Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Тема: Однокоренные слова. Корень слова.
Цель урока: формировать правильное представление о понятиях «родственные слова», «однокоренные слова» ; учить выделять в родственных словах корень.
Задачи урока:
- формировать умение различать родственные слова и формы одного слова, умение подбирать родственные слова и выделять корень;
- развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность; развивать коммуникативные качества: умение слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать интерес к русскому языку, потребность совершенствовать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе и животным
Оборудование:
-Учебник В.К.Павленко, Г.в. Клыпа «Русский язык» - 2 класс издательство «Алматыкiтап баспасы» 2013г.
-Дополнительный материал к уроку (Карточки).
-Электронное приложение к учебнику.
-Интерактивная доска.
Ведущие виды деятельности на уроке:
- творческий ;
- проблемно – поисковый;
- продуктивный.
Педагогические технологии:
- Личностно – ориентированного обучения (ученик является главной действующей фигурой образовательного процесса),
- Объяснительно – иллюстративного обучения (работа по иллюстрациям, схемам),
- Технология сотрудничества (монолог, диалог, работа в парах),
- ИКТ технологии.
Ход урока
I.Организационный момент.
Чтение стихотворения, как настрой на работу:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
– Итак, у нас урок русского языка.
–Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.
II.Чистописание.
г.зета к…ртина …лф…вит р…бота
-Вставьте буквы. Поставьте ударение в словах.
-Что общего у этих слов?
-Найдите лишнее слово.
- Назовите синоним к слову.
-Что такое синонимы?
-Определите буквы для чистописания. Они находятся в слове «алфавит».
Безударный гласный.
Парные по звонкости-глухости согласные.
А. авф. В. вфа. Ф. фав
III.Актуализация знаний.
1. Работа на скороговоркой.
-А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Отгадайте загадку.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?.(Ворона)
– Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края?
– Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой?
– Как называют этих птиц?
-А как называют тех, которые улетают в теплые края?
-Почему они улетают?
– Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму?
– Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение?
Пров…ронила в…рона в…р…нёнка.
– Что это?
– Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп.
Прочитайте скороговорку,выделяя голосом каждое слово.
-Подберите синоним к слову «проворонила».
– Назовите орфограммы в словах.
– Спишите, подчеркните орфограммы.
2. Подготовка к изучению нового материала.
-Сколько слов в предложении?
-Что вы можете сказать о них?
-Докажите.
-Выделите корень.
-Какие слова называются однокоренными (или родственными)?
-Как пишется корень в однокоренных словах?
IV. Постановка цели.
-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень.
V. Применение новых знаний. Первичное закрепление.
- Я предлагаю вам два задания, а вы выбирайте, с какого задания начнёте. При выполнении этих заданий можете пользоваться словарями, которые лежат у вас на партах.
1. Игра по рядам «Кто больше?»
По всему классу развешаны слова:
мороз
груз
ель
вода
лес
Задание: образуйте от данных слов однокоренные слова (работа в группах). Проверка. Запишите слова в тетрадь. Выделите корень.
2. Игра «Будь внимателен». Самостоятельная работа.
Задание: на основе первого примера, определите и сформулируйте принцип записи слов. В соответствии с ним запишите остальные ряды слов. Продолжите задание со своими словами.
Сад – садовник - садовый
? - лесник – лесной
? - ? - грибной
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Проверка.
VI. Закрепление изученного.
1. Работа в парах. Найди лишнее слово.
рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука, рыбачить;
травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма;
кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм;
полянка, поле, полюшко, половник, полёвка;
сила, могучий, сильный, силач, силёнки
2.Лексическая работа.
А)-К каждому предложению составьте и напишите подобное предложение.
Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник.
Предложения: Под осиной растут подосиновики.
Муравьи живут в муравейнике.
Б)-Подумайте и скажите, как появились слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник
VII. Упражнение по развитию зоркости. Самостоятельная работа.
1. - Прочитайте стихотворение С. Погореловского «Снежная страна»
Поплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.
- Найдите все «снежные слова». Запишите и выделите корень.
Сколько слов записали? Что интересного заметили, выделяя корни? (чередование снег/снеж)
- Какое лишнее слово вы записали? (снегирь) Почему? Какой же корень будет у этого слова? Вспомните, что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? (подобрать однокоренные слова)
- В вашем ряду слов есть еще лишнее слово, оно не является однокоренным, а будет формой слова снег. (Это слово снегам). Докажите, что это не однокоренное слово.
После доказательств появляется таблица однокоренные слова формы слова
Снежок снег
снег снега
снежинка снегом
снеговик о снегах
2. Дифференцированная работа
Ученики сами выбирают задание по силам
I уровень.
Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень
Суп - хлеб - сахар - мыло - тигр -
II уровень.
Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
Зимний, зеленеет, зима, зеленый, зелень, зимовать.
Проверка. Самопроверка.
VIII. Рефлексия деятельности
- Ответили ли мы сегодня на поставленные вопросы: что такое корень, однокоренные слова?
Выберите верное утверждение:
Корень – общая часть предложений
Корень – общая часть всех слов
Корень – общая часть однокоренных слов
- Какие слова мы называем однокоренными
Игра «Верю – не верю»
- верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные?
-верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные?
-верите ли вы, что в словах муха и мушка, согласные корня чередуются?
-верите ли вы, что слова страница и страна родственные?
-верите ли вы, что слова книга и книгой – это формы одного и того же слова?
-верите ли вы, что у слова книга нулевое окончание?
-Сегодня вы хорошо поработали, выполнили много различных упражнений. Оцените свою работу на уроке на лесенке успеха.
IX. Домашнее задание. стр.95 упр.251 (подобрать однокоренные слова)