Как вы думаете, почему осень называют золотой? (Ответы детей).
- Красота осенней природы всегда была источником вдохновения для поэтов и художников. И, конечно же, невозможно представить осень без листопада.
III. Изучение новой темы
Постановка темы урока.
- Послушайте стихотворение:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (о корне слова).
- Верно, сегодня на уроке речь пойдёт о корне слова.
IV. Работа по учебнику.
Упражнение 142. Прочитайте сказку. О каком чудесном дереве вы узнали?
- Ребята, посмотрите на рисунок. Составьте слова и запишите.
-ок- -ик- -очек-
Лист, листок, листик, листочек.
Правило!
Корнем слова называется общая часть родственных слов. Поэтому слова,которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными.
Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова.
Школа, школьник, пришкольный – это однокоренные слова.
Школа, в школу, к школе – это разные формы одного и того же слова. Окончание образует формы слова.
V. Игра, которая называется «Третий лишний».
- Найдите и выпишите однокоренные слова, выделите корень.
Холод, холмик, холодный.
Лист, лисица, лисёнок.
Моряк, море, морж.
Лиса, лисица, лес
Смелый, храбрый, смельчак.
VI. Словарная работа
Губит – ??ртады
Вредные насекомые – зиянды ж?ндіктер
Липкий – жабыс?а?
Зазубринки – кетілген
Выполнение упражнений
Упражнение 145 /устно/ В каждой строчке найдите однокоренные слова. Помните, что однокоренные слова похожи по смыслу и имеют одинаковый корень.
Упражнение 146 /устно/
VII. Закрепление
Каждому ученику раздаю листочки со словами, они подбирают к ним однокоренные слова.
Лес, сад, школа, ветер, дерево, гриб, вода, двор, снег, футбол, камень, шерсть, ночь
VIII.Рефлексия.
Составить синквейн.
Оценивание. Домашнее задание: Упр 149,150 с165
Итог урок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Корень слова" »
Тема: Корень слова. Однокоренные слова
Цели: Формирование понятий «однокоренные слова», «корень слова».
Задачи:
закрепить знания детей о составе слова.
учить подбирать родственные (однокоренные) слова, выделять корень слова в однокоренных словах, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Как вы думаете, почему осень называют золотой? (Ответы детей).
- Красота осенней природы всегда была источником вдохновения для поэтов и художников. И, конечно же, невозможно представить осень без листопада.
III. Изучение новой темы
Постановка темы урока.
- Послушайте стихотворение:
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада, Вот ещё посадки рядом, А вот садовод. С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (о корне слова).
- Верно, сегодня на уроке речь пойдёт о корне слова.
IV. Работа по учебнику.
Упражнение 142. Прочитайте сказку. О каком чудесном дереве вы узнали?
- Ребята, посмотрите на рисунок. Составьте слова и запишите.
-ок- -ик- -очек-
Лист, листок, листик, листочек.
Правило!
Корнем слова называется общая часть родственных слов. Поэтому слова,которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными.
Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова.
Школа, школьник, пришкольный – это однокоренные слова.
Школа, в школу, к школе – это разные формы одного и того же слова. Окончание образует формы слова.
V. Игра, которая называется «Третий лишний».
- Найдите и выпишите однокоренные слова, выделите корень.
Холод, холмик, холодный.
Лист, лисица, лисёнок.
Моряк, море, морж.
Лиса, лисица, лес
Смелый, храбрый, смельчак.
VI. Словарная работа
Губит – құртады
Вредные насекомые – зиянды жәндіктер
Липкий – жабысқақ
Зазубринки – кетілген
Выполнение упражнений
Упражнение 145 /устно/ В каждой строчке найдите однокоренные слова. Помните, что однокоренные слова похожи по смыслу и имеют одинаковый корень.
Упражнение 146 /устно/
VII. Закрепление
Каждому ученику раздаю листочки со словами, они подбирают к ним однокоренные слова.
Лес, сад, школа, ветер, дерево, гриб, вода, двор, снег, футбол, камень, шерсть, ночь