kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по  русскому языку  во 2 классе

Тема: Однокоренные слова. Корень слова.

Цель урока: формировать правильное представление о понятиях «родственные слова», «однокоренные слова» ; учить выделять в родственных словах корень.

Задачи  урока:

- формировать умение различать родственные слова и формы одного слова, умение подбирать родственные слова и выделять корень;

- развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность; развивать коммуникативные качества: умение слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения;

- воспитывать интерес к русскому языку, потребность совершенствовать  устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе и животным

Оборудование:

-Учебник  В.К.Павленко, Г.в. Клыпа  «Русский язык» - 2 класс  издательство «Алматыкiтап баспасы» 2013г.

-Дополнительный материал к уроку (Карточки).

-Электронное приложение к учебнику.

-Интерактивная доска.

Ведущие виды деятельности на уроке:

- творческий ;

- проблемно – поисковый;

- продуктивный.

Педагогические технологии:

-  Личностно – ориентированного обучения (ученик является главной действующей фигурой образовательного процесса),

- Объяснительно – иллюстративного обучения (работа по иллюстрациям, схемам),

- Технология сотрудничества (монолог, диалог, работа в парах),

- ИКТ технологии.

Ход урока

I.Организационный  момент.

Чтение стихотворения, как настрой на работу:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

– Итак, у нас урок русского языка.

–Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

II.Чистописание.

г.зета   к…ртина   …лф…вит    р…бота

-Вставьте буквы. Поставьте ударение в словах.

-Что общего у этих слов?

-Найдите лишнее слово.

- Назовите синоним к слову.

-Что такое синонимы?

-Определите буквы для чистописания. Они находятся в слове «алфавит».

Безударный  гласный.

Парные по звонкости-глухости согласные.

А. авф. В. вфа. Ф. фав

III.Актуализация знаний.

1. Работа на скороговоркой.

-А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Отгадайте загадку.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?.(Ворона)

– Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края?

– Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой?

– Как называют этих птиц?

-А как называют тех, которые улетают в теплые края?

-Почему они улетают?

– Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму?

– Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение?

Пров…ронила   в…рона    в…р…нёнка.

– Что это?

– Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп.

 Прочитайте  скороговорку,выделяя голосом каждое слово.

-Подберите синоним к слову «проворонила».

– Назовите орфограммы в словах.

– Спишите, подчеркните орфограммы.

2. Подготовка к изучению нового материала.

-Сколько слов в предложении?

-Что вы можете сказать о них?

-Докажите.

-Выделите корень.

-Какие слова называются однокоренными (или родственными)?

-Как пишется корень в однокоренных словах?

IV. Постановка цели.

-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

 Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень.

V. Применение новых знаний. Первичное закрепление.

- Я предлагаю вам два задания, а вы выбирайте, с какого задания начнёте. При выполнении этих заданий можете пользоваться словарями, которые лежат у вас на партах.

1. Игра по рядам «Кто больше?»

По всему классу развешаны слова:

мороз

груз

ель

вода

лес

Задание: образуйте от данных слов однокоренные слова (работа в группах). Проверка. Запишите слова в тетрадь. Выделите корень.

2. Игра «Будь внимателен». Самостоятельная работа.

Задание: на основе первого примера, определите и сформулируйте принцип записи слов. В соответствии с ним запишите остальные ряды слов. Продолжите задание со своими словами.

Сад – садовник - садовый

? - лесник – лесной

? - ? - грибной

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Проверка.

VI. Закрепление изученного.

1. Работа в парах. Найди лишнее слово.

рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука, рыбачить;

травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма;

кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм;

полянка, поле, полюшко, половник, полёвка;

сила, могучий, сильный, силач, силёнки

2.Лексическая работа.

А)-К каждому предложению составьте  и напишите подобное предложение.

Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник.

Предложения: Под осиной растут подосиновики.

                         Муравьи живут в муравейнике.

Б)-Подумайте и скажите, как появились  слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник

VII. Упражнение по развитию зоркости. Самостоятельная работа.

1. - Прочитайте стихотворение С. Погореловского «Снежная страна»

Поплясали по снегам снежные метели.

Снегири снеговикам песню просвистели.

У заснеженной реки в снежном переулке

Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.

- Найдите все «снежные слова». Запишите и выделите корень.

Сколько слов записали? Что интересного заметили, выделяя корни? (чередование снег/снеж)

- Какое лишнее слово вы записали? (снегирь) Почему? Какой же корень будет у этого слова? Вспомните, что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? (подобрать однокоренные слова)

- В вашем ряду слов есть еще лишнее слово, оно не является однокоренным, а будет формой слова снег. (Это слово снегам).  Докажите,  что это не однокоренное слово.

После доказательств появляется таблица  однокоренные слова формы слова

Снежок  снег

снег  снега

снежинка  снегом

снеговик  о снегах

2. Дифференцированная работа

Ученики сами выбирают задание по силам

I уровень.

Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень

Суп - хлеб - сахар - мыло - тигр -

II уровень.

Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

Зимний, зеленеет, зима, зеленый, зелень, зимовать.

Проверка. Самопроверка.

VIII. Рефлексия деятельности

- Ответили ли мы сегодня на поставленные вопросы: что такое корень, однокоренные слова?

Выберите верное утверждение:

Корень – общая часть предложений

Корень – общая часть всех слов

Корень – общая часть однокоренных слов

- Какие слова мы называем однокоренными

Игра «Верю – не верю»

- верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные?

-верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные?

-верите ли вы, что в словах муха и мушка, согласные корня чередуются?

-верите ли вы, что слова страница и страна родственные?

-верите ли вы, что слова книга и книгой – это формы одного и того же слова?

-верите ли вы, что у слова книга нулевое окончание?

-Сегодня вы хорошо поработали, выполнили много различных упражнений. Оцените свою работу на уроке на лесенке успеха.

IX. Домашнее задание. стр.95 упр.251 (подобрать однокоренные слова)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова."»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тема: Однокоренные слова. Корень слова.

Цель урока: формировать правильное представление о понятиях «родственные слова», «однокоренные слова» ; учить выделять в родственных словах корень.

Задачи урока:

- формировать умение различать родственные слова и формы одного слова, умение подбирать родственные слова и выделять корень;

- развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность; развивать коммуникативные качества: умение слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения;

- воспитывать интерес к русскому языку, потребность совершенствовать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе и животным


Оборудование:

-Учебник В.К.Павленко, Г.в. Клыпа «Русский язык» - 2 класс издательство «Алматыкiтап баспасы» 2013г.

-Дополнительный материал к уроку (Карточки).

-Электронное приложение к учебнику.

-Интерактивная доска.

Ведущие виды деятельности на уроке:

- творческий ;

- проблемно – поисковый;

- продуктивный.


Педагогические технологии:

- Личностно – ориентированного обучения (ученик является главной действующей фигурой образовательного процесса),

- Объяснительно – иллюстративного обучения (работа по иллюстрациям, схемам),

- Технология сотрудничества (монолог, диалог, работа в парах),

- ИКТ технологии.

Ход урока

I.Организационный момент.

Чтение стихотворения, как настрой на работу:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

– Итак, у нас урок русского языка.

–Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

II.Чистописание.

г...зета к…ртина …лф…вит р…бота

-Вставьте буквы. Поставьте ударение в словах.

-Что общего у этих слов?

-Найдите лишнее слово.

- Назовите синоним к слову.

-Что такое синонимы?

-Определите буквы для чистописания. Они находятся в слове «алфавит».

Безударный гласный.

Парные по звонкости-глухости согласные.

А . авф . В . вфа . Ф . фав

III.Актуализация знаний.

1. Работа на скороговоркой.

-А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Отгадайте загадку.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?...(Ворона)

– Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края?

– Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой?

– Как называют этих птиц?

-А как называют тех, которые улетают в теплые края?

-Почему они улетают?

– Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму?

– Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение?

Пров…ронила в…рона в…р…нёнка.

– Что это?

– Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп.

Прочитайте скороговорку ,выделяя голосом каждое слово.

-Подберите синоним к слову «проворонила».

– Назовите орфограммы в словах.

– Спишите, подчеркните орфограммы.

2. Подготовка к изучению нового материала.

-Сколько слов в предложении?

-Что вы можете сказать о них?

-Докажите.

-Выделите корень.

-Какие слова называются однокоренными (или родственными)?

-Как пишется корень в однокоренных словах?

IV. Постановка цели.

-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень.

V. Применение новых знаний. Первичное закрепление.

- Я предлагаю вам два задания, а вы выбирайте, с какого задания начнёте. При выполнении этих заданий можете пользоваться словарями, которые лежат у вас на партах.

1. Игра по рядам «Кто больше?»

По всему классу развешаны слова:

мороз

груз

ель

вода

лес

Задание: образуйте от данных слов однокоренные слова (работа в группах). Проверка. Запишите слова в тетрадь. Выделите корень.


2. Игра «Будь внимателен». Самостоятельная работа.

Задание: на основе первого примера, определите и сформулируйте принцип записи слов. В соответствии с ним запишите остальные ряды слов. Продолжите задание со своими словами.

Сад – садовник - садовый

? - лесник – лесной

? - ? - грибной

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Проверка.

VI. Закрепление изученного.

1. Работа в парах. Найди лишнее слово.

рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука, рыбачить;

травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма;

кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм;

полянка, поле, полюшко, половник, полёвка;

сила, могучий, сильный, силач, силёнки

2.Лексическая работа.

А)-К каждому предложению составьте  и напишите подобное предложение.

Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник.

Предложения: Под осиной растут подосиновики.

                         Муравьи живут в муравейнике.

Б)-Подумайте и скажите, как появились  слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник


VII. Упражнение по развитию зоркости. Самостоятельная работа .


1. - Прочитайте стихотворение С. Погореловского «Снежная страна»


Поплясали по снегам снежные метели.

Снегири снеговикам песню просвистели.

У заснеженной реки в снежном переулке

Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.


- Найдите все «снежные слова». Запишите и выделите корень.

Сколько слов записали? Что интересного заметили, выделяя корни? (чередование снег/снеж)

- Какое лишнее слово вы записали? (снегирь) Почему? Какой же корень будет у этого слова? Вспомните, что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? (подобрать однокоренные слова)

- В вашем ряду слов есть еще лишнее слово, оно не является однокоренным, а будет формой слова снег. (Это слово снегам). Докажите, что это не однокоренное слово.

После доказательств появляется таблица однокоренные слова формы слова

Снежок снег

снег снега

снежинка снегом

снеговик о снегах

2. Дифференцированная работа

Ученики сами выбирают задание по силам

I уровень.

Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень

Суп - хлеб - сахар - мыло - тигр -

II уровень.

Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

Зимний, зеленеет, зима, зеленый, зелень, зимовать.

Проверка. Самопроверка.

VIII. Рефлексия деятельности

- Ответили ли мы сегодня на поставленные вопросы: что такое корень, однокоренные слова?

Выберите верное утверждение:

Корень – общая часть предложений

Корень – общая часть всех слов

Корень – общая часть однокоренных слов

- Какие слова мы называем однокоренными


Игра «Верю – не верю»

- верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные?

-верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные?

-верите ли вы, что в словах муха и мушка, согласные корня чередуются?

-верите ли вы, что слова страница и страна родственные?

-верите ли вы, что слова книга и книгой – это формы одного и того же слова?

-верите ли вы, что у слова книга нулевое окончание?

-Сегодня вы хорошо поработали, выполнили много различных упражнений. Оцените свою работу на уроке на лесенке успеха.


IX. Домашнее задание. стр.95 упр.251 (подобрать однокоренные слова)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова."

Автор: Плотникова Елена Николаевна

Дата: 13.03.2016

Номер свидетельства: 305176

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства