6 класс Русский язык
Тема: Корень слова. Однокоренные слова
Цель: сформировать у учащихся такие понятия, как «корень», «однокоренные слова».
Задачи : 1. Знать : научить учащихся подбирать однокоренные слова;
2.Уметь: аргументированно и лаконично излагать мысли, вести учебный диалог;
3.Применять: теоритические навыки на практике.
Оборудование: карточки , опорная схема «Копилка русского языка»,рисунок деревьев, карточки, рисунок «Дядюшки Корнея» к дидактической игре, сказка, толковый словарь В.И. Даля.
Ход урока:
Ι. Организационный момент. Создание психологической комфортности.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.
Тренинг «Лучик счастья» Деление на группы с помощью игры « Мозайка»
ΙΙ. Актуализация опорных знаний.
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.
Уровни учебных целей
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня
1. Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории
воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
« Мозговой штурм» . Вводное задание.
Игра "Найди общую часть"
Прочитайте и найдите общую часть слова для каждого ряда родственных слов.
Школа Дети Сад
Школьник Детский Садовый
Школьный Детство Садовник
Проблемная ситуация
-Как называется общая часть родственных слов?
-Что такое однокоренные слова?
-Попробуйте найти общую часть по составу для каждой пары слов?
-Вот таким знаком ∩ в русском языке выделяют общую часть слов.
-Обозначьте в словах общую часть или можно сказать «выделите корень слова»
Слово учителя. Определение темы и цели урока. Путём логических рассуждений мы определили тему сегодняшнего урока русского языка. Тема урока: корень слова, однокоренные слова.
Наша задача сегодня: познакомиться с понятиями «корень слова», «однокоренные слова».
Научиться определять в словах корень, находить однокоренные слова.
Запишите тему урока в тетрадь.
2. Понимание
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.
объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
Объяснение нового материала. Пробное задание .Работа с толковым словарем.
Найдите значение слова «корень» в словаре. (Корень- это
1)Подземная часть растения, которая удерживает его в почве и служит для всасывания влаги и питательных веществ.
2)Начало, источник чего-нибудь.
3)В грамматике - часть основы слова, в которой заключено его значение.
Почему слова сад, садовый, садовник называют родственными, или однокоренными? Потому что они близки по значению и звучанию. В них легко выделить общую часть- сад. Это и есть корень слова. Назовите слова, которые имеют один и то же корень. (Цвет - цветной, лёд – ледяной) Подумайте, как в русском языке называются слова, образованные от одного корня? (Однокоренные или родственные.)
3. Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.
применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях.
Закрепление изученного материала .
Работа по учебнику. Выборочно-распределительная работа.
Выполнение упражнения 2. Найдите и выпишите однокоренные слова.
Игра «Копилка русского языка». Групповая работа.
Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем:
1группа - сад
2группа - лес
3группа - уч
Выдели в словах корень. Проверка выполненного задания. Та группа, которая за семь минут запишет больше слов –выиграла .
Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень?
Вывод: чтобы найти корень слова, нужно подобрать несколько однокоренных слов. Общая часть этих слов и будет корнем.
Работа с текстом. Выборочное списывание. Самостоятельная работа. Чтение сказки
В. Волиной «Чужак». Найдите в тексте однокоренные слова.
Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Выпишите в тетрадь однокоренные слова, которые вы услышали в тексте. Выделите в них корень.
Вода
Подводник
Водицей
Водолаз
Водопадом
Водомерка
Водорослями
Водичка
Водяной
Воду
Воды
Проверка задания.
- Какие однокоренные слова вы выписали? Обоснуйте свой ответ.
Проблемный вопрос:Какое слово оказалось чужаком среди однокоренных к слову Вода? (Водитель)
- Обоснуйте свой ответ.
4.Анализ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так , чтобы ясно выступала структура
вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.
Конкурс «Собери листики»
Что же ветер натворил?
Все деревья оголил.
Сколько листиков кругом…
Мы сейчас их соберём. Задание. Запишите самостоятельно слова в два столбика. Какими однокоренными словами можно дополнить каждый столбик?
водолаз
водитель
водоём
провод
водопой
проводок
половодье
заводной
водопровод
Один листик «приземлился» ко мне на стол. К какому дереву этот листок? Почему? (Водопровод – можно отнести и в правый, и в левый столбик.) Почему корень в словах одинаковый, а мы записали слова в два столбика? (Смысл слов разный.)
Составление опорной схемы
-имеют общую часть;
-близки по смыслу.
Физминутка
Раз –подняться, потянуться,
Два- нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сядь..
Учебно-познавательная игра «Секреты Дядюшки Корнея"
Дядюшка Корней дал вам задания:
- выписать только родственные слова;
- выделить в них корень;
- зачеркнуть в каждой строке «лишнее» слово;
- объяснить по какому признаку вы его зачеркнули.
Сад, сажать, сажа, посадка
Лето, лететь, летний, летом
Гора, горный, гореть, гористый
Вода, водный, водитель, водопад
Вывод: В русском языке немало похожих слов, но не все они являются родственными.
5. Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.
пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи.
Синквейн Солнце
большое, яркое
светит, греет, радует
Солнце очень горячее тело.
Шар
Солдат
Смелый, выносливый.
Защищает, охраняет, служит.
Он бережет родную Землю.
Воин.
Чтение с пометками «Сказка о чудесном дереве»
6. Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.
оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.
Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.
- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?
- Что такое корень слова?
- Как правильно определить корень в слове?
- Какие слова называются однокоренными?
- Каковы признаки однокоренных слов?
- Пользуясь техникой «Закончи предложение» , оцените свою работу на уроке.
- Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты...
- Получили оценки...
- Спасибо за работу. Урок окончен.
Рефлексия . На стикерах пишут свои пожелания.
ІV. Закрепление изученного материала.
V. Итоги урока.
VΙ. Домашнее задание. Выучить правило. 1. Придумайте сказки про корень
( «ход», «род», «дом», «вод» ….). 2. Выполните упражнение 9 на стр. 59