kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Фонетика. Гласные и согласные звуки.

Ударные и безударные гласные»

Цели: 1) повторить знания по разделу «Синтаксис»;

          2) повторить изученное о различении букв и звуков, гласных и согласных;

           3) закрепить умение в обозначении звуков и букв; навыки фонетического разбора;

           4) закрепить умение работы с безударными гласными;

           5) воспитание чувства прекрасного на примерах литературных произведений.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Приветствие. Слово учителя.

Учитель. Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный, а интегрированный урок. Явления фонетики мы понаблюдаем на основе произведений, изученных на уроках литературы.

  1. Орфоэпическая разминка. (Повторить скороговорки).

На дворе трава, на траве дрова.

От топота копыт пыль по полю летит.

Учитель. Какие звуки слышим? (Гласные и согласные)

- В каком разделе русского языка они изучаются? (Фонетика)

- Правильно, «Фонетика». Значит, какую тему мы сегодня изучаем? (Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока).

- Правильно, молодцы. Сегодня мы приступаем к изучению раздела «Фонетика» (открывается тема урока на доске).

  1. Запись в тетрадях темы урока, объявление целей урока.
  2. Учитель. Вспомним темы прошлых уроков и закрепим знания по «Синтаксису». Синтаксический разбор предложения.

 В это время 2 ученика работают по карточкам. (Составление предложений по схемам)

Прослушайте отрывок и выполните задания.

В каких-то розовых мечтах

Я позабылся. Сон и зной

Уже царили надо мной.

Но вдруг я стоны услыхал.

И взор мой на берег упал.

Учитель.  Из какого произведения данный отрывок и кто автор? («На Волге» Н. А. Некрасов)

Учитель.  Сколько предложений? (3)

Составьте схему 2 предложения.

Полный синтаксический разбор 3 предложения.

Проверка работ учащихся, работавших по карточкам. (По ходу работы оцениваются ответы учащихся).

Выводы.

- Какие бывают предложения? (Простые, сложные, предложения с прямой речью, предложения с обобщающим словом при однородных членах).

- Чем отличаются сложные предложения от простых?

Ответы обучающихся.

5. Включается запись.

Учитель. Какие звуки мы слышим? (Пение птиц, звук летящего самолета).

Учитель. А звуки человеческой речи – ее «строительный материал» изучает раздел русского языка, который называется «Фонетика».

     Звуки речи мы произносим и слышим, а на письме обозначаем   к.

     Слова могут состоять из 1 звука:  в, и;

     из двух: ум, мы, но;

     из трех: мел, петь;

     и более звуков: березовый, строительный.

     Звук – наименьшая языковая единица, его роль – способствовать различению слов, их смысла (лук - луг). Из одинаковых звуков могут быть составлены разные слова.

- Какие бывают звуки? (Схема записывается в словарях)

                                     Звуки речи

               гласные                                               согласные

ударные         безударные      

                                             твердые   мягкие  звонкие     глухие   сонорные  

- Чем отличаются гласные и согласные?

     Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем пропеть звуки:

     1 группа      б        п     в     ф       г      к

     2 группа      а        о     и     ы       э      у

Вывод. Вы почувствовали, что согласные звуки пропеть невозможно, почему?  Ответ вы найдете в материалах учебника (параграфы 51, 52)

Ответы обучающихся.

     - При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно.

     - При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту препятствия (язык, нёбо, зубы, губы). Струя воздуха преодолевает препятствия и от этого получается шум.

6.Закрепление.

     Учитель. Согласные звуки мы будем изучать на последующих уроках, а сегодня поработаем над гласными.

  1. Работа над упражнением 256 (таблица заполняется в тетрадях и на доске).
  2. Самостоятельная работа по карточкам и выборочная проверка.

Выписать слова с пропущенными буквами, подобрать проверочные слова.

1 вариант

Я рос, как многие, в глуши,

У б…регов б..льшой р…ки,

Где лишь кр…чали кулики,

Шумели глухо камыши,

Р…дами стаи белых птиц,

Как изваяния гр…бниц

С…дели важно на песке…

2 вариант

О Волга! После многих лет

Я вновь принес тебе привет.

Уж я не тот, но ты св…тла

И в…личава, как была.

Кругом все та же даль и ширь.

Все тот же виден монастырь

На …строву, среди песков,

И даже треп…т прежних дней

Я ощутил в душе моей,

Заслыша звон к…локолов.

 

Вывод.

- Почему мы ошибаемся в написании безударной гласной?

- Как правильно написать и как проверить?

Ответы обучающихся.

           3) Фонетический разбор слова берегов.

7. Физкультминутка.

8. Слово учителя.

         Русский язык – один из самых красивых и выразительных языков мира. Это объясняется преобладанием в нем мелодичных звуков: гласных и звонких согласных. Подбирая слова с определенными звуками, писатели. Поэты создают яркие образы, картины.

         Послушайте отрывки из стихотворений Н. Гончарова

- Какие звуки преобладают в 1 и во 2 отрывках?

- С какой целью автор подбирает слова с таким звучанием?

     1) По небу голубому

         Проехал грохот грома…

  1. Шустрый дождь

На длинных ножках

Пробежался

По дорожкам.

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, изобразительный прием, основанный на повторе звуков, называется звукописью.

         Мы сказали, что поэты, мастерски пользуясь богатством родной речи, сопровождают стихи особой музыкой, которую нужно научиться слушать. Воспользовавшись вышеприведенным примером, вслушаемся в слова стихотворения Н. Некрасова «На Волге»

(Работают 2 группы по 2 отрывкам).

- Какой вспоминается поэту Волга?

- Какие слова передают чувство восхищения и восторга великой русской рекой?

- Какое событие так изменило отношение Некрасова к реке?

Ответы обучающихся.

         По ходу работы на доске и в тетрадях выписываются повторяющиеся звуки. Какими звуками передается настроение?

         Определенные гласные передают определенное настроение:

         Большой, реки, кричали, кулики – к   ,  р  , ш 

         Лес, солнце, небес -  л  , н  ,   е   .  (Восхищение красотой родного края).

         Сон, зной, стоны, ползли, гурьбою, бурлаки -  о  ,   у. (Ощущение тяжести, тревоги, печали).

         Учитель. В старших классах мы познакомимся с такими понятиями как ассонанс – повтор гласных звуков, аллитерация – повтор согласных звуков.

         Так же точно судьбу бурлаков передает в своей работе «Бурлаки на Волге» художник И. Репин. (На доске репродукция картины).

9. Устное описание картины.

    Ответы обучающихся.

         Вывод. Слово учителя. Некрасов был первым поэтом, который внес в литературу новый образ – образ простого крестьянина, бурлака. Изучая новые произведения, мы с вами увидим: много чудных стихов поэта, музыка которых продолжает звучать еще долго после того, как они прочитаны.

         10. Выводы по уроку.

Проанализировав стихотворения, предложения, мы убедились, что наша речь состоит из потока звуков, образующих слова. Подведем итоги.

- Какой раздел науки изучает звуки?

- Какие бывают звуки?

- Что нового вы узнали о гласных и согласных  звуках? С какими новыми  понятиями познакомились?

- Что такое безударная гласная и как не ошибиться в ее написании?

11. Домашнее задание.

1) Повторить звуки речи;

2) Творческое задание. Написать сочинение-описание  природы. Представьте, что вы на берегу нашей реки Буй. Какие чувства вызывает картина природы? Вспомните описательные обороты, которые применял в своем стихотворении Н. Некрасов, дайте свое описание.

11. Оценки.

 

 

 

Использованная литература

  1. Беляева О. В., Даценко О. А. «Поурочные разработки по русскому языку в 5 классе»
  2. Богданова Г. А. «Уроки русского языка в 5 классе»
  3. Золотарева И. В., Егорова Н. В. «Поурочные разработки по литературе в 5 классе»
  4. Коровина В. Я. «Литература. 5 класс». М.: Просвещение, 2006.
  5. Ладыженская Т. А. «Русский язык. 5 класс» М.: Просвещение, 2008.
  6. Львова С. И. «Уроки словесности. 5-9 классы». М.: Дрофа, 2000.
  7. Раман Т. В. «Тематическое и поурочное планирование уроков русского языка в 5 классе»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" »

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан








Конспект урока

русского языка в 5а классе по теме

«Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные»








Учитель русского языка и литературы

Гиззатуллина И. З.












2014 год

Тема: «Фонетика. Гласные и согласные звуки.

Ударные и безударные гласные»

Цели: 1) повторить знания по разделу «Синтаксис»;

2) повторить изученное о различении букв и звуков, гласных и согласных;

3) закрепить умение в обозначении звуков и букв; навыки фонетического разбора;

4) закрепить умение работы с безударными гласными;

5) воспитание чувства прекрасного на примерах литературных произведений.


Ход урока.

  1. Оргмомент.

Приветствие. Слово учителя.

Учитель. Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный, а интегрированный урок. Явления фонетики мы понаблюдаем на основе произведений, изученных на уроках литературы.

  1. Орфоэпическая разминка. (Повторить скороговорки).

На дворе трава, на траве дрова.

От топота копыт пыль по полю летит.

Учитель. Какие звуки слышим? (Гласные и согласные)

- В каком разделе русского языка они изучаются? (Фонетика)

- Правильно, «Фонетика». Значит, какую тему мы сегодня изучаем? (Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока).

- Правильно, молодцы. Сегодня мы приступаем к изучению раздела «Фонетика» (открывается тема урока на доске).

  1. Запись в тетрадях темы урока, объявление целей урока.

  2. Учитель. Вспомним темы прошлых уроков и закрепим знания по «Синтаксису». Синтаксический разбор предложения.

В это время 2 ученика работают по карточкам. (Составление предложений по схемам)

Прослушайте отрывок и выполните задания.

В каких-то розовых мечтах

Я позабылся. Сон и зной

Уже царили надо мной.

Но вдруг я стоны услыхал.

И взор мой на берег упал.

Учитель. Из какого произведения данный отрывок и кто автор? («На Волге» Н. А. Некрасов)

Учитель. Сколько предложений? (3)

Составьте схему 2 предложения.

Полный синтаксический разбор 3 предложения.

Проверка работ учащихся, работавших по карточкам. (По ходу работы оцениваются ответы учащихся).

Выводы.

- Какие бывают предложения? (Простые, сложные, предложения с прямой речью, предложения с обобщающим словом при однородных членах).

- Чем отличаются сложные предложения от простых?

Ответы обучающихся.

5. Включается запись.

Учитель. Какие звуки мы слышим? (Пение птиц, звук летящего самолета).

Учитель. А звуки человеческой речи – ее «строительный материал» изучает раздел русского языка, который называется «Фонетика».

Звуки речи мы произносим и слышим, а на письме обозначаем к.

Слова могут состоять из 1 звука: в, и;

из двух: ум, мы, но;

из трех: мел, петь;

и более звуков: березовый, строительный.

Звук – наименьшая языковая единица, его роль – способствовать различению слов, их смысла (лук - луг). Из одинаковых звуков могут быть составлены разные слова.

- Какие бывают звуки? (Схема записывается в словарях)

Звуки речи

гласные согласные

ударные безударные

твердые мягкие звонкие глухие сонорные

- Чем отличаются гласные и согласные?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем пропеть звуки:

1 группа б п в ф г к

2 группа а о и ы э у

Вывод. Вы почувствовали, что согласные звуки пропеть невозможно, почему? Ответ вы найдете в материалах учебника (параграфы 51, 52)

Ответы обучающихся.

- При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно.

- При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту препятствия (язык, нёбо, зубы, губы). Струя воздуха преодолевает препятствия и от этого получается шум.

6.Закрепление.

Учитель. Согласные звуки мы будем изучать на последующих уроках, а сегодня поработаем над гласными.

  1. Работа над упражнением 256 (таблица заполняется в тетрадях и на доске).

  2. Самостоятельная работа по карточкам и выборочная проверка.

Выписать слова с пропущенными буквами, подобрать проверочные слова.

1 вариант

Я рос, как многие, в глуши,

У б…регов б..льшой р…ки,

Где лишь кр…чали кулики,

Шумели глухо камыши,

Р…дами стаи белых птиц,

Как изваяния гр…бниц

С…дели важно на песке…


2 вариант

О Волга! После многих лет

Я вновь принес тебе привет.

Уж я не тот, но ты св…тла

И в…личава, как была.

Кругом все та же даль и ширь.

Все тот же виден монастырь

На …строву, среди песков,

И даже треп…т прежних дней

Я ощутил в душе моей,

Заслыша звон к…локолов.


Вывод.

- Почему мы ошибаемся в написании безударной гласной?

- Как правильно написать и как проверить?

Ответы обучающихся.

3) Фонетический разбор слова берегов.


7. Физкультминутка.

8. Слово учителя.

Русский язык – один из самых красивых и выразительных языков мира. Это объясняется преобладанием в нем мелодичных звуков: гласных и звонких согласных. Подбирая слова с определенными звуками, писатели. Поэты создают яркие образы, картины.

Послушайте отрывки из стихотворений Н. Гончарова

- Какие звуки преобладают в 1 и во 2 отрывках?

- С какой целью автор подбирает слова с таким звучанием?

1) По небу голубому

Проехал грохот грома…

  1. Шустрый дождь

На длинных ножках

Пробежался

По дорожкам.

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, изобразительный прием, основанный на повторе звуков, называется звукописью.

Мы сказали, что поэты, мастерски пользуясь богатством родной речи, сопровождают стихи особой музыкой, которую нужно научиться слушать. Воспользовавшись вышеприведенным примером, вслушаемся в слова стихотворения Н. Некрасова «На Волге»

(Работают 2 группы по 2 отрывкам).

- Какой вспоминается поэту Волга?

- Какие слова передают чувство восхищения и восторга великой русской рекой?

- Какое событие так изменило отношение Некрасова к реке?

Ответы обучающихся.

По ходу работы на доске и в тетрадях выписываются повторяющиеся звуки. Какими звуками передается настроение?

Определенные гласные передают определенное настроение:

Большой, реки, кричали, кулики – к , р , ш

Лес, солнце, небес - л , н , е . (Восхищение красотой родного края).

Сон, зной, стоны, ползли, гурьбою, бурлаки - о , у. (Ощущение тяжести, тревоги, печали).

Учитель. В старших классах мы познакомимся с такими понятиями как ассонанс – повтор гласных звуков, аллитерация – повтор согласных звуков.

Так же точно судьбу бурлаков передает в своей работе «Бурлаки на Волге» художник И. Репин. (На доске репродукция картины).



9. Устное описание картины.

Ответы обучающихся.

Вывод. Слово учителя. Некрасов был первым поэтом, который внес в литературу новый образ – образ простого крестьянина, бурлака. Изучая новые произведения, мы с вами увидим: много чудных стихов поэта, музыка которых продолжает звучать еще долго после того, как они прочитаны.

10. Выводы по уроку.

Проанализировав стихотворения, предложения, мы убедились, что наша речь состоит из потока звуков, образующих слова. Подведем итоги.

- Какой раздел науки изучает звуки?

- Какие бывают звуки?

- Что нового вы узнали о гласных и согласных звуках? С какими новыми понятиями познакомились?

- Что такое безударная гласная и как не ошибиться в ее написании?

11. Домашнее задание.

1) Повторить звуки речи;

2) Творческое задание. Написать сочинение-описание природы. Представьте, что вы на берегу нашей реки Буй. Какие чувства вызывает картина природы? Вспомните описательные обороты, которые применял в своем стихотворении Н. Некрасов, дайте свое описание.

11. Оценки.































Использованная литература



  1. Беляева О. В., Даценко О. А. «Поурочные разработки по русскому языку в 5 классе»

  2. Богданова Г. А. «Уроки русского языка в 5 классе»

  3. Золотарева И. В., Егорова Н. В. «Поурочные разработки по литературе в 5 классе»

  4. Коровина В. Я. «Литература. 5 класс». М.: Просвещение, 2006.

  5. Ладыженская Т. А. «Русский язык. 5 класс» М.: Просвещение, 2008.

  6. Львова С. И. «Уроки словесности. 5-9 классы». М.: Дрофа, 2000.

  7. Раман Т. В. «Тематическое и поурочное планирование уроков русского языка в 5 классе»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Гиззатуллина Инзиля Зияфатовна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект  урока. Русский язык "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-1"
    ["file_id"] => string(6) "165264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422791612"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме «Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные» (интегрированный урок)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_uroka_russkogho_iazyka_v_5_klassie_po_tiemie_fonietika_glas"
    ["file_id"] => string(6) "363474"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480344090"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку Обобщение изученного материала за год "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-obobshchieniie-izuchiennogho-matieriala-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "123222"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414431369"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по русскому языку по теме "Твердые и мягкие согласные". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-tvierdyie-i-miaghkiie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "221493"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435326902"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства