-Какие слова называются однокоренными (или родственными)?
-Как пишется корень в однокоренных словах?
IV. Постановка цели.
-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень.
V. Применение новых знаний. Первичное закрепление.
- Я предлагаю вам два задания, а вы выбирайте, с какого задания начнёте. При выполнении этих заданий можете пользоваться словарями, которые лежат у вас на партах.
1. Игра по рядам «Кто больше?»
По всему классу развешаны слова:
мороз
груз
ель
вода
лес
Задание: образуйте от данных слов однокоренные слова (работа в группах). Проверка. Запишите слова в тетрадь. Выделите корень.
2. Игра «Будь внимателен». Самостоятельная работа.
Задание: на основе первого примера, определите и сформулируйте принцип записи слов. В соответствии с ним запишите остальные ряды слов. Продолжите задание со своими словами.
А)-К каждому предложению составьте и напишите подобное предложение.
Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник.
Предложения: Под осиной растут подосиновики.
Муравьи живут в муравейнике.
Б)-Подумайте и скажите, как появились слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник
VII. Упражнение по развитию зоркости. Самостоятельная работа.
1. - Прочитайте стихотворение С. Погореловского «Снежная страна»
Поплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.
- Найдите все «снежные слова». Запишите и выделите корень.
Сколько слов записали? Что интересного заметили, выделяя корни? (чередование снег/снеж)
- Какое лишнее слово вы записали? (снегирь) Почему? Какой же корень будет у этого слова? Вспомните, что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? (подобрать однокоренные слова)
- В вашем ряду слов есть еще лишнее слово, оно не является однокоренным, а будет формой слова снег. (Это слово снегам). Докажите, что это не однокоренное слово.
После доказательств появляется таблица однокоренные слова формы слова
Снежок снег
снег снега
снежинка снегом
снеговик о снегах
2. Дифференцированная работа
Ученики сами выбирают задание по силам
I уровень.
Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень
Суп - хлеб - сахар - мыло - тигр -
II уровень.
Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
-Какие слова называются однокоренными (или родственными)?
-Как пишется корень в однокоренных словах?
IV. Постановка цели.
-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень.
V. Применение новых знаний. Первичное закрепление.
- Я предлагаю вам два задания, а вы выбирайте, с какого задания начнёте. При выполнении этих заданий можете пользоваться словарями, которые лежат у вас на партах.
1. Игра по рядам «Кто больше?»
По всему классу развешаны слова:
мороз
груз
ель
вода
лес
Задание: образуйте от данных слов однокоренные слова (работа в группах). Проверка. Запишите слова в тетрадь. Выделите корень.
2. Игра «Будь внимателен». Самостоятельная работа.
Задание: на основе первого примера, определите и сформулируйте принцип записи слов. В соответствии с ним запишите остальные ряды слов. Продолжите задание со своими словами.
А)-К каждому предложению составьте и напишите подобное предложение.
Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник.
Предложения: Под осиной растут подосиновики.
Муравьи живут в муравейнике.
Б)-Подумайте и скажите, как появились слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник
VII. Упражнение по развитию зоркости. Самостоятельная работа .
1. - Прочитайте стихотворение С. Погореловского «Снежная страна»
Поплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.
- Найдите все «снежные слова». Запишите и выделите корень.
Сколько слов записали? Что интересного заметили, выделяя корни? (чередование снег/снеж)
- Какое лишнее слово вы записали? (снегирь) Почему? Какой же корень будет у этого слова? Вспомните, что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? (подобрать однокоренные слова)
- В вашем ряду слов есть еще лишнее слово, оно не является однокоренным, а будет формой слова снег. (Это слово снегам). Докажите, что это не однокоренное слово.
После доказательств появляется таблица однокоренные слова формы слова
Снежок снег
снег снега
снежинка снегом
снеговик о снегах
2. Дифференцированная работа
Ученики сами выбирают задание по силам
I уровень.
Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень
Суп - хлеб - сахар - мыло - тигр -
II уровень.
Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.