучать разделы науки о языке. С начала года мы повторили следующие разделы. (Таблица)
Обратимся к уже известной таблице и повторим, что мы знаем о языковых разделах?
Разделы науки о языке:
фонетика
орфоэпия
графика
орфография
Лексика и фразеология
Соотнесите понятия с разделами.
- Что изучает фонетика? (Звуки речи.)
- Что изучает орфоэпия? (Нормы произношения и нормы ударения.)
- Что изучает графика? (Совокупность знаков, передающих русскую речь на письме.)
- Что изучает орфография? (Правила написания слов.)
- Что лексика и фразеология? (Словарный состав языка и происхождение фразеологизмов.)
- Почему в таблице пустые колонки? (Есть ещё разделы науки о языке.)
Учитель.
Сегодня мы познакомимся с новым разделом науки о языке и в конце урока заполним следующую колонку таблицы.
Учитель.
Более двух столетий назад немецкий мастер слова и мыслитель Лессинг написал: « Мне представляется странным уже то, что нам известны не только вещи, но и имена этих вещей. Тем не менее, я хочу большего: не просто понимать смысл слов, но ещё знать, почему они звучат так, а не иначе».
Не только мудрецу, но и большинству из нас интересно было бы узнать, почему окно называется окном, мешок – мешком, а так нелюбимый многими учениками урок - уроком. И на эти вопросы существуют ответы:
Окно происходит от слова ………… око – глаз. Первоначально это слово означало «щель для ока» (глаза)
Мешок образовалось от слова мех с помощью суффикса -ок. Первоначально слово мешок обозначало ёмкость, сшитую и меха, когда же ёмкости престали шить из меха, утратилась и связь со словом мех.
Слово урок произошло от старославянского слова реку – говорить, от данного глагола, который употреблялся только с приставкой, образовалось слово урокъ и обозначало оно – уговор, работа, заданная для выполнения в определённый срок.
- Попробуйте догадаться, какая будет тема урока?
Происхождение слов русского языка.
Правильно, давайте подпишем в тетрадях число, классная работа и тему нашего урока.
Цель нашего урока: познакомиться с новым разделом науки о языке – этимологией
Основными задачами станут: научиться пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять на практике полученные знания.
2 этап – самоинструкция^Откройте свои учебники на стр. 76
Перед вами текст, давайте внимательно прочитаем его и ответим на вопросы.
Работа с текстом: стр. 76 учебника
Наука о происхождении слов.
Науку о происхождении слов называют этимологией. Это один из древнейших и один из интереснейших отделов языкознания. Основателями его были древнегреческие философы, в трудах которых появился и сам термин этимология, составленный из двух греческих слов: etymon, что значит «истина», и logos, что значит «слово, учение». То есть сначала этимологией называли учение об истине, об истинном значении слов.
С развитием науки о языке меняли цели и методы этимологических исследований. В современном языкознании перед учёными, которые занимаются этимологическим анализом, стоят такие задачи:
во-первых, он находит, когда и где (в каком именно языке и диалекте) появилось слово;
во-вторых, устанавливает, из каких частей, по какому образцу оно создано;
в- третьих, определяет древнейшее значение слова.
Далее ему надо ещё указать, какие изменения в самой форме слова и в его значении создали современную звуковую грамматическую форму и значение.
Прочитайте текст ответьте на вопросы: (запись в тетрадь)
Как называется наука о происхождении слов?
(этимология)
Как произошло слово этимология? (истина + слово)
Запись словарных слов:
Истина
Истинный
-почему в слове истинный две н?
3. Какие задачи стоят перед учёными, занимающимися этимологическим анализом?
(-найти, где и когда, в каком языке появилось слово;
- из каких частей, по какому образцу создано;
- определить древнейшее значение слова;
- установить, какие изменения создали современную звуковую и грамматическую форму)
Учитель.
Определяя происхождение слова, мы обычно ищем причину, почему предмет,получивший наименование, был назван так, а не иначе. И вот тут мы сталкиваемся с понятием « внутренней формы слова». Если слово имеет мотивированное значение, то его внутреннюю форму определить легко. Подснежник – значит « вырастающий из-под снега», колокольчик – цветок, по форме напоминающий колокол.
Этимологию слова можно также определить, разложив слово на морфемы. Давайте обратимся к следующему тексту и прочитаем, как автор раскрывает нам этимологию слова задача. (учитель просит кого-нибудь из учеников прочитать текст)
Происхождение слов русского языка.
Этимология может рассказать, как из одного корня образуется много разных слов. Старые корни в одних случаях образуют новые слова, а в других срастаются с какой-нибудь морфемой и образуют новый корень. И уже от этого корня образуется много разных слов, в которых старые корни являются этимологическими.
В слове задача этимологический корень -да-. От этого корня образовались слова задачник, озадачить. Сейчас у них современный, молодой корень -задач-, в котором приставка слилась с корнем. От корня -да- с помощью суффиксов -р- и -ч- образовались новые корни -дар- (дарить, подарок) и -дач- (дача, дачник). ( слайды)
Учитель.
Если же слово имеет немотивированное значение, то его внутреннюю форму приходится отыскивать посредством сложного этимологического анализа или обратиться к этимологическому словарю. (показать словари)
- Познакомимся со словарной статьёй и посмотрим, какую информацию они содержит. Чтение словарной статьи.
(толкование слова, грамматические признаки, из какого языка произошло, когда произошло, при помощи каких морфем).
Итак, вернёмся к вашему домашнему заданию. Дома вы должны были сделать страничку из нашего этимологического словаря, который мы составим к концу урока. Давайте познакомимся с вашими словами. Предлагаю начать по алфавиту.
Физкультминутка
3 этап – социоконструкция.
Исследовательская работа в группах:
Учитель.
- Сегодня мы с вами будем настоящими исследователями языка. Проведём этимологический анализ и попробуем сами установить происхождение некоторых слов русского языка. Предлагаю вам узнать по словарю значения всех 12 месяцев. Разделимся по временам года. Работа по группам.
4 этап – социализация.
Отчёт групп.
Учитель.
Благодаря знанию истории происхождения слова, мы можем безошибочно написать безударную гласную в корне. Чтобы закрепить своё предположение, попробуем выполнить упражнение. Вставьте пропущенные буквы – непроверяемые гласные в корне, используя данные о происхождении слов. Упр. 92 в учебнике.
Шерстяные п…рчатки, об…ятельный человек, тонкое об…няние, нагр…дить победителя, тёплый пл…ток, пл…тяной шкаф, б…юкать ребёнка.
Материал для спаравок:
- Корень –град- обозначает то же, что и –город-. Он вошёл в слова градостроительство, градоначальник и др. В старину царь за отличную службу мог подарить дворянину землю, село или даже город (град). Наградить – буквально значит «подарить город».
- Обоняние – способность человека чувствовать и различать запахи; вонь – в старину обозначало «запах» вообще, любой запах; благовоние – приятный запах.
- Плат – в старину означало «кусок материи»; и то, что из него шили – платье, платок, заплатка.
- Баять – в древнерусском языке означало «говорить, рассказывать», от него произошли слова байка, побасенка, басня, краснобай, баю-баюшки, обаять (околдовать словами).
- Перст – палец (устар.). Этот корень сохранился в словах напёрсток, перстень – то, что надевают на один перст. Перчатки – то, что надевается на все персты сразу.
Проверяем в классе.
5 этап – разрыв.
Учитель.
Итак, теперь вернёмся к таблице, которую мы с вами заполняли в начале урока.
- С каким разделом науки о языке мы с вами познакомились?
- Что изучает этимология? (Происхождение слов русского языка).
Учитель.
Теперь я предлагаю вам изложить свои впечатления, полученные в ходе урока следующим образом. Продолжите фразу:
- я знал, конечно, но только сегодня на уроке увидел, что …
- мне было трудно выполнять …
- я даже не предполагал…
- а мне понравилось работать в группе…
Вывод: Сегодня на уроке мы повторили уже известные разделы науки о зыке и познакомились с новым разделом. Учились определять происхождение слов и причину названий тех или иных предметов. Я буду очень рада, если знания, полученные в ходе урока, вы сможете применить на практике, проверяя орфограммы в трудных для написания словах.
Домашнее задание. С помощью этимологического словаря и словообразовательного анализа решите следующую этимологическую задачу: 0пределите, являются ли этимологически родственными слова лев, леопард, хамелеон? Какое слово будет являться для двух других проверочным. Сделать этимологический анализ слов:
впечатление, ведьма, невежда, медведь, ровесник, сверстник